|
Положение о конкурсе профессионального мастерства Общие положения
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления образования
_________________Н.Ф. Илюшкова
Положение
о конкурсе профессионального мастерства
Общие положения
Конкурс профессионального мастерства (далее - Конкурс) направлен на повышение роли технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологической деятельности в развитии интересов, способностей, талантов, формирования общей культуры обучающихся.
Цель и задачи
Цель Конкурса:
– совершенствование организационно-методической работы, направленной на развитие технического, декоративно-прикладного творчества, эколого-биологической деятельности в образовательных учреждениях городского округа город Выкса.
Задачи:
– обновление содержания воспитания и дополнительного образования детей;
– развитие творческого потенциала и повышение профессиональной квалификации педагогов;
– создание условий для внедрения инновационного педагогического опыта работы в систему дополнительного образования детей;
– представление опыта реализации современных педагогических технологий.
3. Участники Конкурса
В Конкурсе принимают участие педагогические работники образовательных учреждений всех видов и типов, развивающих техническое, декоративно-прикладное творчество, эколого-биологическую деятельность: руководители образовательных учреждений (структурных подразделений), методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.
4. Содержание Конкурса
Конкурс проводится по следующим номинациям:
1. «Мне через сердце виден мир» (в рамках муниципального этапа XI Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям») по направленностям:
–техническая (научно-техническое творчество и спортивно-техническое направление);
– художественная (декоративно-прикладное творчество);
– естественнонаучная (эколого-биологическая деятельность).
Участники: педагоги дополнительного образования, реализующие образовательные программы технической (научно-технической и спортивно-технической), художественной (декоративно-прикладное творчество), естественнонаучной (эколого-биологической) направленностей.
Педагогический стаж участников - не менее трёх лет.
Для участия в Конкурсе участники направляют:
дополнительную образовательную программу (в бумажном и электронном варианте);
видеоматериалы «Визитная карточка» участника (продолжительность не более 15 минут)/ либо презентация и сопроводительный текст/;
конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» (продолжительность занятия с обучающимися среднего и старшего звена- 45 минут, для младшего школьного возраста- 35 минут);
цветную фотографию участника (4*6см, 2 шт.).
2. «Организационнно-методические условия и опыт проведения мероприятий» (участники: руководители учреждений образования, педагоги-организаторы, методисты, педагоги дополнительного образования).
Для участия в Конкурсе участники направляют:
- методическую разработку (проект) с описанием организационно- методического опыта проведения учрежденческих, городских, зональных, областных конкурсов, соревнований, фестивалей по техническому, декоративно-прикладному творчеству, эколого-биологической деятельности в бумажном и электронном варианте;
- фото-, видеоматериалы (в необходимом объёме).
3. «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования»:
Для участия в Конкурсе участники направляют материалы по направлениям:
-методическая разработка дистанционного занятия (мастер- класса) для педагогов;
-методическая разработка дистанционного занятия (мастер-класса) для обучающихся, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данной номинации участники представляют материалы в бумажном и электронном варианте:
- развёрнутый сценарий дистанционного занятия (мастер-класса) с указанием условий проведения данного мероприятия с указанием использования интернет - источников (ссылки на медиаресурсы).
- авторские рекомендации по использованию дистанционного занятия (мастер-класса): условия использования дистанционного занятия (мастер-класса) ("местоположение" педагога и обучающегося), способы взаимодействия (обмен информацией и выполненными заданиями, механизм осуществления контроля и т.д.) между педагогом и обучающимся, временная продолжительность дистанционного взаимодействия, ожидаемый результат (вывод, возможность дальнейшего применения);
- поддержка дистанционного занятия (мастер-класса) в виде медиаресурса (сайт дистанционного занятия (мастер-класса) или серии дистанционных обучающих мероприятий, видеоматериалы, аудиоматериалы, презентация, дополнительные материалы из сети Интернет, прикладные компьютерные педагогические пакеты и т.д.) с указанием всех адресов и ссылок.
5. Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
I этап: (Организационно-отборочный). В срок до 17 марта 2015 г.
МБОУ ДОД ЦДТТ проводит приём конкурсных материалов и проводит их первичную проверку соответствия нормам научной этики и соответствия требованиям.
