|
Программа курса внеурочной деятельности Срок реализации: 1 год Возрастная категория обучающихся: 6,5-7 лет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137 г. Самара
Программа курса внеурочной деятельности
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 6,5-7 лет
Автор: Клементьева Т.А
Самара, 2013г.
Пояснительная записка
Модифицированная программа для младших школьников «Я и шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы, составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Авторская программа И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации опубликована в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 -392.
Что такое шахматы? Что такое шахматная игра? Что такое игра в шахматы? Может показаться, что речь идет об одном и том же. Но это не так. Шахматы – важная часть человеческой культуры. Шахматная игра – небольшая частичка шахматной культуры. Игра в шахматы наиболее распространенная форма общения шахматистов. Что такое шахматы сегодня? Игра, спорт, зрелище? Однозначный ответ дать нельзя, каждый любитель сам создает для себя оптимальную модель игрового поведения и соответственно оценивает свое отношение к шахматам.
А что такое шахматы для 6-7 летнего ребенка. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, способствует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
-
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю - 33 часа в год.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Я и шахматы» 1 класс.
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания урока
|
Планируемые результаты (предметные)
|
Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся
|
Дата прове-дения
|
Личностные УУД
|
Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
I раздел «Шахматная доска»
|
1
|
Вводный урок
|
1
|
Место шахмат в мировой культуре
|
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.
Обобщать, делать несложные выводы
|
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелатель
ности, взаимопомощи и сопереживания.
|
Готовность конструктивно разрешать конфликты
|
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью
|
Определение общей цели и путей ее достижения.
|
|
2
|
Шахматная доска. Белые и черные поля.
|
1
|
Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.
|
|
3
|
Шахматная доска. Горизонталь.
|
1
|
Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
|
|
4
|
Шахматная доска. Вертикаль.
|
1
|
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
|
|
5
|
Шахматная доска. Диагональ
|
1
|
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.
|
|
6
|
Фланги и центр
|
1
|
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры
|
|
II раздел «Начальная расстановка фигур»
|
7
|
Начальная позиция
|
1
|
Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции;
|
Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске
|
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации мыслительной деятельности
|
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
|
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
|
Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке.
|
|
8
|
Расстановка фигур перед шахматной партией
|
1
|
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
|
|
III раздел «Шахматные фигуры»
|
9
|
Тяжелые и легкие фигуры
|
1
|
Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым - ладья и ферзь.
|
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Знать правила хода и взятия каждой фигурой.
Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии.
|
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижение поставленной целей.
|
Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.
|
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.
|
Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
|
|
10
|
Ладья
|
1
|
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие.
|
|
11
|
Слон
|
1
|
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны.
|
|
12
|
Взаимная ценность фигур. Ладья против слона
|
1
|
Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения
|
|
13
|
Ферзь
|
1
|
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
|
|
14
|
Ферзь против слона и ладьи
|
1
|
|
15
|
Король
|
1
|
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
|
|
16
|
Король против других фигур
|
1
|
|
17
|
Поле под ударом
|
1
|
|
18
|
Конь
|
1
|
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
|
|
19
|
Конь против коня
|
1
|
|
20
|
Конь против других фигур
|
1
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Пешка. Место пешки в начальном положении
|
1
|
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
|
|
22
|
Превращение пешки
|
1
|
|
23
|
Король и пешка против коня
|
1
|
|
24
|
Ударная сила фигур
|
1
|
Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур.
|
|
25
|
Ценность фигур
|
1
|
В шахматной партии фигуры взаимо-действуют. Это направлено к достижению мата.
|
|
IV раздел «Цель и результат шахматной партии»
|
26
|
Шах.
|
1
|
Открытый шах. Двойной шах.
|
Уметь проводить элементарные комбинации;
планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь определять последовательность событий
|
Ориентиро-
ваться на становление гуманис-
тических
ценностей.
Формировать
социально
-ориентирован-ный взгляд
на мир.
|
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
|
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шах-
матах)
учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
|
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
|
27
|
Ставим шах. «Умный шах»
|
1
|
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
|
|
28
|
Мат.
|
1
|
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
|
|
29
|
Мат в один ход.
|
1
|
|
30
|
Пат. Рокировка
|
1
|
Отличие пата от мата. Варианты ничьей Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.
|
|
31
32
|
Шахматная партия
|
2
|
Демонстрация коротких партий. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
|
|
33
|
Игра всеми фигурами
|
1
|
Игра всеми фигурами из начального положения.
|
|
Список литературы
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
|
|
|