Прощание с Азбукой
Оборудование. Плакат учебника «Грамота»,
алфавит в картинках,
рисунки ребят к прочитанным сказкам.
Плакат:
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться".
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит песня "Если хочешь много знать..."
(Дети под музыку входят в зал)
Учитель.
Вы в школе полгода почти отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Грамота хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Дети поют частушки.
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с «Грамотой»,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Ученик 7
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Грамотейск» зовется он.
Ученик 8
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
Ученик 9
Мы все, Грамоте, сказать хотим
За все тебя благодарим,
И все, что сделала для нас
Мы это помним, это знаем
И вот взволновано сейчас
Тебя мы с честью провожаем
Ученик 10
Надо 11 лет нам учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Ученик 11
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Космонавты и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
Все когда-то первый раз
Приходили в первый класс.
Ученик 12
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим звуки.
Ученик 13
Звуки эти разные,
Гласные, согласные.
Ученик 14
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричат,
В темном лесу звать, аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 15
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Ученик 16
Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог.
Ма и ша - запомни Маша к нам явилась на урок.
Ученик 17
Если слоги встанут рядом -
Получаются слова
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, и так сова.
Ученик 18
Соединили мы два слова и предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Ученик 19
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно понемногу
Мы научились все читать.
Звучит песня « Грамотей»
Ученик 20
33 родные буквы
Мы узнали к декабрю
За это Грамоте своей СПАСИБО
От души я говорю.
Ученик 21
Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой-
Он зовётся АЗБУКОЙ.
Учитель
Сегодня на наш праздник пришла «живая азбука», и каждая буковка о себе сейчас расскажет.
«А»
Аист вез из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
"Б"
Бегемотик обгоняет
На площадке барсука.
Ловко прыгнув, он бросает
Мяч в кольцо издалека.
"В"
Верблюжонок целый воз
В огород воды привез,
Потому что все плоды
Погибают без воды.
"Г"
Гусь хозяин был хороший.
Чтобы вырастить горошек,
Купил грабли и лопатку,
И окапывает грядку.
"Д"
Добрый дятел занят делом:
Ремонтирует дупло.
Дверь починит он умело,
Будет в домике тепло.
"Е"
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
А на ветке еле-еле
Разместились свиристели.
"Ё"
Ёж под веткой старой елки
Чистит каждый день иголки.
И поэтому иголки
У ежа остры и колки.
"Ж"
Жар-птица не даром зовется Жар-птицей,
Иван от конька по-секрету узнал,
Чтоб руки не сжечь он одел рукавицы
И в миг на охоте Жар-птицу поймал.
"З"
Зайчишка знал лесной закон
И запер крепко дверь.
Большой замок повесил он,
Чтоб не забрался зверь.
"И"
Из избушки, не спеша
Вышла стайка индюшат.
Вел индюк их по дорожке,
Чтоб они размяли ножки.
"К"
Кочаны несет козел,
А коза - большой котел.
Значит завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
"Л"
Львята лазят по лианам
Не могли, как обезьяны.
Но за-то он умели
Ловко мастерить качели.
"М"
Медвежата - шалунишки
Провели упорный матч.
Один штопает штанишки,
Другой с мылом моет мяч.
"Н"
Носом к носу на дороге
Повстречались носороги.
Видно, узкая дорога
Для большого носорога.
"О"
Ослик Иа был с утра удручен,
Скажем вернее он был огорчен.
И огорченье его не с проста -
Он обнаружил, что нету хвоста.
"П"
Пятачку однажды в праздник
Приготовлен был пирог.
Только Винни-Пух проказник
Донести пирог не смог.
Зацепился за порог-
Пропал праздничный пирог.
"Р"
Рано утром у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Сидя рядышком с дружком,
Рак следит за поплавком.
"С"
Слон на санках с горки мчится.
Торопись скорей уйти.
Сторонись и зверь, и птица,
А не то сметет с пути.
"Т"
Трубач-тигренок протрубил,
Затем тарелки взял,
В лесу зверушек оглушил
И птичек распугал.
"У"
Утенка с рожденья учили купаться
Умел он и плавать, умел и нырять
И каждое утро бежал умываться,
А днем на прогулке учился летать.
"Ф"
Филин ухнул на опушке-
Разбегайтесь все зверушки!
Ведь ему фонарь не нужен,
Чтоб найти полночный ужин.
