|
Программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тазовская школа – интернат среднего (полного) общего образования
Программа,
направленная на профилактику
жестокого обращения с детьми
Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна,
социальный педагог,
Пушкина 10 кв. 31
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей любого государства. Права и свободы ребенка охраняются и защищаются государством в приоритетном порядке. В частности, устанавливается запрет на жестокое обращение с детьми, за которое виновное лицо должно ответить по закону. Но, несмотря на это, многие родители в нашей стране проявляют по отношению к своим детям тот или иной вид жестокого обращения. Виды – физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость). Под жестоким обращением или насилием в отношении детей имеются в виду действия, представляющие опасность для их жизни и здоровья, нарушающие или ограничивающие их права и свободы. Чтобы понять, насколько серьезна эта проблема, вниманию предлагаются несколько цифр из официальной статистики: ежегодно 125 тысяч несовершеннолетних становятся потерпевшими от преступных посягательств; 80% детей 13-15 лет страдают от запугивания сверстников в школе; 26 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами сексуальных посягательств. Еще более серьезной проблемой становится применение жестокого обращения к детям в семье. По экспертным оценкам, лишь 5 % фактов семейного насилия становятся достоянием гласности и попадают в статистику. В последнее время увеличивается рост жестокого обращения с детьми в семьях. Поскольку семья живет в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной в продолжительное время.
Профилактическую работу по данному направлению необходимо осуществлять совместно с классными руководителями, педагогом-психологом, инспектором ОДН и Советом профилактики.
Работа по выявлению и профилактике насилия предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Цель: профилактика и выявление жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Защита детей от жестокого обращения со стороны родителей.
Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования доброжелательного отношения к друг другу.
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2014-2015 учебный год.
Формы реализации: реализация программы осуществляется через следующие направления:
- методическое;
- социально-педагогическое (наблюдение, беседы, патронаж, консультации);
- психолого-педагогическое (тестирование, анкетирование и т.п.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
1. Повышение важности понимания родителями воспитания без насилия и ответственности за своих несовершеннолетних детей (беседы и анкетирование о воспитании в начале и в конце учебного года, сделать анализ и сравнение данных).
.2. Систематизация работы школы по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.
3. Вовлечение родителей в совместную работу по профилактике жестокого обращения с детьми в общественных местах.
Рабочий план реализации Программы
№
|
Мероприятие
|
Срок исполнения
|
Целевая группа
|
Ответственные
|
1.
|
Родительские собрания:
- «Типы семейного воспитания»
- «Поощрение и наказание в воспитании детей»
- «Общение родителей с детьми»
|
1, 2 ,3 триместр
|
Родители 1-11 классов
|
Соц. педагог
Классные руководители
|
2.
|
Заседание клуба опекунов:
- «Мир в семье»
- «Жестокое обращение с детьми»
- «Детская агрессивность»
|
3 раза за учебный год
|
Опекуны и попечители
|
Соц. педагог
|
3.
|
Классные часы о дружбе:
- «С детства дружбой дорожить учат в школе»
- «Что такое дружба?»
- «Поговорим о дружбе»
|
1, 2,3 триместр
|
Учащиеся 1-4 классы
|
Соц. педагог
Классные руководители
|
4.
|
Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях
|
В течение учебного года
|
Семьи детей 1-4 классов
|
Соц. педагог
Классные руководители
|
5.
|
Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток
|
1, 2,3 триместр
|
Родители 1-4 классов
|
Соц. педагог
|
6.
|
Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями
|
В течение учебного года
|
Родители 1-4 классов, опекуны , попечители
|
Соц. педагог
|
7.
|
Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни»
|
1 и 3 триместр
|
Учащиеся 1-4 классов
|
Соц. педагог
Инспектор ОДН
|
8.
|
Беседы, анкетирования и тестирования и наблюдение за детьми
|
В течение учебного года
|
Учащиеся 1-4 классов
|
Соц. педагог
Педагог-психолог
Классные руководители
|
Руководитель организации-заявителя ________________________________________Зятев И. А.
(подпись)
М. П.
Содержание программы
№№ п/п
|
Содержание работы
|
Формы и методы работы
|
Оснащение
|
1.
|
Родительские собрания:
- «Типы семейного воспитания»
Цель: познакомить родителей с типами семейного воспитания
Задачи:
- показать возможные варианты решения семейных проблем без ссор;
- обсуждение воспитания в семье
Ожидаемый результат: каждый родитель делает для себя вывод воспитания в их семье, исправление ошибок в дальнейшем, если это необходимо.
