|
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «мы патриоты»
МБОУ Екатериновская сош
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
«МЫ - ПАТРИОТЫ»
учителя истории и обществознания
Хачатурян Натальи Михайловны
Срок реализации 2010- 2014 гг.
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из основных составляющих своей работы в школе я считаю внеурочную деятельность по истории. Приобщение учащихся к пониманию истории, обогащение их знаний, расширение исторического кругозора содействуют росту познавательной активности учащихся. Являясь руководителем школьного музея Боевой и Трудовой Славы и педагогом дополнительного образования, я разработала программу внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-патриоты».
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», локальными правовыми актами: - Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Уставом МБОУ Екатериновской средней общеобразовательной школы.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания школьников.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение среднего общего образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цели и задачи программы:
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
развитие творческих способностей обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории родного края;
сохранение исторической памяти поколений;
-
воспитание патриотизма как особой направленности самореализации и социального поведения граждан;
организация социальной практики учащихся (участие в решении общественно значимых проблем).
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы:
Программа «Мы - патриоты» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся 7-10 классов.
Участники программы:
Форма реализации программы:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Школьный музей сегодня, к сожалению, большая редкость. Может быть, потому что это очень трудоемкая и кропотливая работа. Но результаты этого вида деятельности оправдывают все трудности, связанные с организацией музея. Когда я впервые привожу детей в музей, рассказываю об истории его создания, знакомлю с различными экспозициями, я вижу, с каким необыкновенным интересом они слушают меня. Работать в музее- это большая честь для них. Я бесконечно благодарна человеку, стоявшему у истоков образования школьного музея в далеком 1975 году. Это - Сафонова Тамара Аркадьевна, дочь погибшего при освобождении нашего села старшего лейтенанта А.П.Мочалова. Приехав из Ярославской области после окончания войны на могилу своего отца, она осталась здесь навсегда. Будучи председателем клуба «Поиск» и экскурсоводом музея я помню наши многочисленные поездки, слеты, интересные встречи с замечательными людьми. Именно тогда я окончательно для себя решила стать учителем истории, а Тамаре Аркадьевне дала обещание продолжить ее дело. Сегодня наш музей располагает более чем 9000 экспонатами. Среди бесценных фондов материалы по истории села Екатериновки с момента его основания 18 ноября 1806 года до сегодняшнего дня, свидетельства об окончании школы 1911, 1913 и 1917 гг., храмовая закладная доска, старые фотографии, фронтовые письма, ордена и медали, орденские книжки и т.д.
Встречи с ветеранами
Основные направления деятельности:
изучение боевого пути наших земляков и воинских частей, освобождавших село Екатериновку в 1943 году;
проведение экскурсий, оформление экспозиций;
встречи с воинами-афганцами;
участие в региональных и международных (Украина) слетах поисковых отрядов и патриотических клубов;
переписка с ветеранами войны и их родственниками;
участие в муниципальных, региональных и международных конкурсах;
проведение различных акций и мероприятий,
выпуск информационных стендов и газет.
Результаты реализация программы «Мы –патриоты»
2010-2011гг.
-
Участие в V областном слете патриотических клубов и поисковых отрядов;
Проведение акции «Георгиевская ленточка»;
Смотр строя и песни;
Участие в международном конкурсе «Строки, опаленные войной»-
I место - ученица 11 класса Беззапонная Вероника;
Проведение экскурсий в ходе Месячника оборонно-массовой работы и Вахты памяти;
Экскурсия по местам боев Миус-фронта;
Экскурсия в районный Краеведческий музей;
Проведение открытого внеклассного мероприятия «Их слава в памятнике строгом…»;
Участие в региональном конкурсе исследовательских работ «Отечество»(2 победителя муниципального этапа)
Результаты реализация программы «Мы –патриоты» 2011-2012гг.
