|
Проблемы педагогического сопровождения учителя в условиях реализации фгос ООО
Проблемы педагогического сопровождения учителя
в условиях реализации ФГОС ООО
Свое выступление я хочу начать словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
ФГОС ООО содержит требования к условиям реализации стандарта, в том числе и к кадровому составу : «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования».
Профессиональный стандарт педагога среди прочих характеристик учителя содержит «умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования».
У каждого из взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество вариантов взаимодействия разных специалистов для достижения общих целей.
У нас складываются определенные ожидания по отношению к ученикам, но и у них, есть представления о том, с каким учителем они хотят работать.
По словам наших школьников, учитель – это тот, кто «говорит добрые слова», «учит и сотрудничает со мной», «помогает узнать новое о мире и о себе», «учит, а не выдвигает свои амбиции на первый план», «помогает становиться взрослыми», «не бросает, если что-то не получается», «дает знания, а не забирает силы»…
Способность отозваться на эти ожидания – это тоже одна из непростых задач, которые стоят перед современным педагогом.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций.
На наш взгляд, критериями готовности учителя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,
образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)
-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия
3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.
5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.
7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов
8. Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.
Одна из задач программы психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса, которую мы сегодня обсуждаем, создать условия осуществления пегагогами непрерывного образования через курсы повышения квалификации, семинары, НПК и другие формы работы.
Для решения этой задачи и сейчас в гимназии делается многое: курсовая подготовка, методические консультации, школа молодого учителя, участие в методических семинарах в рамках гимназического союза, участие педагогов в профессиональных конкурсах, диссиминация педагогического опыта, и т.д.
Для повышения профессиональной компетентности педагога, создания адаптивной образовательной среды, а также необходимых условий для введения ФГОС ООО разработан следующий план мероприятий.
№ п\п
|
Мероприятия
|
1.
|
Организационно-методическое сопровождение
|
1.1.
|
Создание условий для повышения квалификации педагогов основной школы по вопросам внедрения ФГОС
|
1.2.
|
Экспертиза рабочих программ. Утверждение ООП.
|
1.3.
|
Консультирование педагогов по проблемам внедрения ФГОС.
|
1.4.
|
Семинар «Урок в системе ФГОС»
|
1.5.
|
Открытые уроки по теме семинара «Урок в системе ФГОС»
|
1.6.
|
НПК учителей гимназии
«Современные педагогические технологии для реализации ФГОС ООО»
|
1.7.
|
Семинар-практикум «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности»
|
1.8.
|
Открытые уроки по теме семинара «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности»
|
1.9.
|
Семинар «Система оценки достижения планируемых результатов»
|
1.10.
|
Открытые уроки по теме семинара «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы»
|
1.11.
|
Круглый стол «Результаты первого этапа введения ФГОС. Проблемы, пути решения» с участием администрации школы, учителей-предметников, классных руководителей 5-8 классов и родителей.
|
1.12.
|
Организация системы внутришкольного контроля за введением ФГОС ООО.
|
2.
|
Информационно-методическое сопровождение
|
2.1.
|
Круглый стол для родителей «Образовательный заказ школе»
|
2.2.
|
День открытых дверей «Урок в системе ФГОС» с привлечением СМИ
|
2.3.
|
Родительское собрание «Проблемы и риски внедрения ФГОС основного общего образования»
|
2.4.
|
День открытых дверей «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности» с привлечением СМИ
|
2.5.
|
День открытых дверей «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы учащимися 5-6 классов» с привлечением СМИ
|
2.6.
|
Оформление и обновление информационной страницы в школьном сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе».
|
2.7.
|
Создание и систематическое пополнение библиотечки методической литературы и медиатеки школы по теме «Внедрение ФГОС ООО».
|
2.8.
|
Создание банка методических разработок уроков, занятий по внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.
|
2.9.
|
Разработка методических рекомендаций по отдельным предметам (с учетом имеющегося опыта учителей 5-8 классов).
|
3.
|
Аналитическое сопровождение
|
3.1.
|
Мониторинг по введению ФГОС в 5-6 классе (нормативное обеспечение, материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, внеурочная занятость, результативность обучения)
|
3.2.
|
Создание школьной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы учащимися основной школы
|
Заканчивая свое выступление, хочется отметить.
Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.
Просим педагогический совет, обсудив наши предложения, внести их в план мероприятий программы психолого- педагогического сопровождения ФГОС.
|
|
|