"Х"
Хоккейные клюшки стучат как хлопушки
И шайба летит от ворот до ворот,
За ней хороводом проносятся хрюшки-
В команде "Хрю-хрю"тренировка идет.
"Ц"
Цапля вышла на охоту.
Лягушатам мой совет:
-Кто не спрячется в болоте,
Цапнет цапля на обед.
"Ч"
Чебурашка с Чиполлино
Сладкий чай пьют у Мальвины.
Она сказки им читает
И черешней угощает.
"Ш"
Шимпанзе-артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.
Щ"
Щит и щетка не напрасны,
Коль попал карась в беду.
Щука -враг всегда опасный,
Вмиг проглотит на ходу.
"Э"
Электричка, как экспресс,
Привезла туристов в лес.
Одних- ягоды собрать,
Других- просто гулять.
"Ю"
Юрту снегом замела
В стужу вьюга злая.
И крутилась, как юла,
В вихре завывая.
"Я"
Якоря кругом сверкают-
Явно бравый капитан.
Яхтой ловко управляет, направляя в
океан.
Вбегает Буква "Я".
Учитель.
Буква "Я", а ты здесь как очутилась?
Как? Почему ты вышла из алфавита?
Буква «Я»
Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Дети. Неизвестно!
Учитель. Интересно?
Дети. Интересно!
Учитель. Ну так слушайте рассказ!
Сценка «Буква Я»
Рассказчик.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я –Я, – сказала буква "Я", –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",
От обиды покраснев.
Буква С.
– Срам! –Сердито "эс" сказало.
Буква В.
"Вэ" кричит:– Воображала!
Буква П.
Проворчало "пэ":
–Попробуй, потолкуй с такой особой!
Рассказчик.
"Я" затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором)
– Хорошо! Идем на спор
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
– Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Рассказчик.
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела
Только: "Я – я – я – я – я!"
Буква Х.
Как зальется буква "ха":
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
Буква О.
"О" от смеха покатилось!
Буква А.
"А" за голову схватилось!
Буква Б.
"Б" схватилось за живот...
Рассказчик.
Буква "Я" сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю.
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква "Я" всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы "Я"
Буква Я.
Я очень хочу исправиться
и чтобы ребята мне поверили.
Дети садятся на стульчики и смотрят
сценку с участием старшеклассников.
Буква Я.
Я знаю, я знаю, я слышала всё.
Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.
Ведущий.
Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.
Буква Я.
На яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала всё, я всё поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.
В зал вбегают Бармалей и Пираты.
Бармалей.
Кто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.
Пираты.
Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали –
Все буквы сбросим в Лимпопо.
Буква Я.
Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!
Бармалей.
Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ – всех утопить!
Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке "Буква Я", и уводят с собой. Буква "Я" прячется среди ребят.
Буква Я.
Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, одна я не справляюсь!
Входит Почтальон Печкин
Печкин.
Телеграмма! Телеграмма! ( Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждёт вас много испытаний,
Ждёт немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути. ( Печкин достает из сумки большую карту.)
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.
Ведущий.
Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед!
( Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.
Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит Вопросительный знак.
Вопросительный знак.
Я в проливе Загадок
Рад вас видеть, рад вам всем.
Вам задам сто тыщ вопросов:
Кто? Откуда? И зачем?
Да, загадывать загадки
Я, друзья, большой мастак.
Вы меня узнали, братцы?
Вопросительный я знак.
Что стряслось? Беда какая?
Я помочь готов всегда.
Буква Я.
Бармалей украл все буквы,
Наша помощь им нужна.
Вопросительный знак.
Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я вам должен буду только
Лишь загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.
( Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Ут ром на т раве росою
Эта буква заблестит,
А под вече р на к рылечке
Рядом г ромко за рычит.
Дети. Буква "Р".
Вопросительный знак.
Эта буква на морозе,
Как оса, у жалить мо жет.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать помо жет
.
Дети. Буква "Ж".
Вопросительный знак.
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло не дугам
Даже по д дож дем и дем.
Дети. Буква "Д".
Вопросительный знак.
Эт у б укв у паровоз
На свой тр убе привез,
Г убы вытяни в тр уб у
И пол учишь..
.
Дети. Букву "У".
Вопросительный знак.
Букв а эт а зн аменит а –
Стоит в н ач але алф авит а.
Дети. Букв а "А".
