|
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме «Вводные слова и знаки препинания при них»
Департамент образования г. Москвы
Южное окружное управление образования.
ГБОУ СКОШ V вида № 573
План-конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе по теме
«Вводные слова и знаки препинания
при них».
Учитель: Сафонова О. А.
18.03.2014
Москва
Цель: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания и правилах выделения слов, не являющихся членами предложения.
Задачи
образовательные:
коррекционные:
уточнять знания о грамматической и смысловой связи слов в простом предложении;
развивать умение грамматически правильно и по смыслу использовать вводные слова;
-
формировать навык отличать вводные слова от омонимичных форм;
обогащать словарь учащихся;
воспитательные:
повышать мотивацию к совершенствованию лексико-грамматической стороны речи;
совершенствовать навыки контроля за собственной речью и речью одноклассников;
здоовьесберегающие:
создание комфортного психологического климата на уроке;
чередование различных форм и видов работы.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями на каждого ученика; лист с таблицей для заполнения на каждого ученика; рабочие тетради по русскому языку (Новый УМК. Е. С. Симакова. К учебнику Л. А. Тротсенцовой, Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 8 класс») на каждого ученика.
Приложение 1.
Задание №1.
Ты куда течёшь ____________________доброту свою сохраня?
___________________покажись вдали краешком…
Зачем ты трёшься у ноги _______________________________?
бездомный глупый зверь берег мой речка малая
Задание №2.
Часто работа вначале кажется невыполнимой.
Работа, кажется, будет сделана в срок.
По моему рисунку будет сшито платье.
Ты, по-моему, недооцениваешь свои силы.
К счастью своему надо относиться бережно.
Луна, к счастью, светила ярко.
В первых ящиках находился только старый хлам.
Ты, во-первых, сначала поешь.
Задание 3.
По-видимому, она не собиралась оставлять меня наедине со старым коллекционером. Я так и не приблизился к разгадке, напротив, каждая моя попытка приблизиться к ней ещё больше отдаляла меня от желанной цели. К сожалению, ни одна дорога не бывает бесконечной. Возможно, горечь залечило время. Несомненно, он обладал артистизмом. Конечно, столь поздний визит должен был вызвать удивление и настороженность. Он был в хорошем расположении духа и теперь, видимо, жаждал общения. Действительно, его постоянно и неудержимо тянуло в путь. Одним словом дотошный был, а не упрямый. Итак попробуем воспроизвести весь ход событий. Кстати он в прошло году прибыл к нам. Я впрочем в секрете это не держу. Читатель узнает например о внешности и повадках уссурийского тигра. Но признаюсь о дамах я очень боюсь говорить. Он просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню, к которой по его словам было только вёрст пятнадцать. К моему удивлению она заспешила к подъезду трёхэтажного дома с колоннадой. Сознаться по совести в начале пути я всё время чего-то ждала. К его немалому облегчению до мастерской они добрались без каких-либо приключений.
Задание 4.
У него ______________ доброе сердце. Вдали ______________ море.
Ваше предложение вполне _______________________. Журавль ___________________ был подстрелен и лететь не мог.
Луна _________________ светила ярче. Поле ___________________ морем.
________________всё обошлось благополучно. Всякий человек стремится к __________.
Я хочу, чтобы это было ____________________. Лебедь ____________________ одна из красивейших птиц.
Сужу о тебе _________________________. Журавль _____________________ сильная птица.
По-моему, по словам брата, видно, вероятно, к счастью, казалось.
Приложение 2.
Группы вводных конструкций по их значению.
Что выражают
|
Наиболее употребительные слова и
конструкции
|
различную степень уверенности
|
|
различные чувства
|
|
источник сообщения
|
|
порядок оформления мыслей; связь данной мысли
с предшествующей
|
|
привлечение внимания собеседника
|
|
Ход урока.
Этапы занятия.
|
Задачи.
|
Деятельность педагога.
|
Деятельность учащихся.
|
1. Организационно-повторительный.
(1 минута)
|
Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции, актуализировать знания учащихся.
|
Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает учащимся выполнить задание №1 на карточке (вставить в предложении обращение, отметить их буквой О, расставить знаки препинания). Предлагает ответить на вопрос: Чем отличается обращение от других членов предложения?
|
Готовятся к уроку. Выполняют задание №1на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что обращение членом предложения не являются.
|
2. Ориентировочный.
(5 минут)
|
Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы.
|
Сообщает, что на уроке познакомятся ещё с одним средством связной речи, не являющимся членом предложения. Предлагает выполнить задание на карточке №2 (определить, каким членом предложения являются выделенные слова и являются ли). Предлагает учащимся ответить на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения?
Обращает внимание учащихся на то, что на письме они выделяются запятыми, а в речи – паузами.
|
Выполняют задание №2на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что некоторые выделенные слова членами предложения не являются. Отвечают на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения? (неуверенность, источник сообщения, эмоциональная окраска, порядок выражения мыслей).
|
3. Репродуктивно- продуктивный.
(15 минут)
|
Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания.
|
Раздаёт учащимся таблицу «Группы вводных слов по значению». Предлагает выполнить самостоятельно задание №3 (найти в предложениях вводные слова и начать заполнять ими таблицу): 2 уровня заданий: со знаками препинания, без знаков препинания. Организует коллективное выполнение и коллективную проверку.
|
Коллективное выполнение части задания. Возможно самостоятельное выполнение более «сильными» учениками.
|
4. Физминутка.
(1 минута)
|
Снять мышечное и эмоциональное напряжение.
|
Дает инструкцию выполнения упражнений.
|
Выполняют упражнения по инструкции педагога.
|
5. Продуктивно-творческий.
(12 минут)
|
Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией.
|
Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4: выбрать из данных слова и использовать их в качестве вводных слов или членов предложения (определить, каких) в каждой паре предложений; одно слово можно использовать для одной пары предложений. Организует коллективную проверку.
|
Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. Зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.
|
6. Итог занятия.
(8 минута)
|
Систематизировать полученные на уроке знания и умения.
|
Предлагает выполнить упражнение 237 (тест по теории) из рабочих тетрадей для закрепления полученных знаний о вводных словах. Просит учащихся своими словами рассказать, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме. Оценивает работу учащихся на уроке (оценка носит стимулирующий характер).
|
Выполняют упражнение. По памяти рассказывают о том, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме.
|
Используемая литературы: 1.Г. А. Богданова. Русский язык. 8 класс. II часть. Рабочая тетрадь. М., «Генжер», 2010
2. Т. В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс. М., «Грамотей», 2010
|
|
|