Главная страница

Подвижные игры и игровые упражнения для детей второго-третьего года жизни по программе «Кроха» «Зашагали ножки по дорожке»


Скачать 442.58 Kb.
Название Подвижные игры и игровые упражнения для детей второго-третьего года жизни по программе «Кроха» «Зашагали ножки по дорожке»
страница 3/3
Дата 24.03.2016
Размер 442.58 Kb.
Тип Документы
1   2   3

«Кошка и цыплята»

Задачи. Совершенствовать бег, влезание на предметы и слезание с них. Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками. Побуждать к подражанию животным. Развивать воображение. Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка

(взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы) высотой 10 см. Дети действуют по своему усмотрению. Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

«На скамейке у окошка Кошка глазки открывает Улеглась и дремлет кошка. И цыпляток догоняет».

На последние слова цыплята убегают от кошки, а кошка пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них. Варианты игры

  1. Для обогащения двигательного опыта малышей можно включать разнообразные, но у: знакомые детям движения. Например, подлезание под веревку.

  2. Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

«Лови мяч»

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками снизу в определенном направлении. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельным действиям. Поддерживать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, воспитатель с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира, лови мяч!» И т. д. Ребенок, поймав мяч, бросает его взрослому.

Вариант игры. Когда малыши научатся бросать мяч в определенном направлении, ловит его, можно предложить бросать мяч друг другу (расстояние 1,5—2 м).

«По кочкам»

Задачи. Совершенствовать умение влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10—15—20 см). Поддерживать самостоятельность, интерес к действию.

Содержание игры. На полу размещается 2—3 ящика или куба шириной 40—60 см и высотой 25—20 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или в прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой. Необходимо соблюдать правило: с кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.

«Тяжелый — легкий»

Задачи. Учить катать мяч. Познакомить с понятием «тяжелый — легкий». Развивать ловкость.

Материал. Мячи надувные, легкие (диаметр 20—25 см), мячи набивные, тяжелые (диаметр 20—25 см, вес 500 г).

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям по очереди взять тяжелый мяч, легкий мяч. При этом он обозначает словами свойство мяча: тяжелый, легкий.

Затем ребята садятся около черты, обозначенной взрослым, и катят по очереди мячи, пpи этом произнося: «Тяжелый мяч, легкий мяч». Затем бегут за мячами.

«Мышки спрятались»

Задачи. Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса. Побуждать к самостоятельности. Развивать подражание. Вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры. Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу воспитателя: «Кошка спит» — о: кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом

положении 1,5—2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась», дети-мышки опять прячутся за скамейку. Повторить 4—5 раз.

«Лиса и цыплята»

Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельности, инициативе. Поощрять действия детей. Вызывать у них чувство гордости.

Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Воспитатель говорит, а дети выполняют действия.

102

Слова воспитателя: Действия детей:

«Впереди из-за куста Настораживаются.

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим, Бегут на носочках за обозначенную Тихо-тихо убежим», черту.

Взрослый следит за тем, чтобы цыплята убегали только после слов: «Тихо-тихо убежим> Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п.

«Кошечка»

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбирается на диван, ложиться, мурлыкать: «Мур-мур-мур» (кошечка довольна) и i п.

«Шалтай-болтай»

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст, который произносит воспитатель, малыши делают повороты корпуса, руки болтаются, как у тряпичной куклы.

«Шалтай-болтай Шалтай-болтай Сидит на стене, Свалился во сне».

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

«Зернышко»

Воспитатель говорит: «Посадили зернышки в землю» — дети садятся на пол, обхватывают колени руками. Взрослый продолжает: «Полил дождь, а потом засветило солнце. Стало зернышко прорастать, появились росточки», — дети широко позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и поворачиваются к солнышку. Воспитатель все действия выполняет вместе с малышами.

«Холодно — тепло»

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Воспитатель говорит: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди. На слова взрослого: «Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» — дети расслабляются, обмахиваются платочками. Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему.

«Шарик»

Дети представляют себя воздушными шариками. Они постепенно надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх и надувая щеки. Но вот шарик лопнул. Ребята медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося: «Ш-ш-ш».

«Часики»

Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленках. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо-влево, произнося: «Тик-так, тик-так». Взрослый выполняет действия вместе с детьми.

«Пузырь»

Дети вместе со взрослым стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Надувайся, пузырь, Оставайся такой Надувайся большой, Да не лопайся».

Малыши постепенно, отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят: «Ш-ш-ш».

«Найди предмет»

Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п.), предварительно рассмотрев ее детьми. Малыши ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребенок, нашедший предмет получает право его спрятать.

Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок водит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:

«Кукла Таня убежала. Поискать ее нам надо,

Вова, Вова (имя водящего ребенка), С нашей Таней поищи, попляши».

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.

«Кто пройдет тише?»

Дети идут в свободном построении в одном направлении. Неожиданно воспитатель предлагает им тихо-тихо идти на носочках. Сам он также идет тихо-тихо, показывая образец ходьбы детям. Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро-быстро». Взрослы и малыши меняют скорость ходьбы. Так игра повторяется несколько раз.

Варианты игры

Дети могут выполнять роль мышек, а взрослый берет на себя роль кошки. Мышки вышли погулять, пока кошка спит, они идут тихо-тихо, чтобы не разбудить ее. Но вот кошка просыпается, говорит: «Мяу-мяу», смотрит по сторонам, прогибает спину. Мышки быстро уходят. Они не должны убегать.

Взрослый предлагает детям пройти мимо него тихо-тихо, так чтобы он не услышал. Взрослый закрывает глаза и встает в центре комнаты, а дети тихо-тихо ходят вокруг нег<

«Найди дерево»

Задачи. Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять навыки ходьбы и бега. Вызывать чувство удовольствия от движений. Воспитывать внимание. Учить различать деревья, их листья, называть их.

Содержание игры. Взрослый во время прогулки подводит детей к деревьям, которые растут на участке, например к клену. Рассматривают дерево, его листочки, он называет дерево. Затем дети подходят к березе и также рассматривают ее, называют. Малыши повторяют названия деревьев. По сигналу воспитателя дети бегают по участку, внимательно следя за ним. Когда взрослый поднимает листочек клена, они бегут к клену — к березе. Воспитатель поощряет детей, следит, чтобы они бегали по всему участку. Игра повторяется 4—5 раз.

Варианты игры

  1. Если воспитатель хочет успокоить детей, то бег можно заменить ходьбой.

  2. Показ листочка можно заменить словесным сигналом: береза, клен. Малыши должны по сигналу подбежать или подойти к дереву.

104

  1. Воспитатель показывает лист от какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Дети находят листья и приносят воспитателю. Букет из этих листьев можно поставить в групп

Воспитатель раздает детям разные листочки и предлагает отнести их к соответствующему дереву.

«Пошли-пошли-поехали»

Задачи. Упражнять в ходьбе в колонне по одному, в беге со сменой направления. Учить действовать в коллективе, слушать сигнал взрослого, ориентироваться в пространстве. Вызывать интерес к игре и совместным действиям.

Содержание игры. Дети встают друг за другом в колонну, взрослый впереди. На слова воспитателя: «Пошли-пошли» дети идут обычным шагом. На слова: «Поехали-поехали» — бегут в медленном темпе, который задает взрослый. По сигналу «Пошли-пошли» дети опять идут. Взрослый меняет направление движения, сопровождая действия словами, указывающими направление, — к дереву, к горке и т. п. Игра повторяется 3—4 раза. Примечание. Игру лучше проводить на участке или в зале.

«Угадай, где спрятано»

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях. Развивать внимание, выдержку.

Материал. Четыре крупные игрушки.

Содержание игры. Воспитатель показывает детям четыре крупные игрушки. Они рассматривают их, запоминают. Затем взрослый предлагает малышам отвернуться, а сам одну игрушку прячет. Дети вспоминают, какой игрушки не стало. Ходят по залу, ищут е Ребенок, нашедший игрушку, должен подойти к воспитателю и тихо сказать, где она спрятана. Взрослый поощряет детей. Игра повторяется 3—4 раза.

Варианты

Если дети хорошо справляются с заданием, то число игрушек можно увеличить. Воспитатель берет, например, матрешки: две большие и две маленькие. Ребята должны назвать, какую матрешку, маленькую или большую, взрослый спрятал.

«Сними ленточку»

Задачи. Упражнять в умении подпрыгивать в высоту на месте. Развивать ловкость. Вызывать чувство удовольствия от выполненного действия. Учить действовать по сигналу.

Материал. Стойка с натянутой веревкой. Ленточки (количество их должно быть больше чем участников игры).

Содержание игры. Взрослый развешивает ленты на веревку, натянутую на стойки выше роста ребенка с поднятой вверх рукой на 10—15 см. Один конец их должен быть длиннее. По сигналу взрослого «Прыг-скок» дети подпрыгивают и снимают ленту. Взрослый поощряет детей. Если дети не справляются, взрослый может помочь им, опустив ленту ниже. Игру повторить 3—4 раза.

«Найди свою пару».

Задачи. Упражнять в умении строиться в пары, ходить врассыпную. Закреплять знание цвета.