Для участия в Конкурсе в МБОУ ДОД ЦДТТ направляются следующие материалы:
– заявка (приложение 2);
– конкурсные работы в печатном и электронном варианте (на CD-дисках) в 2-х экземплярах в соответствии с номинацией;
- мультимедийный конкурсный компонент (на CD-дисках) в 2-х экземплярах (в соответствии с номинацией).
II этап: (отборочный). Проведение заочной экспертизы конкурсных работ – с 18 по 24 марта 2015 г. Участники, набравшие более 80% от общего количества баллов, становятся финалистами конкурса.
III этап: (финал) – 1-2 апреля 2015 г. – Педагогический фестиваль «Дополнительное образование детей: взгляд в будущее» (далее- Фестиваль).
В рамках Фестиваля участники представляют:
в номинации «Мне через сердце виден мир»
- самопрезентацию «Моё педагогическое кредо» (необходимо раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии, регламент-10 минут);
-защиту дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа» (раскрыть ведущую идею программы, объяснить содержание программы, доказать результативность её реализации; регламент-10 минут (5минут - выступление и до 5 минут для ответов на вопросы жюри));
- открытое занятие «Введение в образовательную программу» (Продолжительность занятия с обучающимися - 45 минут, для младшего школьного возраста-35 минут);
- импровизированный конкурс (тема объявляется жюри непосредственно перед началом конкурса).
в номинации «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования»-
-публичную презентацию опыта создания и использования в образовательном процессе дистанционных занятий (мастер-классов) на примере представленных работ (регламент- 5 минут);
в номинации «Организационно-методические условия и опыт проведения мероприятий»-
- публичную и стендовую презентацию (7-9 распечатанных слайдов формата А3; соотношение иллюстративного и текстового материала должно быть 1:1; иллюстративный материал- фотографии, диаграммы, графики- должен иметь пояснения) опыта проведения конкурсов, соревнований, фестивалей на примере представленных работ (регламент- до 7 минут (5 минут-выступление+2 минуты для ответов на вопросы жюри)).
6. Подведение итогов и награждение
6.1. Все финалисты получают Свидетельство участника Фестиваля.
6.2. Победители Фестиваля (1 место) и призеры (2, 3 место) определяются:
6.2.1. в номинации «Мне через сердце виден мир» в каждой направленности;
6.2.2. в номинации «Организационно-методические условия и опыт проведения мероприятий»;
6.2.3. в номинации «Дистанционные технологии в учебном процессе дополнительного образования» - по каждому виду конкурсных материалов.
6.3. Победители и призеры Фестиваля награждаются дипломами.
6.4.Награждение проводится на Фестивале.
6.5. Наиболее интересные программные и методические материалы могут быть рекомендованы к изданию в сборниках, обобщающих передовой педагогический опыт.
6.6. Победители и призёры Фестиваля могут быть рекомендованы членами жюри к участию в областном этапе Конкурса.
____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к положению о конкурсе профессионального мастерства
Общие требования к оформлению электронного носителя (CD-R\DVD-R)
Работы должны предоставляться на CD-R\DVD-R дисках в твёрдой упаковке, на которой должна быть этикетка, содержащая следующую информацию:
Ф.И.О. автора (полностью), должность;
Возраст;
Название работы;
Выкса, учреждение образования;
Номинация;
Жанр конкурсной работы;
Категория;
Контактный телефон исполнителя работы.
На лицевой стороне CD-R\DVD-R диска CD –маркером должна быть указана краткая информация:
Город Выкса;
Ф.И. автора;
Номинация, конкурс.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к положению о конкурсе профессионального мастерства
Заявка на участие
в конкурсе профессионального мастерства
Номинация ________________________________________________________
Направленность___________________________________________________
Название работы____________________________________________________
Образовательное учреждение (полностью)_____________________________
Сведения о конкурсанте
1. Ф.И.О. (полностью) _______________________________________________
2. Год, месяц, день рождения _________________________________________
3. Место работы____________________________________________________
(полный почтовый адрес с указанием индекса)
4. Должность ______________________________________________________
5. Стаж работы в заявленной должности________________________________
6. Квалификационная категория_______________________________________
7. Сведения об образовании __________________________________________
8. Домашний адрес, телефон (сот.) ____________________________________
(полный почтовый адрес с указанием индекса)
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения____________________
10. Телефон/факс, e-mail_ (Рабочий и личный) ___________________________________________
11. Описание опыта работы (участие в региональных и областных конкурсах (результаты), проведение открытых занятий и массовых мероприятий, проведение мастер-классов, семинаров и т.д.) ___________________________
Подпись руководителя образовательного учреждения, подтверждающего направление участника на Конкурс.
