Главная страница

Программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов: «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку»


Скачать 415.47 Kb.
Название Программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов: «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку»
страница 1/5
Дата 13.02.2016
Размер 415.47 Kb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов:

  1. « Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку». Приказ Министра образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 года.

  2. « Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку». Письмо Департамента государственной политики и образования МОиН РФ от 07.06.2005 года № 03-1263.

  3. Примерные программы основного общего образования, Русский язык. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

  4. Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. («Вестник образования» №6 март 2012 г.)

  6. Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год, положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МАОУ «СОШ № 7»

  7. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОУ «СОШ №7».

  8. Методическое письмо Министерства ОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» за № 24/5135 от 10 июля 2012 года.

II. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе-210 часов (6 часов в неделю).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

III. Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

IV. Реализация национально-регионального компонента языкового образования.

В тематическое планирование включены часы Н-р компонента. Содержание регионального компонента определяется конкретно в каждом субъекте РФ и закрепляется в областном базисном учебном плане. Соотношение с федеральным компонентом устанавливается на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области (содержание НРК не должно превышать 10-15% содержания языкового образования).

Реализация регионального компонента языкового образования предполагает широкий спектр направлений, осуществляемый в следующих целях:

- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

- повышение языковой культуры учащихся;

- овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения;

- овладение русским речевым этикетом.

Направления реализации НРК:

  1. Лингвистическое.

  2. Культурологическое.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты:

- знать-понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

- уметь –перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в его повседневной жизни.

Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения

Предметные:

- знаниевые;

- деятельностные;

- компетентностные.

Метапредметные:

- коммуникативные;

- регулятивные;

- познавательные.

Личностные:

- аксиологические;

- морально-этические.

Метапредметные результаты обучения русскому языку

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне.

Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом).

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим, толковым словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала. Пользоваться орфоэпическим словарем.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, по опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методические комплекты по русскому языку полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:

- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

- ориентация на планируемые результаты обучения;

- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку:

- формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления и способности к речевому самосовершенствованию;

- целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся;

- формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация метапредметных связей в обучении;

- направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые ,прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме;

- ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы знаний, умений и навыков по предмету;

- ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты);

- демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс под редакцией С.И. Львовой, так как он соответствует следующим требованиям:

1) наличие программного и учебно-методического обеспечения;

2) соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

3) соответствие УМК государственному стандарту;

4) соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах,

5) наличие дидактических пособий для учащихся;

6) обеспеченность образовательного учреждения учебниками;

7) эффективность учебников.

Программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Дидактические пособия

Контрольные материалы

Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г.


Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. –М.: Мнемозина, 2012.

Васильевых Ирина Павловна. Редактор Львова С.И.

Издательство: Мнемозина, 2012 г.


Прохватилина Л.В. «Проверь себя» Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс». М.: - Мнемозина, 2012.

Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.В. Прохватилина; под ред. С.И. Львовой. –М.: Мнемозина, 2011

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Стартовая диагностика. Учебное пособие для учащихся 5-х классов. Н.Н. Титаренко, Л.Н. Чипышева, О.А. Горовая, В.Н. Ашмарина, В.В. Тайницкая, Т.А. Носова –Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2012. Гостева Ю.Н., Львов В.В. Тесты по русскому языку 5 класс. М.: Экзамен, 2012.



Выбор и обоснование технологии обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учащихся ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.

Информационные технологии ставят учащегося-исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, учащиеся вместе с преподавателем учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат и, что важно, предлагают возможные решения познавательной задачи. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому « зазвучать» уроку, позволяют использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

  • Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками.




урока

Содержание национально-регионального компонента

Время

проведения

10

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

10 мин.

16

Основные виды информационной переработки текста.


20 мин.

26

Рассуждение

на основе прочитанного текста

45 мин.

29

Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

10 мин.

34

Развитие монологической речи

Структура, порядок оформления

45 мин.

38

Совершенствование речи уч-ся, обогащение её, создание собственного текста

25 мин.

43

Умение пользоваться деловой речью

в определенной обстановке, составление деловых бумаг

25 мин.

44

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

10 мин.

48

Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

15 мин.

54

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

15 мин.

60

Развивать устную речь уч-ся, прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.


25 мин.

62

Употребление лексики, характерной для разных стилей


25 мин.

64

Отработка навыков конспектирования и реферирования.

Тезисы, конспект, культура письменной речи


45 мин.

Итого




315 мин.
  1   2   3   4   5