|
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции звукопроизношения
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по коррекции звукопроизношения
с использование логопедического тренажёра «Дэльфа-142.1».
( дошкольный логопункт)
Актуальность.
В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса в обществе:
Усложнение научно – технического прогресс, компьютеризация всех процессов;
Увеличение количества детей с нарушениями речи, усложнение этих дефектов.
Соответственно значимость логопеда в коррекционно-развивающей деятельности становится все больше, при этом его роль качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка.
Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании давно стало обычным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разнообразные задачи.
Использование компьютерного тренажёра в обучении детей с особыми образовательными потребностями доказало свою эффективность и перспективность. Тренажёр «Дэльфа-142.1» ориентирован на детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Психологическое обоснование применения тренажёра.
Не редко проблемы детей с нарушениями речевого развития усугубляются тем, что они имели в своей практике отрицательный опыт общения. Этот опыт может сдерживать последующие речевые контакты, что ещё больше сдерживает развитие речи. Для продуктивной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить потребность вербального общения. Важное значение в этом имеет положительный эмоциональный фон занятий, который помогает создать логопедический тренажёр. Игровые методы, спокойный темп, неограниченное количество повторений – снижают стресс в обучении тем или иным навыкам. Наличие нескольких уровней сложности позволяют ребёнку даже с очень ограниченными речевыми способностями справиться с упражнениями и перейти к более сложному уровню.
Цель прграммы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий на дошкольном логопункте.
С помощью логопедического тренажёра «Дэльфа -142.1» раздела «Звук» можно решать следующие коррекционные (логопедические) задачи:
коррекция речевого дыхания;
коррекция силы голоса;
устранение назального оттенка голоса;
коррекция звукопроизношения гласных и согласных звуков(этап постановки и автоматизации);
работа над слоговой структурой слова.
Кроме того, тренажёр позволяет:
-ввести игровые моменты в коррекционный процесс;
-многократно дублировать необходимый тип упражнений;
-работать на разных уровнях сложности;
-развивать ВПФ (высшие психические функции) ребёнка на логопедических занятиях.
Принципы построения заданий.
Учёт ведущей деятельности ребёнка в дошкольном возрасте – игры.
Опора на различные анализаторы, разнообразие стимульного материала, которое способствует удержание внимание на материале.
Дробное предъявление нового материала.
Поэтапная система автоматизации полученных навыков.
Опора на зону ближайшего развития ребёнка.
Уровневый подход к обучению, принцип усложнения речевого материала (от простого к сложному).
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (усидчивость, утомляемость, скорость мышления и др.).
Использование меню «Звук» в индивидуальной коррекционной работе с дошкольниками.
Меню «Звук» полностью подходит для использования в дошкольном образовательном учреждении. Самый лёгкий вариант загрузки этого меню - операционная система Windows 98 в вашем компьютере. В остальных случаях потребуется помощь специалиста для загрузки программы.
Данный раздел обеспечит: коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки).
Включает 19 упражнений, объединённых по задачам.
Выдох. Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности выдоха.
«Задуй свечки». Если выдох в микрофон будет достаточно активным и сильным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой. Задувать свечки можно на одном выдохе или несколько раз вдыхая и выдыхая воздух.
«Чашка чая». Колышущиеся струйки пара из чашки будут свидетельствовать о правильном выдохе.
Слитность. Эти упражнения помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз. Отработка слитного плавного произнесения языкового материала может потребоваться детям с ринолалией и дизартрией, а также детям, имеющим скандированную речь.
Подбираем слоги, слова с отрабатываемым звуком и
автоматизируем его.
«Бабочка». Бабочка порхает при слитном произнесении фраз и
садится на цветок, если пауза затянулась.
«Сказочный замок». При слитном произнесении фразы картинка
окрашивается разными цветами. На паузах - смены цвета не
происходит.
