|
Программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов: «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку»
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов:
« Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку». Приказ Министра образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 года.
« Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку». Письмо Департамента государственной политики и образования МОиН РФ от 07.06.2005 года № 03-1263.
Примерные программы основного общего образования, Русский язык. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. («Вестник образования» №6 март 2012 г.)
Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год, положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МАОУ «СОШ № 7»
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОУ «СОШ №7».
Методическое письмо Министерства ОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» за № 24/5135 от 10 июля 2012 года.
II. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе-210 часов (6 часов в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
III. Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
IV. Реализация национально-регионального компонента языкового образования.
В тематическое планирование включены часы Н-р компонента. Содержание регионального компонента определяется конкретно в каждом субъекте РФ и закрепляется в областном базисном учебном плане. Соотношение с федеральным компонентом устанавливается на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области (содержание НРК не должно превышать 10-15% содержания языкового образования).
Реализация регионального компонента языкового образования предполагает широкий спектр направлений, осуществляемый в следующих целях:
- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
- повышение языковой культуры учащихся;
- овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения;
- овладение русским речевым этикетом.
Направления реализации НРК:
Лингвистическое.
Культурологическое.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты:
- знать-понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
- уметь –перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в его повседневной жизни.
Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения
Предметные:
- знаниевые;
- деятельностные;
- компетентностные.
Метапредметные:
- коммуникативные;
- регулятивные;
- познавательные.
Личностные:
- аксиологические;
- морально-этические.
Метапредметные результаты обучения русскому языку
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне.
Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом).
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим, толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала. Пользоваться орфоэпическим словарем.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, по опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методические комплекты по русскому языку полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты обучения;
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку:
- формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления и способности к речевому самосовершенствованию;
- целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся;
- формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация метапредметных связей в обучении;
- направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые ,прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме;
- ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы знаний, умений и навыков по предмету;
- ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты);
- демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс под редакцией С.И. Львовой, так как он соответствует следующим требованиям:
1) наличие программного и учебно-методического обеспечения;
2) соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
3) соответствие УМК государственному стандарту;
4) соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах,
5) наличие дидактических пособий для учащихся;
6) обеспеченность образовательного учреждения учебниками;
7) эффективность учебников.
Программа
|
Учебник
|
Методические пособия для учителя
|
Дидактические пособия
|
Контрольные материалы
|
Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г.
|
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. –М.: Мнемозина, 2012.
|
Васильевых Ирина Павловна. Редактор Львова С.И.
Издательство: Мнемозина, 2012 г.
|
Прохватилина Л.В. «Проверь себя» Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс». М.: - Мнемозина, 2012.
Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.В. Прохватилина; под ред. С.И. Львовой. –М.: Мнемозина, 2011
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Стартовая диагностика. Учебное пособие для учащихся 5-х классов. Н.Н. Титаренко, Л.Н. Чипышева, О.А. Горовая, В.Н. Ашмарина, В.В. Тайницкая, Т.А. Носова –Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2012. Гостева Ю.Н., Львов В.В. Тесты по русскому языку 5 класс. М.: Экзамен, 2012.
|
Выбор и обоснование технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии.
Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учащихся ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.
Информационные технологии ставят учащегося-исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, учащиеся вместе с преподавателем учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат и, что важно, предлагают возможные решения познавательной задачи. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому « зазвучать» уроку, позволяют использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками.
№
урока
|
Содержание национально-регионального компонента
|
Время
проведения
|
10
|
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
|
10 мин.
|
16
|
Основные виды информационной переработки текста.
|
20 мин.
|
26
|
Рассуждение
на основе прочитанного текста
|
45 мин.
|
29
|
Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
|
10 мин.
|
34
|
Развитие монологической речи
Структура, порядок оформления
|
45 мин.
|
38
|
Совершенствование речи уч-ся, обогащение её, создание собственного текста
|
25 мин.
|
43
|
Умение пользоваться деловой речью
в определенной обстановке, составление деловых бумаг
|
25 мин.
|
44
|
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
|
10 мин.
|
48
|
Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
|
15 мин.
|
54
|
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
|
15 мин.
|
60
|
Развивать устную речь уч-ся, прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.
|
25 мин.
|
62
|
Употребление лексики, характерной для разных стилей
|
25 мин.
|
64
|
Отработка навыков конспектирования и реферирования.
Тезисы, конспект, культура письменной речи
|
45 мин.
|
Итого
|
|
315 мин.
|
|
|
|