|
«Построение правильного взаимодействия родителей и детей»
Родительское собрание на тему: «Построение правильного взаимодействия родителей и детей»
1 доклад
Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности.
В отношениях родителей с детьми часто возникают серьезные проблемы. Нередко они выливаются в душевную травму, которая может вызвать даже депрессию. Это вопрос разницы поколений. Родителям бывает трудно понять своих детей, поскольку их самих учили жить по-другому и мыслить иначе. Какие трудности самые распространенные в этих отношениях?
Проблема жизненной реализации. Каждый человек в детстве мечтает о будущем. Но мечты не всегда сбываются. И вот растут уже собственные дети, и родители начинают им навязывать свои предпочтения, желая видеть в своих чадах то, чего сами не добились. Они принуждают ребенка к учебе или работе, не интересуясь его истинными потребностями. Даже взрослые дети по-прежнему получают «инструкции» от родителей.
Родители, должно быть понятно, что ребенок уже стал личностью с собственными интересами и склонностями. Следует понять, что хочет сам ребенок, и создавать условия для его самостоятельного развития. Даже если он ошибается, надо уважать в нем право на собственные ошибки. Нельзя давить на него, можно только советовать.
Детям, со своей стороны, со вступлением в сознательный возраст нужно стараться самим контролировать свою жизнь. Следует объяснять родителям, почему вы не хотите исполнять их желания. Хорошо, если вы убедите их в правильности своих намерений. Ведь с этим выбором придется жить вам, а не родителям.
Чрезмерная опека. Эта проблема близка предыдущей. Родители стараются изолировать ребенка от реальной жизни, полагая, что он и так позднее «всё узнает». Этим они оказывают ему «медвежью» услугу. Ведь он всё равно когда-то выйдет в реальный мир. Но, не будучи готовым к жизни в нем, он может сломаться. Часто такие люди, не приспособленные к реальности, стараются убежать от нее через алкоголь или наркотики.
Детям следует давать больше свободы. Если родители боятся допускать ребенка к чему-то непредсказуемому, нужно просто ему это объяснить. Он должен понимать, что вы не просто проявляется власть над ним, а реально беспокоитесь за него.
С другой стороны, ребенок, который продемонстрирует свою способность самостоятельно учиться и справляться с трудностями, вызовет к себе уважение со стороны родителей. У них отпадет необходимость слишком опекать его.
Стили воспитания. Поведение родителей можно разделить на три модели:
- Авторитарную. В таких семьях дети неуверенны в себе, недоверчивы и замкнуты.
- Снисходительную. Неуверенные дети не любопытны и не сдержанны.
- Авторитетную. При таком типе поведения родителей в семье вырастают независимые дети, уверенные в себе, зрелые, сдержанные, дружелюбные и любознательные.
Оптимальной является авторитетная форма взаимоотношений между родителями и детьми. Такие семьи отличает высокая степень словесного общения, привлечение детей к анализу семейных вопросов, учет их мнения, готовность родителей, при необходимости, помочь детям и одновременно вера в их самостоятельность.
Как показывают исследования, в большинстве семей практикуется авторитарный стиль общения родителей с детьми.
Самым вредным для ребенка является смешанный, непоследовательный стиль воспитания, противоречивость и несогласованность родительских установок. От постоянной непредсказуемости родительского поведения у ребенка исчезает чувство стабильности, создавая повышенное ощущение тревожности.
У каждого человека свой жизненный путь. Разумные родители поддерживают ребенка в любых его увлечениях и не принуждают к чему-то одному. Пусть он попробует то, к чему лежит душа. Он успеет еще освоить другие дела, получить иное образование, поменять работу, полюбить кого-то другого. И это будет его выбор, за который отвечать только ему. А задача родителей – поддерживать его и лишь иногда предлагать что-то свое.
2 доклад
Общение родителей с детьми – как построить правильные взаимоотношения Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком. Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании.
Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка.
Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость.
Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним.
Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. Но основе полученных оценок человек способен в наилучшей степени познавать себя и формировать личную самооценку. Следует помнить, что оценки предъявляемые родителями, учителями, воспитателями очень сильно влияют на самооценку личности ребенка. В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности.
Родителям не стоит быть сильно критичными в плане морального и физического воспитания.
|
|
|