Вопросительный знак.
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под бара бан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети. Буква "Б".
Вопросительный знак.
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.
Вопросительный знак.
Получилось слово "дружба".
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Ведущий.
Что ж, за помощь вам спасибо,
Мы же дальше поплывем. ( Показывает на карте.)
Дальше остров необычный
Буквоешки мы найдем.
Буква Я.
Что за остров необычный?
Кто же это буквы ест?
Выходит Буква, вся перевязанная бинтами.
Буква.
Это грозный Буквоешка –
Всех он съест в один присест.
Обглодал он все словечки,
Не оставил ничего
И теперь сидит на печке,
Вы не трогайте его.
Может быть, смельчак найдется
Наши буквы починить?
А иначе очень трудно
Будет вам по морю плыть.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.
На листе написано:
Ребята дописывают фразы:
"Удачи вам, ребята! Счастливого пути!"
Буква.
Я удачи вам желаю
И счастливого пути!
И подруг моих, я знаю,
Вы сумеете спасти.
Ведущий.
Надо нам поторопиться,
Времени осталось мало.
Запевайте-ка вы песню,
Чтобы веселее стало!
Ребята поют веселую песню.
Буква Я.
Посмотрите, посмотрите,
Это что там впереди?
Реку камни перекрыли,
Как же нам вперед пройти?
Это вредные пираты
Нам преграды создают.
Что же делать? Неужели
Наши буквы пропадут?
Ведущий.
Я скажу вам, как нам быть,
Как сквозь валуны проплыть.
Надо карточки вот эти
Правильно расположить.
(Подходит к столам с карточками.) (Это задание выполняют родители)
Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.
Родители из карточек складывают фразу:
"Знания – сила" или "Дружба горы может сдвинуть".
Ведущий.
Мы смогли подвинуть камни
И продолжить путь вперед,
Нас волшебный остров Сказок
Впереди, ребята, ждет.
Выходят Сказочные герои, их костюмы перепутаны.
Буква Я.
Здравствуйте, вы кто, ребята?
Я узнать вас не могу.
Сказочные герои.
Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать больше смех.
Золушка – жена Кощея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.
Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
1.Снежная принцесса. ( Снежная королева.)
2.Желтая кепочка. ( Красная шапочка.)
3.Илья-царевич и Серый волк. ( Иван-царевич и Серый волк.)
4.Мальчик и Карлсон. ( Малыш и Карлсон.)
5.Спящая бабушка. ( Спящая красавица.)
6.Стойкий железный солдатик. ( Стойкий оловянный солдатик.)
7.Приключения Знайки и его друзей. ( Приключения Незнайки и его друзей.)
8.Гадкий цыпленок. ( Гадкий утенок.)
9.Сказка о рыбаке и рыбачке. ( Сказка о рыбаке и рыбке.)
10.Конь-горбун. ( Конек-Горбунок.)
11.Луковый мальчик. ( Чипполино.)
12.Свеколка. ( Репка)
Сказочные герои.
Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ – подсказку
Вам дают герои сказок.
Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги.
Дети разворачивают и читают.
Дети.
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.
Ведущий.
Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.
Выходят Пираты. Танцуют.
Бармалей.
Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!
Входят ребята, Буква "Я".
Бармалей.
Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?
Буква Я.
Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.
Бармалей.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут –
И пиратами все будут.
Ведущий.
Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!
Дотрагивается до Бармалея.
Бармалей.
Я... хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.
Ведущий.
Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.
Исполняется песня "Алфавит".
Учитель
Ну вот и подошёл к концу наш праздник.
Нам очень хотелось поделиться своей радостью!
Рассказать всем, что мы одержали первую учебную победу!
Что мы изучили все буквы! За это мы благодарим первую учебную книгу «ГРАМОТУ»!
Что мы теперь умеем читать!
Ученик
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель
Да, ребята, уметь читать это действительно очень хорошо. Из книг много можно узнать, многому научиться. Не зря много лет назад люди сложили такие пословицы и поговорки:
Кто много читает, тот много знает.
Книга – лучший друг.
Книга – источник знаний.
С сегодняшнего дня для вас, ребята, гостеприимно распахнула свои двери наша школьная библиотека. Наш школьный библиотекарь Светлана Николаевна всегда ждёт вас и всегда поможет вам выбрать интересную книгу.
Слово родителям родители поздравляют ребят, дарят подарки.
|