Громкость. Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить звуки с различной громкостью, наблюдая при этом изменение рисунка на экране (визуальная опора). Можно использовать при автоматизации звука в слогах, словах, фразе.
«Колобок». Говорите громко и тихо. Чем сильнее будет звук, тем шире колобок на экране раскроет рот.
«Бегемотик»- действия аналогичные предыдущему упражнению.
Длительность звука. Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.
«Елочка» и «Репка»- закрепляют навык произнесения слогов и слов
на одном выдохе. Отрабатываем согласные звуки: изолированное
произношение и в слогах.
Слоговой ритм. Эти упражнения помогут отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз. Картинки появляются в ответ на произнесение одного слога (слова). Автоматизируем согласные звуки.
«Картинка из кубиков». Нажмите пробел и произнесите фразу, тщательно проговаривая слоги и слова (автоматизация звуков). После каждого чётко произнесённого слога (слова) на экране будет добавляться новый фрагмент в виде кубика. Низкий порог (F2) и большая пауза (F3) сделают основной единицей слова и словосочетания.
«Скатерть-самобранка». С каждым чётко произнесённым слогом (словом) на скатерти появляется новый предмет сервировки. Как только задание будет выполнено, изображение «моргнёт».
Гласные звуки. Эти упражнения применяются для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка голоса.
«Вертолет». Произнося разные гласные звуки, старайтесь управлять вертолётом: поднимайте его до вершины горы и опускайте на землю. Обратите внимание на то. Что каждому гласному соответствует своя высота подъёма. Также произносятся и звонкие согласные звуки.
При правильном произнесении звуков, с выдохом только через рот, вертолёт поднимается выше. При появлении носового оттенка голоса высота вертолёта заметно снижается.
«Подводная лодка»-принцип действий аналогичен предыдущему.
Согласные звуки. Эти упражнения предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Паровоз» и «Фонтан» - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков (с, ш, х, ф). Если звуки произносятся правильно, облачко и фонтан поднимаются.
Звуковая реакция. Эти упражнения помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса), при работе с назальным оттенком голоса и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки (слоги). Выстрел не получится, если Ваш голос будет слишком вялым или звук -недостаточно коротким.
«Космический стрелок». Представьте, что Вы находитесь внутри космического корабля, изображённого слева. Чтобы поразить движущуюся мишень. Нужно быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог или отдельный звук (который вы отрабатываете).
«Индеец». По одной из легенд злой волшебник превращался в хищную птицу. Как только стрела Индейца поражает птицу, в небе вспыхивает молния, но птица вновь появляется невредимой.
«Речевая волна». С помощью этого упражнения можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты её плавности и слитности, в том числе при заикании. Запуск речевой волны и её стирание производится клавишей «пробел». При нажатии любой другой клавиши речевая волна останавливается. Для переноса изображения в верхнее поле нажмите клавишу F3. Произнося различные звуки, слова и фразы, сравнивайте рисунки их речевых волн.
«Речевая волна 2» - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат (б, п, г, к. д, т. ц, ч). А также для отработки артикуляции слогов и слов. Запуск волны, её остановка, стирание и повторный запуск в этом упражнении аналогичны предыдущему .
«Спектр. Упражнение рекомендуется для отработки правильной артикуляции гласных (а, о, и, у, ы, э), щелевых и сонорных согласных (с, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш. щ), а также дифтонгов (я, ю, е, ё, й). Функции рабочих полей такие же, как в упражнении «Речевая волна»: нижнее – рабочее, верхнее – для записи образца.
Использование клавиш.
F1-помощь.
F2-выбор порога чувствительности.
F3- установка длительности паузы.
F5-вход в текстовое поле и выход из него.
F6-смена сюжета.
Esc-возврат в меню.
Требования к организации занятий с использованием тренажёра.
Внимательно изучите инструкцию к тренажёру и поработайте в различных режимах, чтобы осознанно предлагать ребёнку то или иное задание.
