Главная страница

Приём драматизации в условиях системно деятельностного подхода


Скачать 101.81 Kb.
Название Приём драматизации в условиях системно деятельностного подхода
Дата 23.03.2016
Размер 101.81 Kb.
Тип Документы

ПРИЁМ ДРАМАТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо,
Кто учил – живет в учениках.
Учит, значит, видит в жизни бег.
Верю я, что истинный учитель,
На земле счастливый человек!


Драматизация - это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится « в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены
Задачи:
- формирование положительного отношения детей к театральной игре.

- приобщение детей к театральной культуре.

- развитие специальных умений, обеспечивающих освоение комплекса игровых позиций
Цели:

глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность.
Функции игры:
- развлекательная

- коммуникативная

- самореализации

- терапевтическая

- межнациональной коммуникации

- социализации
Формы игры- драматизации:
- игры с пением

- хороводы

- игры-драматизации стихотворений

- игры- драматизации настольный театр

- игры-драматизации кукольный театр

- творческие игры

- игры-драматизации проза
Этапы игры:

1. Сюжет игры: выбор произведения, пересказ, обсуждение.

2.Организация игры: распределение ролей, обустройство игрового пространства.

3. Непосредственная игра детей.

Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

  1. анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

  2. чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

  3. чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

  4. постановка «живых картин» к произведению;

  5. составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

  6. драматические импровизации;

  7. развернутые драматические представления.

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Эта работа строится по следующему алгоритму:

  1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

  2. Какой момент изображен?

  3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

  4. К какой части текста нет иллюстрации?

  5. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

  1. выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

  2.  «рисуется» место, где происходит событие;

  3. изображаются действующие лица;

  4. добавляются необходимые детали;

  5.  «раскрашивается» контурный рисунок.

Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции. «Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», - отмечал М.М. Королев.

В собственной игре ребенок, подобно творцу, оживляет куклу.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды,

традиционную игру-драматизацию,

креативную игру-драматизацию.

На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай», «Заколдованный ребенок»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

Задания:

  1. Изобразить девочку, потерявшую бантик. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».

  2. Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

  3. Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

  4. Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Инсценирование произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

  1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.

  2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).

  3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?

  4. Выбор выразительных средств (как это сделать).

  5. Пробы (этюды), анализ.

  6. Подведение итогов, его анализ.

  7. Заключительный показ, его анализ.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей.

Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Игра- драматизация отрывка из рассказа А.П. Платонова «Еще мама». После первичного знакомства с рассказом учитель предлагает прочитать самостоятельно с нахождением нужных отрывков для инсценирования. Дети читают и находят нужные отрывки. Работа по сюжету рассказа.

Учитель предлагает ученикам побывать в роли артистов. Отрывок, как Артем пошел в школу покажем на сцене. Выберем режиссера, художника-декоратора, артисты: Артем и мама. Режиссер-постановщик советует детям выбрать интонацию, мимику, жесты, позу, действия. Первый раз режиссером становится учитель, далее дети.

Артисты готовят свою роль, художник- декоратор обустраивает мизансцену. Затем начинается игра.

Игра-драматизация стихотворения Саша Черный « Слон». Первичное чтение стихотворения. Осознание и осмысление. Самостоятельное чтение с заданием. Подготовка к инсценированию стихотворения. Выбор режиссера по желанию детей, артистов: мальчик и слон, художника- декоратора. Каким тоном нужно прочитать свою роль?

Дети читают стихотворение в соответствии с выбранной ролью. Учитель и другие дети оценивают игру артистов.

Ценность использования приема драматизации в учебном процессе: -оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением. -является важным средством эстетического воспитания и развития. - помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять их поступки, характеры.

Заключение

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.

Средневековые гуманисты

В порядке нарастания сложности в 1 классе использовала такие формы драматизации, как:

 -  анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики,изображенных на ней героев,

-  постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин».

   Во втором классе использую более сложные формы драматизации: подготовка и проведение с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности мимики, жестов, движения (этот прием начали использовать в конце первого класса);

- чтение по ролям

- драматизация развернутой формы.

На уроке чтения первоклассники, пользуясь чтением картинок на стр.41 «Азбуки», рассказывали русскую сказку «Курочка Ряба». Мы поставили цель не только воспроизвести содержание сказки, пользуясь картинным планом, но и обратить внимание на жесты, мимику героев сказки. Это нужно для того, чтобы дети учились по внешним приемам определять эмоциональное состояние персонажей. При работе над третьей по счету иллюстрацией спрашиваю у ребят:

- Что делает баба на этой картинке? (Смотрит на яйцо).

- Как она смотрит? Какое у нее выражение лица? (Схватилась руками за голову и открыла рот).

- Когда хватаются руками за голову: когда радуются или когда удивляются, пугаются?

- Попробуйте сделать так же, что вы при этом чувствуете? (Дети воспроизводили жест коллективно и на рабочих местах).

- Так что же почувствовала баба? Почему?

МКОУ КРАСНОМОЛОТОВСКАЯ СОШ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ПО ТЕМЕ

ПРИЁМ ДРАМАТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СВИРИДОВА Т.М.

30 ОКТЯБРЯ 2015