|
Правописание парных согласных в корне слова
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ.
Тема: Правописание парных согласных в корне слова.
Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение правила на практике.
Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
ХОД УРОКА:
Учитель: Сегодня на уроке мы проведём исследование на тему «Правописание парных согласных в корне слова». Но для изучения возьмём не любые слова. Определить, что это за слова, вам поможет название нашего урока «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ,,,»
Что растёт в саду? (фрукты)
А в огороде? (овощи)
Правильно. А теперь вспомним парные согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.)
Давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова.
Прочитайте на табличке слова и выберете те, где написание парных согласных отличается от их произношения.
ГРУША, ПЛОД, АРБУЗ, ДЫНЯ, ЯГОДКА,
Учитель: Мы определили нужные нам слова все вместе, а теперь вы сделаете это самостоятельно.
АБРИКОС РЕПКА
ЛИМОН ОГУРЕЦ
ГРАНАТ МОРКОВКА
ВИНОГРАД БАКЛАЖАН
ЯБЛОКО РЕДИСКА
МАЛИНА СВЁКЛА
Где могут вырасти плоды из первого столбика? ( в саду)
А второго…? (в огороде)
Выпишите в столбик слова, в которых необходимо проверить написание парных согласных в корне слова.
( Далее проводится исследование выбранных слов, где учащиеся обращают внимание на то, что в словах на тему «САД» парные согласные стоят в конце слова, а на тему «ОГОРОД» - перед глухими согласными.
Учитель обращает внимание детей на то, что, несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в конце корня слова.
Учащиеся выделяют корень в записанных словах и подчёркивают парную согласную, стоящую в конце корня.)
Учитель: А теперь перед нами стоит задача – найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого надо подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.
Учащиеся, изменяя слова, приходят к выводу.
Для проверки парного согласного в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный или звук Н
САД ОГОРОД
Абрикос - абрикосы репка- репа
Гранат – гранаты морковка – морковный
Виноград – виноградный редиска – редисочка
Учитель: А сейчас мы выполним задание «наоборот». Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке. Например, шуба – шубка.
Слова для самостоятельной работы: ГРЯДА-
САДИК-
ЯГОДА-
СТОРОЖИТЬ-
Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек или учащиеся хлопают в ладоши.
Учитель: Придумано немало загадок, где отгадками являются слова на тему нашего урока. Отгадайте загадки, подберите к ним проверочные слова.
Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные. ( арбуз)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня повадки,
Я всегда играю в прятки. (гриб)
Учитель: Что объединяет слова-отгадки? ( парные согласные)
Какой частью речи являются слова-отгадки? ( существительные)
А какой частью речи являются слова: сладкий, лёгкий, узкий, гладкий, редкий?
( прилагательные)
Где стоят в этих словах парные согласные? (в середине слова)
А теперь попытайтесь подобрать к этим словам проверочные слова.
СЛАДКИЙ – СЛАДОК
ЛЁГКИЙ – ЛЁГОК
УЗКИЙ – УЗОК
ГЛАДКИЙ – ГЛАДОК
РЕДКИЙ - РЕДОК
Учитель: Итогом нашей исследовательской работы будет работа творческая. Вы должны дополнить свой рассказ, записанный на доске, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова. (задание даётся по вариантам)
Вариант 1.
У нас на даче есть фруктовый ____.Осенью в нём созревают ___ плоды. Наливается соком спелый ___.На газонах зеленеет ___.
Слова для справок ( даётся задание выбрать слова по теме урока): сад, огород, яблоки, сливы, виноград, травка, сладкие, сочные.
Вариант 2.
У бабушки в деревне большой ___. Там на ___ растут ___ и ___. На бахче созрел огромный полосатый ___.
Слова для справок (даётся задание выбрать слова по теме урока): сад, огород, лук, морковка, помидоры, грядки, арбуз, дыня.
После выполнения работы тексты зачитываются вслух.
ОБРАЗЕЦ:
Сад.
У нас на даче есть фруктовый сад. Осенью в нём созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На газонах зеленеет травка.
Огород.
У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.
Учитель: А теперь настало время для того, чтобы получить домашнее задание.
Вам нужно написать 5 слов с парными согласными в конце слова и перед глухими согласными. Подобрать к ним проверочные слова.
МОУ ШУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Большечерниговского района Самарской области
по русскому языку в 3 классе
на тему:
Подготовила и провела учитель
начальных классов: ВЛАСОВА С.Ю.
п.Шумовский 2009г.
|
|
|