Несколько минут рассмотрите с ребёнком экран, покажите, как работает программа, покажите, что происходит после правильного выполнения задания.
Педагог объясняет ребёнку, какие задачи они будут решать в ходе выполнения заданий. Логопед самостоятельно выбирает то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ученик. Этот выбор может быть продиктован индивидуальными качествами ребёнка (его усидчивостью, утомляемостью, скоростью протекания нейродинамических процессов и т.д.) или логикой проведения занятий.
-
Компьютер требует соблюдение определённых гигиенических требований: ограниченное время, расстояние до экрана, высота расположения монитора, угол освещения экрана (на экране не должно быть бликов). Согласно действующим санитарно-эпидемиалогическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.
Недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Использование компьютера на подгрупповых занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора.
План занятий с использованием тренажёра.
Сначала при знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно упражнения с компьютером отводится всё больше времени, вплоть до полномасштабного занятия. В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Заключение.
Знакомство ребёнка с компьютером, как правило, начинается с компьютерных игр. Более 75% дошкольников Москвы и Московской области играют в компьютерные игры. Такие авторы, как Е.В.Гуляева, Ю.А.Соловьёва, Л.А. Венгер, А.Л.Венгер отмечают, что использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств. Яркая, красочная информация на мониторе, которая сопровождается различными эффектами, очень привлекательна для ребёнка и повышает его интерес. Это позволяет с лёгкостью отрабатывать навыки, которые требуют монотонного повторения. Л.А.Венгер и А.Л. Венгер, рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывают не воспринимать их как волшебную палочку, которая за час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны взрослых. Только тогда эти занятия могут дать эффект.
В то же время большинство родителей рассматривают компьютерные игры как средство обучения и развития их ребёнка и полагают, что они могут выступать в качестве эффективного средства поощрения и наказания ребёнка.
Литература:
Е. П. Вренёва.
Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. Ж-л «Логопед» 2010, №5
Е. Клопотова, Ю. Романова.
Компьютерные игры в жизни современных дошкольников.
Ж-л «Дошкольное воспитание» 2014 , №7
Логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»для учащихся специальных (коррекционных0 школ. Практическое руководство.
Москва 2008.
Популярный медицинский сайт доктора Биттерлиха.
Приложение 1.
Перспективное планирование индивидуальной
коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению
с использованием логопедического тренажёра
«Дэльфа-1-142».
(логопункт)
№ п/п
|
сроки
|
Содержание
|
Развитие артикуляции.
|
Использование логопедического тренажёра.
(коррекция звукопроизношения, речевого дыхания, голоса).
|
I
|
Исправление сигматизмов свистящих звуков
( межзубные, боковые, призубные, парасигматизмы)
|
1.
|
Сентябрь-Октябрь
|
Постановка звука «С»
|
Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ
(улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -
«Холодный ветер»
|
Упр.: «Задуй свечки»,«Чашка чая», «Фонтан», «Паровоз».
|
2.
|
Октябрь-Ноябрь
|
Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.
Автоматизация зв. «Сь»
|
Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.
|
Упр.: «Колобок», «Бегемотик», «Бабочка», «Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка», «Космический стрелок».
|
3.
|
Ноябрь-Декабрь
|
Постановка звука «Ц»
Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.
Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.
|
Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро.
Следить за положением губ и языка.
Учить включать голос при произнесении звука «С».
|
«Паровоз», «Фонтан».
«Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».
Упр.:«Вертолёт», «Подводная лодка».
|
II
|
Исправление сигматизмов шипящих звуков
(боковые,губно-зубные, межзубные, парасигматизмы).
|
4.
|
Декабрь
|
Постановка звука «Ш».
Автоматизация звука «Ш».
Дифференциа-
ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь».
|
Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ
( вытянуты вперёд, округлены)
Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» -«Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» -«Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер»
|
Упр.:«Паровоз», «Фонтан».
