Главная страница

Программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна


Скачать 127.33 Kb.
Название Программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна
Лапсуй Юлия Лумбовна
Дата 02.03.2016
Размер 127.33 Kb.
Тип Программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тазовская школа – интернат среднего (полного) общего образования



Программа,

направленная на профилактику

жестокого обращения с детьми



Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна,

социальный педагог,

Пушкина 10 кв. 31






Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей любого государства. Права и свободы ребенка охраняются и защищаются государством в приоритетном порядке. В частности, устанавливается запрет на жестокое обращение с детьми, за которое виновное лицо должно ответить по закону. Но, несмотря на это, многие родители в нашей стране проявляют по отношению к своим детям тот или иной вид жестокого обращения. Виды – физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость). Под жестоким обращением или насилием в отношении детей имеются в виду действия, представляющие опасность для их жизни и здоровья, нарушающие или ограничивающие их права и свободы. Чтобы понять, насколько серьезна эта проблема, вниманию предлагаются несколько цифр из официальной статистики: ежегодно 125 тысяч несовершеннолетних становятся потерпевшими от преступных посягательств; 80% детей 13-15 лет страдают от запугивания сверстников в школе; 26 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами сексуальных посягательств. Еще более серьезной проблемой становится применение жестокого обращения к детям в семье. По экспертным оценкам, лишь 5 % фактов семейного насилия становятся достоянием гласности и попадают в статистику. В последнее время увеличивается рост жестокого обращения с детьми в семьях. Поскольку семья живет в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной в продолжительное время.

Профилактическую работу по данному направлению необходимо осуществлять совместно с классными руководителями, педагогом-психологом, инспектором ОДН и Советом профилактики.

Работа по выявлению и профилактике насилия предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Цель: профилактика и выявление жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Защита детей от жестокого обращения со стороны родителей.

  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

  4. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования доброжелательного отношения к друг другу.

Возраст детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 2014-2015 учебный год.

Формы реализации: реализация программы осуществляется через следующие направления:

- методическое;

- социально-педагогическое (наблюдение, беседы, патронаж, консультации);

- психолого-педагогическое (тестирование, анкетирование и т.п.).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1. Повышение важности понимания родителями воспитания без насилия и ответственности за своих несовершеннолетних детей (беседы и анкетирование о воспитании в начале и в конце учебного года, сделать анализ и сравнение данных).

.2. Систематизация работы школы по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.

3. Вовлечение родителей в совместную работу по профилактике жестокого обращения с детьми в общественных местах.

Рабочий план реализации Программы







Мероприятие

Срок исполнения

Целевая группа

Ответственные

1.

Родительские собрания:

- «Типы семейного воспитания»

- «Поощрение и наказание в воспитании детей»

- «Общение родителей с детьми»

1, 2 ,3 триместр

Родители 1-11 классов

Соц. педагог

Классные руководители

2.

Заседание клуба опекунов:

- «Мир в семье»

- «Жестокое обращение с детьми»

- «Детская агрессивность»

3 раза за учебный год

Опекуны и попечители

Соц. педагог

3.

Классные часы о дружбе:

- «С детства дружбой дорожить учат в школе»

- «Что такое дружба?»

- «Поговорим о дружбе»

1, 2,3 триместр

Учащиеся 1-4 классы

Соц. педагог

Классные руководители

4.

Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях

В течение учебного года

Семьи детей 1-4 классов

Соц. педагог

Классные руководители

5.

Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток

1, 2,3 триместр

Родители 1-4 классов

Соц. педагог

6.

Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями

В течение учебного года

Родители 1-4 классов, опекуны , попечители

Соц. педагог

7.

Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни»

1 и 3 триместр

Учащиеся 1-4 классов

Соц. педагог

Инспектор ОДН

8.

Беседы, анкетирования и тестирования и наблюдение за детьми

В течение учебного года

Учащиеся 1-4 классов

Соц. педагог

Педагог-психолог

Классные руководители


Руководитель организации-заявителя ________________________________________Зятев И. А.

(подпись)

М. П.

Содержание программы


№№ п/п

Содержание работы

Формы и методы работы

Оснащение

1.

Родительские собрания:

- «Типы семейного воспитания»

Цель: познакомить родителей с типами семейного воспитания

Задачи:

- показать возможные варианты решения семейных проблем без ссор;

- обсуждение воспитания в семье

Ожидаемый результат: каждый родитель делает для себя вывод воспитания в их семье, исправление ошибок в дальнейшем, если это необходимо.