Материал. По два флажка каждого цвета (по количеству детей).

Содержание игры. Воспитатель раздает детям по одному флажку. Сначала малыши ходят врассыпную по всему залу. На предложение взрослого найти флажок такого же цвета, oни ищут себе пару и берутся за руки. Ребятам, которые затрудняются выполнить задание, воспитатель помогает. Затем проверяет, все ли дети встали в пары правильно.

«Ножки, топ-топ»

Задачи. Учить совместным действиям. Вызывать удовольствие от них.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Он говорит слова: «Ножки- ножки, топ-топ», малыши топают ногами, стоя на месте. Затем со словами: «Ох-ох!» — приседают (4—5 раз). Взрослый говорит: «Ручки-ручки, хлоп-хлоп!» — дети хлопают в ладоши, затем идут по кругу. Игра повторяется 3—4 раза.

Примечание. Игру лучше проводить на прогулке зимой.

«Остановись возле игрушки»

Задачи. Упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость.

Материал. Игрушки крупные (по количеству детей).

Содержание игры. Дети бегают по залу или участку на прогулке, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, например удар в бубен, они останавливаются возле игрушки. Если ребенок не успел, воспитатель говорит: «Саша, Саша, торопись, у игрушки становись!» Взрослый побуждает детей бегать между игрушками в разные стороны. Игрушки расставляются на расстоянии 60 см друг от друга.

«Мячи большие и маленькие»

Задачи. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Развивать моторику рук, представления детей о величине: большой, маленький.

Материал. Мячи маленькие (диаметр 10—12 см), мячи большие (диаметр 20—25 см), 2 корзины.

Содержание игры. Воспитатель вносит корзину с большими и маленькими мячами. Рассматривает их вместе с детьми, уточняет, какой мяч большой, а какой маленький, и разбрасывает их по залу. Сначала взрослый дает задание принести большие мячи и положить их в корзину. Затем малыши приносят маленькие мячи и кладут их в другую корзину. Когда все мячи собраны, воспитатель вместе с детьми проверяет, все ли мячи заняли свои домики. Повторить 3—4 раза.

«В гости к зверюшкам»

Задачи. Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Закрепляв навыки ходьбы, бега, прыжков. Повышать двигательную активность. Вызывать удовольствие от игры.

Пособия. Стойки с макетами, изображающими животных (6 шт.).

Содержание игры. Воспитатель расставляет на участке стойки с макетами, изображающими животных, на расстоянии 5 метров друг от друга. Общее расстояние для движения 30 метров. Затем взрослый предлагает детям встать друг за другом и поехать в гости к зверюшкам. Воспитатель встает впереди колонны и изображает паровоз, малыппи — вагончики. Поезд начинает движение по направлению к одному из макетов. Взрослый объявляет название станции, например «Медведь». Дети останавливаются, здороваются медведем, ходят как медведь и отправляются до следующей станции. Например, доехав, станции «Зайчик», они прыгают как зайчики, а на станции «Петушок» идут, поднимая высоко ноги, и т. д.

Вариант игры. На макете могут быть изображены: дерево (дети поднимаются на носки \ показывают, какие они большие), кустарники (приседают, показывая, какие кустарники маленькие), самолет (разводят руки в стороны и качают крыльями), часики (наклоняют туловище то в одну сторону, то в другую, произнося: «Тик-так, тик-так»).

Нетрадиционные пособия для развития движений

Предложенные ниже пособия могут быть использованы на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, самостоятельной двигательной и игровой деятельности детей.

Дорожки

Изготавливаются из линолеума, клеенки, плотного картона, ткани, поролона. Способствуют развитию всех видов основных движений, равновесию, профилактике плоскостопия. Знакомят со свойствами предметов и со словами, обозначающими их (прямая, извилистая, твердая, мягкая, длинная, короткая, узкая, широкая, гладкая, колюч и т. п.).

Предлагаем следующие виды дорожек: прямая широкая (длина 2,5—3 м, ширина 35 см); прямая узкая (длина 2,5—3 м, ширина 10—15 см); извилистая широкая (длина 2,5 м, ширина 30 см); извилистая узкая (длина 2,5 м, ширина 15—20 см);



Вал в виде змеи

Шьется в виде чулка из клеенки, плотной ткани. Внутри наполняется поролоном. На одном конце изображается голова змеи. Длина 2 м, диаметр 25—30 см (рис. 24).

Используется для перелезания, перешагивания, перебрасывания мячей.

Чудо-палочки

Шьются из разноцветного материала или клеенки в виде чулка. Набиваются поролоном или силиконом. На концах пришиваются липучки.