Участие в международной встрече «Память не знает границ», вручение дипломов « Наследники Победы» - Хачатурян Михаил, Безгласный Дмитрий;
Проведение акции « Подарок для ветерана»;
Проведение акции «1001 экспонат для музея»;
Проведение акции «Георгиевская ленточка»;
Оформление экспозиции музея «Комсомольское подполье в годы Великой Отечественной войны», посвященной 70-летию со дня казни комсомольцев - подпольщиков в с. Екатериновке в мае 1942 года;
Участие в праздничных мероприятиях, посвященных 205- летию села Екатериновки;
Участие в творческом конкурсе «О людях с любовью»;
Проведение экскурсий в школьный музей в ходе Месячника оборонно-массовой работы и Вахты памяти;
Конкурс патриотической песни;
Встреча с воинами-афганцами « России верные сыны».
Результаты реализация программы «Мы –патриоты» 2012-2013гг.
Участие в международном конкурсе «Строки, опаленные войной»-
Гран - При конкурса - ученик 9 класса Хачатурян Михаил», публикация сборника «Дети пишут о войне»
Проведение внеклассного мероприятия «Колыбель героев ратных, вечный Сталинград»;
Выпуск газеты «70 лет освобождения г. Ростова - на - Дону»;
Проведение внеклассного мероприятия Дни воинской славы России. Ледовое побоище»;
Смотр строя и песни «Равнение на Победу!»;
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»;
Проведение акции «Зажги свечу памяти»;
Проведение акции «Лица Великой Победы»;
Экскурсия в районный Краеведческий музей;
Смотр патриотической песни «Когда поют солдаты»;
Переписка с ветеранами и их семьями;
Открытие мемориальных досок Герою Советского Союза Дениченко Исаю Петровичу и Герою Социалистического Труда Воскобойнику Николаю Николаевичу.
Нравственно-духовные параметры программы:
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
В результате реализации программы ожидается:
в учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.
Знаменательные даты
№
|
Месяц
|
Знаменательная дата
|
1.
|
ЯНВАРЬ
|
21- День инженерных войск
|
27 –День воинской славы России
День снятия блокады города Ленинграда
|
2.
|
ФЕВРАЛЬ
|
2- День воинской славы России
День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)
|
8 – день юного героя – антифашиста.
|
14 –День освобождения Ростова-на-Дону
|
15- День памяти воинов - интернационалистов в России
|
23- День защитника Отечества
|
3.
4.
|
МАРТ
АПРЕЛЬ
|
1- Всемирный день гражданской обороны
|
19- День моряка - подводника
|
21- Всемирный день Земли
Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации
|
27- День внутренних войск МВД РФ
|
11-День освобождения узников концлагерей
|
12- День космонавтики
|
18- День воинской славы России
День победы воинов Александра невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)
|
26 –День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
|
5.
|
МАЙ
|
7- День рождения школьного музея Боевой и Трудовой славы(1975г)
9- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
|
13 –День черноморского флота
|
14-День памяти комсомольцев-подпольщиков с. Екатериновки
|
28 –День пограничника
|
6.
|
ИЮНЬ
|
9 – Международный день друзей
|
12 – День России
|
22- День памяти и скорби
Начало Великой Отечественной войны
|
7.
|
ИЮЛЬ
|
10-День воинской славы России
День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)
|
27- День Военно - Морского Флота России
|
8.
|
АВГУСТ
|
1-День тыла Вооруженных сил РФ
|
2- День Воздушно – десантных войск
|
6- День железнодорожных войск РФ
|
12- День Военно –воздушных войск
|
17 –День Воздушного флота России
|
22- День государственного флага России
|
23- День воинской славы России
День разгрома советскими войсками немецко –фашистских войск в Курской битве ( 1943 год)
|
|
|
28- День освобождения села Екатериновки
|
9.
|
СЕНТЯБРЬ
|
3- День солидарности в борьбе с терроризмом
|
8 –День воинской славы России
День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией
( 1812 год)
|
11- День воинской славы России
День победы русской эскадры под командованием
Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра
( 1790 год)
|
12 – Международный день памяти жертв фашизма
|
14 – День танкиста
|
10.