«Сказочный замок», «Картинка из кубиков». «Скатерть-самобранка».
|
5.
|
Январь-Февраль
|
Постановка и автоматизация звука «Ж».
|
Учить включать голос при произнесении звука «Ш».
Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-
«Лопата копает» -«Вкусное варенье» - «Фокус» -«Теплый ветер».
|
Упр.: «Вертолёт», «Подводная лодка», «Бабочка», «Сказочный замок», «Колобок», «Бегемотик», «Ёлочка», «Репка», «Картинка из кубиков», «Скатерть –самобранка», «Космический стрелок», «Индеец», «Спектр».
|
III
|
Исправление ламбдацизмов (боковые, мягкие,
межзубные, параламбдацизмы).
|
|
Январь
|
Постановка звука «Л»
|
Учить удерживать язычок на « бугорках»за верхними зубами.
Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»-
«Пароход» -«Пароход гудит»
|
Упр.:«Вертолёт», «Подводная лодка», «Репка».
|
6.
|
Февраль
|
Автоматизация звука «Л».
Постановка и автоматизация звука «Ль».
Звуки «Л-Ль».
Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш».
Подготови-
тельные упражнения к постановке звука «Р».
|
Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую
Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».
|
«Бабочка», «Сказочный замок» «Ёлочка», «Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка», «Космический стрелок», «Индеец», «Спектр».
«Картинка из кубиков», «Сказочный замок».
«Колобок», «Бегемотик», «Скатерть-самобранка», «Картинка из кубиков».
|
IV
|
Исправление ротацизмов
( горловые, боковые, одноударные, параротацизмы).
|
7.
|
Февраль-Март
|
Постановка звука «Р».
|
Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.
Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция):
«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-
«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -
«Пулемет».
|
Упр.: «Задуй свечки», «Ёлочка», «Репка», «Бабочка», «Космический стрелок».
|
8.
|
Апрель-Май
|
Автоматизация звука «Р».
Постановка и автоматизация звука «рь».
Постановка и автоматизация звука «Ч».
Постановка и автоматизация звука «Щ».
Дифференци-ация звуков
«Р-РЬ, Р-Л,
ть-ч», щ-сь.
|
|
Упр.: «Задуй свечки», «Бабочка», «Ёлочка», «Репка», «Картинки из кубиков», «Вертолёт», «Подводная лодка», «Космический стрелок», «Индеец», «Речевая волна».
Те же.
«Бабочка», «Сказочный замок», «Ёлочка», «Репка», «Космический стрелок», «Индеец».
Те же + «Паровоз», «Фонтан».
|
9.
|
Май
|
Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи.
|
|
«Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка»,«Сказочный замок», «Колобок»,»Бегемотик».
|
Приложение 2.
Варианты простых упражнений для глаз (после занятий на компьютере):
1. «Бабочка».
Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
2. «Вверх-вниз».
Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.
3. «Маятник».
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Посмотрите влево, затем медленно переведите взгляд вправо. Голова неподвижна, работайте только глазами.
4. «Восьмерка».
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку (или знак бесконечности) максимального размера в пределах вашего лица и плавно опишите ее глазами. Повторите упражнение несколько раз в одну сторону, затем в другую. После этого часто-часто поморгайте.
5. «Циферблат».
Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета (ученые считают, что именно этот цвет способствует восстановлению зрения). Выполняйте круговые движения глазными яблоками, оставляя при этом голову неподвижной.
6. «Карандаш».
Возьмите карандаш в правую руку и вытяните ее, подняв карандаш на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно отводите руку вправо, затем влево, провожая пишущий предмет глазами, но не двигая головой.
7. «Прекрасное далеко».
Подойдите к окну и посмотрите вдаль, затем на кончик носа – это тренирует глазную мышцу. Повторите упражнение несколько раз.
8. «С широко закрытыми глазами».
Закройте глаза и попробуйте описать ими воображаемый круг, затем горизонтальную восьмерку, потом крестик.
9. «Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.
|
|
|