Главная страница

Приложение Методика раннего выявления дислексии (мрвд)


Скачать 63.49 Kb.
Название Приложение Методика раннего выявления дислексии (мрвд)
Дата 11.02.2016
Размер 63.49 Kb.
Тип Инструкция

Приложение 1.

Методика раннего выявления дислексии (МРВД)


п/п

Задания

Оценка

Примечания

0

2

3




I
1.

2.

Рядоговорение


Инструкция: Перечисли по порядку:

1) времена года (после ответа на этот вопрос)

2) дни недели

(при недостаточном понимании временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления)
Оценки (здесь и далее дается в штрафных баллах):

  1. Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;

  2. Правильно ответил на один вопрос – 2 балла;

  3. Правильно ответил на два вопроса – 3 балла.










Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.




баллы




II

1.


2.

Ритмы


Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы: !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают.

2) сложные ритмы: !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !.

Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки:

  1. Выполнены оба задания – 0 баллов;

  2. Выполнены только простые ритмы – 2 балла;

  3. Не выполнено ни одного задания – 3 балла.










Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых этот тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

У детей затруднения отмечаются при право - и левополушарном поражении.




баллы




III

Тест: Кулак-ребро-ладонь


Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему еще одну попытку (если после стимуляции продолжил верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.











Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций.

В первом случае чаще страдает переключение с

III


Оценки:

  1. Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

  2. Правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трех демонстраций с 1-й попытки – 2 балла;

  3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трех демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

0

2

3

одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребенок делает большие паузы между движениями.

Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.




баллы




IV

Субтест: Повторение цифр


Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!».

После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4-х цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

  1. Прямой счет

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке.

Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и т.д.

  1. Обратный счет

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3


0

2

3


Первая часть задания характеризует иконическую сукцессивную слухоречевую память, вторая – состояние оперативной памяти.
При ранних правополушарных или двусторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарном – в прямом.

IV

Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.



Оценки:

  1. Итоговый результат больше 6 – 0 баллов;

  2. Итоговый результат равен 6 – 2 балла;

  3. Итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

0

2

3







баллы




Сумма баллов за весь тест (из 5 баллов)





При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространенной.

Приложение 2.

Диагностика

предрасположенности к дислексии




Фамилия, Имя ______________________________________________ Возраст______________


Класс, школа ________________________ Дата обследования______________



п/п

Задания

Оценка

Примечания

0

2

3

I
1.
2.

Рядоговорение


Перечисли по порядку:

1) времена года
2) дни недели
















баллы




II
1.

2.

Ритмы


Воспроизведение по образцу:

1) простые ритмы:

!! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!.
2) сложные ритмы:

!!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !.
















баллы




III

Тест


Кулак-ребро-ладонь
















баллы




IV

Субтест


Повторение цифр

  1. Прямой счет

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

  1. Обратный счет

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

















баллы




Сумма баллов за весь тест (из 5 баллов)