|
ОКТЯБРЬ
|
1-День сухопутных войск
|
4- День военно - космических сил РФ
|
20 –День военного связиста
|
24 –День подразделений специального назначения
|
28 –День армейской авиации
|
30 –День памяти жертв политических репрессий
|
11.
|
НОЯБРЬ
|
5- День военного разведчика
|
7- День воинской славы России
День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов ( 1612 год)
|
10 - День милиции
|
15 –Всемирный день призывника
|
18-День Рождения села Екатериновки
|
19 –День ракетных войск и артиллерии
|
27 –День морской пехоты
|
12.
|
ДЕКАБЬ
|
1-День воинской славы России
День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
( 1853 год)
|
5- День воинской славы России
День начала контрнаступлений советских войск против немецко - фашистских войск в битве под Москвой
(1941 год)
|
7-Престольный праздник Екатерининского храма.
|
9- День героев Отечества
|
17 –День Ракетных войск стратегического назначения
|
24 -День воинской славы России
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)
|
На мой взгляд, организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных историков, объединяющая широкие массы учащихся, их родителей, общественность. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов, вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.
Результативность внеурочной деятельности учащихся на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Название конкурса
|
уровень
|
результат
|
год
|
Районный конкурс сочинений школьников «Если бы депутатом выбрали меня»
|
муниципальный
|
Диплом победителя
|
2011
|
Муниципальный этап конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб»
|
муниципальный
|
Грамота победителя, грамота призера
|
2011
|
Конкурс фотографий «Мой край – моя Россия»
|
муниципальный
|
Диплом победителя
|
2012
|
Творческий конкурс детских рисунков и макетов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
|
муниципальный
|
Грамоты призеров (4)
|
2012
|
Районный этап областного конкурса «Знаток Конституции и избирательного права»
|
муниципальный
|
Диплом участника, ценный подарок
|
2012
|
Рождественский конкурс творческих работ «Вифлеемская звезда»
|
муниципальный
|
Диплом победителя
|
2012
|
Муниципальный конкурс фотографий живописных мест Донского края «Времена года»
|
муниципальный
|
Диплом призера
|
2012
|
Муниципальный конкурс «Зеленая планета»
|
муниципальный
|
Диплом призера
|
2013
|
Муниципальный смотр – конкурс экологических проектов обучающихся по защите окружающей среды
|
муниципальный
|
Грамота призера
|
2013
|
Районный этап областного конкурса «Знаток Конституции и избирательного права»
|
муниципальный
|
Дипломы участников, ценные подарки
|
2013
|
Рождественский конкурс творческих работ «Вифлеемская звезда»
|
муниципальный
|
Диплом призера
|
2013
|
Муниципальный этап конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб»
|
муниципальный
|
Грамота победителя, грамота призера
|
2013
|
Районный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ
|
муниципальный
|
Грамота призера
|
2013
|
Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество»
|
муниципальный
|
Дипломы победителей (2)
|
2013
|
Муниципальный конкурс « Как у нас на Тихом Дону»
|
муниципальный
|
Дипломы
призеров (2)
|
2013
|
X Южно-Российская Межрегиональная научно-практическая конференция – выставка «Информационные технологии в образовании-2010»
Представление сайта «Великие полководцы»
|
региональный
|
Дипломы призеров (3)
|
2010
|
Областной конкурс сочинений школьников «Если бы депутатом выбрали меня»
|
региональный
|
Сертификат участника
|
2011
|
I Областные юношеские образовательные чтения «Служение как базовая категория национальной духовной культуры»
|
региональный
|
Диплом Лауреата
|
2012
|
Региональный Интернет-конкурс презентаций, посвященных Дню работников всех отраслей связи
|
региональный
|
Почетные грамоты (3)
|
2013
|
Межрегиональная экологическая конференция
|
федеральный
|
Сертификат участника
|
2010
|
VI Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный святому равноапостольному Князю Владимиру
|
федеральный
|
Грамоты участников
|
2012
|
VII Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный Сергию Радонежскому
|
федеральный
|
Итоги будут подведены 1 июня 2014г.