"____"__________________ 20__ г. _____________/_________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к положению о конкурсе профессионального мастерства
Общие рекомендации по подготовке и оформлению методических материалов
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.
Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного занятия;
- разработку серии занятий;
- разработку темы программы;
- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и обучающихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально- технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос "Как учить".
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки.
Общая структура:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Литература.
5. Приложения.
Методическая разработка мероприятий - разновидность учебно- методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.
Структура методической разработки мероприятий:
- дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится;
- тема мероприятия;
- цель мероприятия;
- задачи мероприятия;
- тип мероприятия
- структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его
этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
- методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;
- оборудование, необходимое для проведения мероприятия;
- содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала);
- задания для детей на каждом из этапов мероприятия;
- алгоритмы выполнения заданий.
- ожидаемый результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к положению о конкурсе профессионального мастерства
Рекомендации по подготовке конкурсных материалов в номинации "Мне через сердце виден мир"
1. Видеоматериалы "Визитная карточка".
При создании видеоматериалов "Визитная карточка" участникам Конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями Конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается 15 минутами. Рекомендуется показать работу детского творческого объединения (в т.ч. фрагмент занятия до 5 минут, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира увлечений участника Конкурса).
2. Примерные требования к дополнительным общеобразовательным программам, представляемым на Конкурс.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" "дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает
их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности".
Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей,
их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования).
В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Структура дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы (для педагога, детей).
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.
1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:
- наименование образовательной организации;
- когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
- название дополнительной общеобразовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
- срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной программы; отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
- возраст детей, участвующих в ее реализации;
- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через:
- краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение может включать описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);
- приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы.
6. Список использованной литературы (список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).
3. Самопрезентация "Мое педагогическое кредо".
3.1. Следует обратить внимание на цель и условия конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы.
3.2. Необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи).
3.3. Целесообразно кратко рассказать о себе: кем является конкурсант, его базовое образование, место работы, должность. Очень кратко рассказать о своем отношении к профессии, о перспективах работы и планах.
3.4. Возможно проиллюстрировать информационный блок конкурсного задания. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, видеоматериалы и т.д. Их наличие и умелое использование придает выступлению наглядность, дает более четкое представление о личности педагога.
4. Защита дополнительной общеобразовательной программы.
4.1. Защита - это краткая аннотация к Программе с использованием наглядности.
4.2. При подготовке к этому заданию необходимо четко сформулировать:
- ведущую идею программы;
- аргументированное объяснение содержания программ;
- обеспечении наглядностью выступления по защите программы.
4.3. Защиту программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и замысла автора.
4.4. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
5. Открытое занятие.
При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что:
5.1. Конкурсант проводит занятие с группой детей, не знакомой ему и не обучавшейся по подобным программам. Педагогу следует показать детям специфику и перспективу занятий по предложенной программе.
5.2. Продолжительность занятия с обучающимися среднего и старшего звена - 45 минут, дл обучающихся младшего школьного возраста - 35 минут.
5.3. Тема открытого занятия "Введение в общеобразовательную программу". Открытое занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении вышеперечисленных заданий.
6. Импровизированный конкурс.
Проводится, как правило, после выполнения всех конкурсных заданий. Тема конкурсного задания, связанная непосредственно с профессиональной деятельностью педагога, объявляется оргкомитетом непосредственно перед началом конкурса. Время, отведенное на выполнение конкурсного задания-45 минут. Выступление конкурсанта - до 5 минут.
|
|
|