Главная страница

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме «Вводные слова и знаки препинания при них»


Скачать 72.01 Kb.
Название План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме «Вводные слова и знаки препинания при них»
Дата 12.02.2016
Размер 72.01 Kb.
Тип План-конспект

Департамент образования г. Москвы

Южное окружное управление образования.

ГБОУ СКОШ V вида № 573

План-конспект открытого урока

по русскому языку в 9 классе по теме

«Вводные слова и знаки препинания

при них».

Учитель: Сафонова О. А.

18.03.2014

Москва


Цель: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания и правилах выделения слов, не являющихся членами предложения.
Задачи

образовательные:

коррекционные:

  • уточнять знания о грамматической и смысловой связи слов в простом предложении;

  • развивать умение грамматически правильно и по смыслу использовать вводные слова;

  • формировать навык  отличать вводные слова от омонимичных форм;

  • обогащать словарь учащихся;

воспитательные:

  • повышать мотивацию к совершенствованию лексико-грамматической стороны речи;

  • совершенствовать навыки контроля за собственной речью и речью одноклассников;

здоовьесберегающие:

  • создание комфортного психологического климата на уроке;

  • чередование различных форм и видов работы.



Оборудование: раздаточный материал с заданиями на каждого ученика; лист с таблицей для заполнения на каждого ученика; рабочие тетради по русскому языку (Новый УМК. Е. С. Симакова. К учебнику Л. А. Тротсенцовой, Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 8 класс») на каждого ученика.

Приложение 1.

Задание №1.

Ты куда течёшь ____________________доброту свою сохраня?

___________________покажись вдали краешком…

Зачем ты трёшься у ноги _______________________________?

бездомный глупый зверь берег мой речка малая

Задание №2.

Часто работа вначале кажется невыполнимой.

Работа, кажется, будет сделана в срок.
По моему рисунку будет сшито платье.

Ты, по-моему, недооцениваешь свои силы.
К счастью своему надо относиться бережно.

Луна, к счастью, светила ярко.
В первых ящиках находился только старый хлам.

Ты, во-первых, сначала поешь.

Задание 3.

По-видимому, она не собиралась оставлять меня наедине со старым коллекционером. Я так и не приблизился к разгадке, напротив, каждая моя попытка приблизиться к ней ещё больше отдаляла меня от желанной цели. К сожалению, ни одна дорога не бывает бесконечной. Возможно, горечь залечило время. Несомненно, он обладал артистизмом. Конечно, столь поздний визит должен был вызвать удивление и настороженность. Он был в хорошем расположении духа и теперь, видимо, жаждал общения. Действительно, его постоянно и неудержимо тянуло в путь. Одним словом дотошный был, а не упрямый. Итак попробуем воспроизвести весь ход событий. Кстати он в прошло году прибыл к нам. Я впрочем в секрете это не держу. Читатель узнает например о внешности и повадках уссурийского тигра. Но признаюсь о дамах я очень боюсь говорить. Он просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню, к которой по его словам было только вёрст пятнадцать. К моему удивлению она заспешила к подъезду трёхэтажного дома с колоннадой. Сознаться по совести в начале пути я всё время чего-то ждала. К его немалому облегчению до мастерской они добрались без каких-либо приключений.

Задание 4.

У него ______________ доброе сердце. Вдали ______________ море.

Ваше предложение вполне _______________________. Журавль ___________________ был подстрелен и лететь не мог.

Луна _________________ светила ярче. Поле ___________________ морем.

________________всё обошлось благополучно. Всякий человек стремится к __________.

Я хочу, чтобы это было ____________________. Лебедь ____________________ одна из красивейших птиц.

Сужу о тебе _________________________. Журавль _____________________ сильная птица.

По-моему, по словам брата, видно, вероятно, к счастью, казалось.
Приложение 2.

Группы вводных конструкций по их значению.

Что выражают


Наиболее употребительные слова и

конструкции

различную степень уверенности







различные чувства








источник сообщения







порядок оформления мыслей; связь данной мысли

с предшествующей







привлечение внимания собеседника





Ход урока.

Этапы занятия.

Задачи.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

1. Организационно-повторительный.

(1 минута)

Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции, актуализировать знания учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает учащимся выполнить задание №1 на карточке (вставить в предложении обращение, отметить их буквой О, расставить знаки препинания). Предлагает ответить на вопрос: Чем отличается обращение от других членов предложения?

Готовятся к уроку. Выполняют задание №1на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что обращение членом предложения не являются.



2. Ориентировочный.

(5 минут)

Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы.

Сообщает, что на уроке познакомятся ещё с одним средством связной речи, не являющимся членом предложения. Предлагает выполнить задание на карточке №2 (определить, каким членом предложения являются выделенные слова и являются ли). Предлагает учащимся ответить на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения?

Обращает внимание учащихся на то, что на письме они выделяются запятыми, а в речи – паузами.

Выполняют задание №2на карточке. Зачитывают по очереди получившиеся ответы. Отмечают, что некоторые выделенные слова членами предложения не являются. Отвечают на вопрос: какую дополнительную информацию дают слова, не являющиеся членами предложения? (неуверенность, источник сообщения, эмоциональная окраска, порядок выражения мыслей).


3. Репродуктивно- продуктивный.

(15 минут)

Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания.

Раздаёт учащимся таблицу «Группы вводных слов по значению». Предлагает выполнить самостоятельно задание №3 (найти в предложениях вводные слова и начать заполнять ими таблицу): 2 уровня заданий: со знаками препинания, без знаков препинания. Организует коллективное выполнение и коллективную проверку.


Коллективное выполнение части задания. Возможно самостоятельное выполнение более «сильными» учениками.


4. Физминутка.

(1 минута)


Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Дает инструкцию выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по инструкции педагога.

5. Продуктивно-творческий.

(12 минут)

Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4: выбрать из данных слова и использовать их в качестве вводных слов или членов предложения (определить, каких) в каждой паре предложений; одно слово можно использовать для одной пары предложений. Организует коллективную проверку.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. Зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

6. Итог занятия.

(8 минута)

Систематизировать полученные на уроке знания и умения.

Предлагает выполнить упражнение 237 (тест по теории) из рабочих тетрадей для закрепления полученных знаний о вводных словах. Просит учащихся своими словами рассказать, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме. Оценивает работу учащихся на уроке (оценка носит стимулирующий характер).


Выполняют упражнение. По памяти рассказывают о том, какую роль играют в речи вводные слова и как они оформляются на письме.

Используемая литературы: 1.Г. А. Богданова. Русский язык. 8 класс. II часть. Рабочая тетрадь. М., «Генжер», 2010

2. Т. В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс. М., «Грамотей», 2010