- «Поощрение и наказание в воспитании детей»
Цель: дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям
Задача: обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы
Ожидаемый результат: поменять методы поощрения и наказания и использовать ранее неиспользованные
- «Общение родителей с детьми»
Цель: развитие умения родителей видеть себя со стороны
Задачи:
-стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;
- повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми
Ожидаемый результат: каждый родитель обращает внимание на стиль общения с ребенком и невербальные проявления чувств по отношению к нему
|
Лекция
Беседа
анкетирование
Беседы,
Работа в группах
|
Плакат с советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»
На доске развешены слова известных педагогов о воспитании
|
2.
|
Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток.
Цель: профилактика жестокого обращения с детьми
Задачи:
- оформление наглядного материала по проблеме
- отбор статей из законов по проблеме
Ожидаемый результат: родителям необходимо иметь в виду и необходимо знать, что лица, допускающие жестокое обращение с детьми, наказываются законом
|
Информационно-просветительская
|
Материал по проблеме
Законы: Семейный кодекс,
Уголовный кодекс, Конвенция
|
3
|
Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях
Цель: обследование условий проживания детей
Задачи:
-выявить причины неблагополучия;
- проведение с родителями беседы о взаимоотношениях с детьми;
- обследование материально-бытовых условий (оказание материальной помощи, если это необходимо)
Ожидаемый результат: налаженные отношения с родителями, оказание помощи если необходимо
|
Патронаж
беседа
|
|
4
|
Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями
Цель: построение доверительных и положительных взаимоотношений с родителями
Задачи:
- проведение профилактической беседы по проблеме с родителями о поведении ребенка;
- консультирование по интересующим темам родителей о воспитании детей
- проведение с членами семьи тренинга на сплоченность и дружбу в семье
Ожидаемый результат: хорошие и доверительные взаимоотношения с семьями, сплоченность и дружба в семье
|
Беседа
Тренинг
|
|
5
|
Заседание клуба опекунов:
- «Мир в семье»
Цель: расширить представления родителей и детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности
Задачи:
- показать, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
- обсуждение с родителями ритуалов примирения с членами семьи.
Ожидаемый результат: мир в семье - главное условие счастья всех членов семьи.
- «Жестокое обращение с детьми»
Цель: актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми
Задачи:
- дать определение жестокому обращению;
- показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;
-рассмотреть виды и признаки жестокого обращения с детьми
Ожидаемый результат: выбор методов наказания, не связанных с жестоким обращением.
- «Детская агрессивность»
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях
Задачи:
- познакомить родителей с понятиями «агрессия» и «агрессивность»;
- выявить причины детской агрессивности;
- рассмотреть пути коррекции агрессивного поведения детей
Ожидаемый результат: каждый родитель должен корректировать свое поведение в конфликтных ситуациях с детьми
|
Беседа
Презентация по теме
Лекция с элементами тренинга
|
Плакаты с пословицами о семье
Плакаты со словами известных педагогов о воспитании
Выставка литературы по педагогике и психологии, памятка «Добрые советы»,
Рекомендации скажем агрессии «НЕТ».
|
6
|
Классные часы о дружбе:
- «С детства дружбой дорожить учат в школе»
Цель: показать, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Задачи:
- содействие в формировании представления о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали;
- воспитывать уважение к окружающим
Ожидаемый результат: создание доброжелательной атмосферы в классных коллективах.
- «Что такое дружба?»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»
Задачи:
- показать важность друга в жизни человека;
- воспитание добрых качеств личности
Ожидаемый результат: дети знают, что такое дружба и учатся быть добрыми.
- «Поговорим о дружбе»
Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
Задачи:
- расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
- способствовать расширению кругозора детей;;
- воспитывать доброжелательность;
- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка
Ожидаемый результат: создание положительного и жизнерадостного настроения.
|
Беседа
Разъяснение
Разговор-рассуждение с презентацией
Беседа
|
Пословицы о дружбе
Веселые смайлы
Стихи о дружбе
Рисунки о дружбе
|
7
|
Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни»
Цель: профилактика вредных привычек, безопасного поведения на улице
Задачи:
- дать понять, что кроме ПАВ в жизни много интересного;
- формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование ответственности за свое поведение
Ожидаемый результат: вовлечение детей в деятельность творческих объединений.
|
Беседа
Лекция
|
Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни
Плакаты антирекламы
|
8
|
Беседы, анкетирования, тестирования и наблюдение за детьми
Цель: выявление того или иного негативного явления в жизни детей и их семей
Задача:
- проведение с детьми разных тестов и анкет на разные темы, касающиеся взаимоотношений с родителями, психологических особенностей
Ожидаемый результат: оказание своевременной помощи по выявленным проблемам, полученным в ходе проведения того или иного метода.
|
Беседа
Наблюдение закрытое, открытое
|
|
Программа составлена с помощью следующей литературы:
Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 2 2011 год, с.-81
Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 3 2010 год, с.-84
Справочник классного руководителя № 7 2011 год
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
|
|
|