- «Поощрение и наказание в воспитании детей»

Цель: дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям

Задача: обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы

Ожидаемый результат: поменять методы поощрения и наказания и использовать ранее неиспользованные

- «Общение родителей с детьми»

Цель: развитие умения родителей видеть себя со стороны

Задачи:

-стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;

- повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми

Ожидаемый результат: каждый родитель обращает внимание на стиль общения с ребенком и невербальные проявления чувств по отношению к нему


Лекция


Беседа

анкетирование
Беседы,

Работа в группах

Плакат с советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»

На доске развешены слова известных педагогов о воспитании


2.

Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток.

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми

Задачи:

- оформление наглядного материала по проблеме

- отбор статей из законов по проблеме

Ожидаемый результат: родителям необходимо иметь в виду и необходимо знать, что лица, допускающие жестокое обращение с детьми, наказываются законом

Информационно-просветительская

Материал по проблеме

Законы: Семейный кодекс,

Уголовный кодекс, Конвенция

3

Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях

Цель: обследование условий проживания детей

Задачи:

-выявить причины неблагополучия;

- проведение с родителями беседы о взаимоотношениях с детьми;

- обследование материально-бытовых условий (оказание материальной помощи, если это необходимо)

Ожидаемый результат: налаженные отношения с родителями, оказание помощи если необходимо

Патронаж

беседа




4

Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями

Цель: построение доверительных и положительных взаимоотношений с родителями

Задачи:

- проведение профилактической беседы по проблеме с родителями о поведении ребенка;

- консультирование по интересующим темам родителей о воспитании детей

- проведение с членами семьи тренинга на сплоченность и дружбу в семье

Ожидаемый результат: хорошие и доверительные взаимоотношения с семьями, сплоченность и дружба в семье

Беседа

Тренинг




5

Заседание клуба опекунов:

- «Мир в семье»

Цель: расширить представления родителей и детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности

Задачи:

- показать, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;

- обсуждение с родителями ритуалов примирения с членами семьи.

Ожидаемый результат: мир в семье - главное условие счастья всех членов семьи.

- «Жестокое обращение с детьми»

Цель: актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

Задачи:

- дать определение жестокому обращению;

- показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

-рассмотреть виды и признаки жестокого обращения с детьми

Ожидаемый результат: выбор методов наказания, не связанных с жестоким обращением.

- «Детская агрессивность»

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

Задачи:

- познакомить родителей с понятиями «агрессия» и «агрессивность»;

- выявить причины детской агрессивности;

- рассмотреть пути коррекции агрессивного поведения детей

Ожидаемый результат: каждый родитель должен корректировать свое поведение в конфликтных ситуациях с детьми

Беседа

Презентация по теме

Лекция с элементами тренинга



Плакаты с пословицами о семье

Плакаты со словами известных педагогов о воспитании
Выставка литературы по педагогике и психологии, памятка «Добрые советы»,

Рекомендации скажем агрессии «НЕТ».

6

Классные часы о дружбе:

- «С детства дружбой дорожить учат в школе»

Цель: показать, какими качествами должен обладать настоящий друг.

Задачи:

- содействие в формировании представления о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями;

- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали;

- воспитывать уважение к окружающим

Ожидаемый результат: создание доброжелательной атмосферы в классных коллективах.

- «Что такое дружба?»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»

Задачи:

- показать важность друга в жизни человека;

- воспитание добрых качеств личности

Ожидаемый результат: дети знают, что такое дружба и учатся быть добрыми.

- «Поговорим о дружбе»

Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

Задачи:

- расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

- способствовать расширению кругозора детей;;

- воспитывать доброжелательность;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка

Ожидаемый результат: создание положительного и жизнерадостного настроения.

Беседа

Разъяснение

Разговор-рассуждение с презентацией

Беседа


Пословицы о дружбе

Веселые смайлы

Стихи о дружбе

Рисунки о дружбе

7

Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни»

Цель: профилактика вредных привычек, безопасного поведения на улице

Задачи:

- дать понять, что кроме ПАВ в жизни много интересного;

- формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;

- формирование ответственности за свое поведение

Ожидаемый результат: вовлечение детей в деятельность творческих объединений.

Беседа

Лекция

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни
Плакаты антирекламы


8

Беседы, анкетирования, тестирования и наблюдение за детьми

Цель: выявление того или иного негативного явления в жизни детей и их семей

Задача:

- проведение с детьми разных тестов и анкет на разные темы, касающиеся взаимоотношений с родителями, психологических особенностей

Ожидаемый результат: оказание своевременной помощи по выявленным проблемам, полученным в ходе проведения того или иного метода.

Беседа

Наблюдение закрытое, открытое





Программа составлена с помощью следующей литературы:

Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 2 2011 год, с.-81

Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 3 2010 год, с.-84

Справочник классного руководителя № 7 2011 год

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.