Длина 35—40 см. Ширина ткани 20—25 см

Используются при выполнении общеразвивающих упражнений, для выкладывания дорожек разной ширины и разной длины; для выкладывания геометрических форм (круг квадрат, треугольник), для перешагивания, перепрыгивания; служат как ориентиры в подвижных играх, применяются в самостоятельной деятельности детей.

Дуга «слон»

«Слон», стоящий на задних лапах, сшит из ткани, набит ватой. В задние ноги вставлена металлическая дуга

Высота «слона» — 1 м 5 см. Высота дуги — 50 см. Ширина дуги — 50 см.

Используется для подлезания, для прокатывания мяча, как стойка для хранения физического оборудования, как ориентир при ограничении выполнения основных движений (дойти до «слона», допрыгать до «слона», доползти до «слона», добежать до

«слона»).

«Медальки»

Изготавливаются из пластмассовых крышек, крепятся на ленточки. На крышку можно наклеить картинки с изображением животных (волк, собачка, кошка, петух, заяц и т. д.)

Используются в подвижных играх.

Можно наклеить картинки с цветами, игрушками и награждать детей «медальками» на утренниках, совместных с родителями праздниках.

«Ловишки»

Отрезается верхняя часть от двухлитровой пластмассовой бутылки. На веревочке с двух сторон крепятся пробочки одинакового цвета. Одна пробочка прикручивается к горлышку. «Ловишка» готова!

Высота «ловишки» — 15 см. Длина веревочки — 25—30 см.

короткая широкая (длина 1 м, ширина 30—35 см); короткая узкая (длина 1 м, ширина 10—15 см); мягкая широкая (длина 2,5 м, ширина 30 см); мягкая узкая (длина 2,5 м, ширина 15—20 см);состоящая из чередующихся кругов и квадратов (длина 2,5—3 м, ширина 25—30 см, диаметр круга 21 см, сторона квадрата 22 см). Круги и квадраты изготавливаются из дерматина или клеенки. Внутри квадратов зашивается фанера, внутри кругов — поролон. Круги и квадраты располагаются на дорожке на расстоянии 8—10 см, они могут быть разного цвета .

дорожка «пуговичная» (длина 1,5 м, ширина 25—30) см

дорожка с нашитыми на нее большими и маленькими кольцами (от пустышек, гардин,

кольцебросов).

Дети могут ходить, ползать, прыгать с продвижением вперед по дорожкам, перешагивать, перепрыгивать через них, ползать, прокатывать мячи и т. п.

Дуги

Изготавливаются из металлического прута, изогнутого в виде дуги и прикрепленного к подставке.

Дуга обшивается искусственным мехом любого цвета. Слева изображается голова животного, справа — хвост

Высота дуги от 50 до 70 см, ширина 50—40 см.

Используются дуги для ползания, прокатывания мячей.

Волшебная палочка

Разноцветные ленты крепятся на конце палочки. Длина ленточки 1 м 20 см, длина палочки 25—30 см

Используются в подвижной игре «Волшебная палочка» для перешагивания, перепрыгивания, подпрыгивания.

Разноцветные канатики

Можно использовать для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат, натянутый на стойки.

Канатики делают из разноцветных пластмассовых пробок, которые нанизываются на леску. Они могут быть разной длины от 50 см до 2—3 м

Круги и квадраты

Вырезаются из плотного картона, середина вырезается на расстоянии 5 см от края. Раскрашиваются в разные цвета.

Диаметр крута 40—50 см, сторона квадрата 40—50 см

Можно использовать для упражнений в прыжках (прыгать вокруг квадрата, круга, впрыгивать и выпрыгивать в круг, квадрат), в подвижных играх (домики круглые, квадратные, вагончики круглые, квадратные и т. п.), в беге вокруг предметов.

Мягкие клубочки из ниток

Нитки разного качества, цвета, сматываются в клубочки (диаметр 5—10—15 см). Конец нитки приклеивается скотчем.

Используются для бросания вдаль, в цель, подбрасывания вверх и ловли, перебрасывали друг другу, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности.

Мячи из ткани

Шьются из ткани, разной по фактуре и цвету. Набиваются поролоном и песком. Песок необходимо сначала взвесить, поместить в целлофановый мешок, заклеить скотчем. Диаметр мячей от 8 до 25 см, вес от 200 г до 1 кг

Используются для бросания вдаль, в цель, вверх, прокатывания, выполнения общеразвивающих упражнений, отягощения мышц, закрепления свойств предмета (легкий, тяжелый, большой, маленький, гладкий, пушистый).

1   2   3