|
|
Общероссийский конкурс рисунков, плакатов и вопросов по теме «Отечественная война 1812 г.»
|
федеральный
|
Благодарственные письма, сертификаты участников
|
2012
|
Всероссийский школьный интернет-конкурс «Бородино глазами юного поколения»
|
федеральный
|
Почетные грамоты участников
|
2013
|
XV ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век»
|
федеральный
|
Итоги будут подведены в мае 2014г.
|
2014
|
Участие обучающихся в международных конкурсах и проектах
№
|
Название конкурса
|
результат
|
год
|
1.
|
Международный конкурс детских авторских стихов «Строки, опаленные войной»
|
Грамота победителя, ценный подарок
|
2012
|
2.
|
Международный турнир по футболу среди юношей 1998 г., посвященный Дню защиты детей (Украина)
|
Грамота победителя
|
2012
|
3.
|
Международный конкурс детских авторских стихов «Строки, опаленные войной»
|
Гран-При конкурса, ценный подарок
|
2013
|
6.
|
Международный конкурс «Вифлеемская звезда»
|
Грамота победителя
|
2013
|
7.
|
Международный конкурс детских авторских стихов «Строки, опаленные войной»
|
Итоги будут подведены в мае 2014г.
|
2014
|
Характеристика музея:
-
Музей Боевой и Трудовой славы;
Программа деятельности музея:
изучение боевого пути частей, освобождавших село;
оформление материалов по истории освобождения села в 1943г.
изучение боевого пути земляков - екатериновцев;
изучение деятельности комсомольской подпольной организации «Чапаев»;
изучение судеб жителей села, перенёсших оккупацию и восстановивших село и колхоз после освобождения.
III. Поисково-краеведческая работа включает:
переписку с ветеранами, освобождавшими село от оккупации;
переписка с советами ветеранов частей, освобождавших
село (6 Гвардейская отдельная танковая бригада,24 Гвардейская стрелковая дивизия, 4 Кубанский кавалерийский корпус);
организация встреч с освободителями села и семьями погибших воинов;
посещение сельчан для сбора сведений об участии в Великой Отечественной войне, сбор материалов по истории села и судеб людей;
походы по местам боев на территории Миус-фронта.
IV. Характеристика фондов музея:
фотодокументы;
грамоты и благодарности Верховного командования;
свидетельства о наградах;
медали и ордена ветеранов войны;
воспоминания ветеранов об участии в боях;
детали военного оружия и различных снарядов, найденных во время походов, проверенных саперами;
военные билеты, трудовые книжки ветеранов, ушедших из жизни.
Объем материалов, посвященных военной истории более 7000 наименований.
V. Экспозиции зала Боевой славы:
-
Боевой путь екатериновцев;
Борьба в тылу врага;
Они освобождали наш край: история 24 Гвардейской стрелковой дивизии; боевой путь 6 Гвардейской отдельной танковой бригады; ветераны-освободители 4 Кубанского кавалерийского корпуса; они погибли, освобождая наше село.
VI. В музее традиционно проводятся:
конференции старшеклассников по истории Великой Отечественной войны;
уроки истории по военной тематике;
классные часы;
встречи с ветеранами войны;
экскурсии.
На основе материалов музея учащиеся пишут рефераты, сочинения, исследовательские работы, проекты о судьбах своих семей в годы войны.
VIII. По результатам работы музея Ростовское телевидение создало три телефильма.
Районная газета «Звезда» и «Родник», областные газеты г.Таганрога и Ростова-на-Дону часто писали о работе музея и судьбе руководителя музея Сафоновой Т.А.,отец которой, старший лейтенант Мочалов Аркадий Петрович, погиб в последнем бою при освобождении села.
IX. Актив музея проводит большую работу по сбору материалов, оформлению экспозиций. Проводят экскурсии, участвуют в работе слетов патриотических клубов и поисковых отрядов, Международных встречах.
Материал подготовила: руководитель музея Хачатурян Н. М.
|
|
|