|
План-конспект открытого урока по предмету «Столярное дело» тема урока: «Элементы и формы зубьев пилы». Класс 7 Дата проведения 15. 02. 2011 г. Учитель Мельников С. А
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
План-конспект
открытого урока по предмету
«Столярное дело»
тема урока:
«Элементы и формы зубьев пилы».
Класс – 7
Дата проведения – 15.02.2011 г.
Учитель - Мельников С. А.
п. Нартас 2011 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет – столярное дело Класс – 7
Дата проведения– 15 февраля 2011 года
Время – 90 минут
ТЕМА: Пиление древесины ручными инструментами.
ТЕМА УРОКА: «Элементы и формы зубьев пилы».
ТИП УРОКА:
комбинированный (повторение, освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
ЦЕЛЬ УРОКА:
Освоение учащимися новых общетрудовых знаний, умений, навыков и развития технического мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
Повторить и закрепить знания учащихся о пилении древесины, разновидностях (видах) пил и их правильном применении, приспособлениях для пиления.
Дать учащимся технико-технологические сведения об элементах и форме зубьев пил.
Систематизировать знания учащихся по правилам безопасности при работе с ручным режущим инструментом (пилой).
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
Научить работать с различными видами пил, уметь различать виды пиления, правильно пользоваться при работе приспособлениями для пиления.
Научить соблюдать правила безопасности при пилении, закрепить навыки Техники Безопасности при работе.
Привить навыки рационального использования п/материалов.
-
Коррекция и развитие кистей рук, коррекция движения, контроль усилия рук и направление движения при пилении ножовкой, работе рубанком.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, развитие глазомера, пространственного мышления при сборке изделия.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам.
Воспитание у детей аккуратности, добросовестного отношения к порученному делу, воспитывать любовь к труду, уважения к людям труда.
-
Воспитание хозяйственной предприимчивости, приобщение детей к посильному труду, самостоятельной работе.
Профессиональная ориентация учащихся, необходимая при выборе будущей профессии (профессия станочник - распиловщик).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные: – рассказ-беседа, объяснение, устный опрос.
Наглядные: – демонстрация (показ) изучаемых объектов (зубья пил),
изделия – скворечник;
- показ приемов и способов пиления.
Практические: - практическое выполнение трудового задания;
- самостоятельная работа учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: инструменты для работы, заготовки для учащихся, образец готового изделия, сборочная единица, эскиз изделия на классной доске, технологическая карта на изделие.
ЛИТЕРАТУРА: Учебник – «Столярное дело» для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Под ред. Б. А. Журавлева. Издательство «Просвещение» .1989 г.
ХОД УРОКА
Организационный этап урока.
Организационный момент (3 мин).
Проверка учащихся по готовности к уроку (рапорт дежурного, определение отсутствующих), подготовка рабочих мест, рабочего инструмента и заготовок, проверка наличия спец. одежды, раздаточного материала.
Повторение пройденного материала (3-5 мин).
Тема: «Пиление древесины ручными инструментами. Виды пиления. Виды пил».
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос учащихся.
Контрольно-проверочные вопросы:
Какую операцию называют пилением древесины?
Дать понятие «пила».
Назвать виды пил (указать их назначение и устройство).
Назвать виды пиления, показать форм зубьев для данного вида пиления (макет ножовки).
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
- Мотивационный этап.
Чтобы правильно, точно и красиво изготовить любое изделие из древесины, нам нужна операция пиления, инструмент (пила, ножовка) и умение грамотно ей пользоваться, готовить пилу к работе (затачивать, делать развод зубьев, фугование пилы). Уход за пилой тоже необходим. Но чтобы все это уметь применять, нам необходимо знать и устройство пилы и то, как она работает. Поэтому сегодня на уроке мы изучим элементы полотна пил, форму и углы зубьев пил, их параметры.
Сообщение темы и цели урока.
Основная часть – изложение нового материала (10 мин). Рассказ-беседа.
Человек пользовался пилой с незапамятных времен. Изображение пиления металлической пилой датируется 1700 г. до н. э.
Пила – многорезцовый режущий инструмент с зубьями-резцами, которые образуют пропил.
Зуб – основной элемент пилы.
Элементы зубьев пилы и их форма.
Пила для ручного пиления древесины имеет форму ленты различной ширины и толщины, на одной стороне которой нарезаны зубья — резцы. У каждого зуба две или три режущие кромки — передняя узкая и две боковые.
Пилы выпускаются для продольного, поперечного и смешанного пиления древесины. Зубья инструмента для продольного пиления,
а) имеют форму косоугольного треугольника с острым углом 45—60°; для поперечного— равнобедренного треугольника с углом 60—70°.
Зубья пил для смешанного разрезания материала, в) имеют форму прямоугольного треугольника с углом заточки 50—60°.
У каждого зуба-резца пилы различают следующие режущие кромки; переднюю и две боковых, Эти кромки образованы передней, задней и боковыми гранями.
Элементы полотна пилы: 1 — боковые режущие кромки; 2 — линия основания зубьев; 3 — полотно; 4 —вершина зуба; 5 — пазуха; 6 — передняя короткая режущая кромка; 7 — передняя грань.
Форма и углы зубьев пил: а — для продольного пиления; б — для поперечного пиления; в — для смешанного пиления,
Размер зубьев пил зависит, от шага и высоты зубьев. Шаг — это расстояние между вершинами зубьев, т. е. между передними режущими кромками; высота — это кратчайшее расстояние от вершины до основания зуба.
Прямая линия, соединяющая вершины зубьев, называется линией вершин зубьев. Между вершинами и основанием зубьев имеется выемка, называемая пазухой. Линия, ограничивающая дно пазух, называется линией пазух.
Каждый зуб пилы имеет следующие углы: б - угол резания; β - угол заточки; γ-передний угол; ά – задний угол.
Параметры зубьев пил: δ —угол резания; β— угол заточки; γ —передний угол; α —задний угол.
В ходе изложения нового материала учащимся демонстрируются наглядные изображения: макет полотна пилы для продольного, поперечного, смешанного пиления, а также образцы реза деталей (заготовок) различных видов пиления, элементы пропила.
Словарная работа (ввод новых понятий, их смысловое закрепление). Понятия – (технические термины) – «ШАГ», «ПАЗУХА», «УГОЛ ЗАТОЧКИ» (работа с таблицами).
Профориентация учащихся: профессия станочник-распиловщик. Станочник – ведущая профессия деревообрабатывающего производства. Станочник-распиловщик на ленточнопильных и круглопильных станках ведет продольную, поперечную, комбинированную распиловку бревен, кряжей, брусьев на п/материалы, требуемых размеров, ведет раскрой фанеры ДВП и ДПС. Он устанавливает и правит пилы, регулирует работу станка и осуществляет его наладку и уход за ним.
В ходе урока - работа с учебником п. 18, стр. 136-137
ВЫВОД: Зуб – основной элемент пилы. Он имеет две или три режущие кромки, которые и осуществляют непосредственно операцию пиления.
Физкультминутка (выполнение трех несложных упражнений с 3-4 повторами – 1 минута).
Первичное закрепление знаний (3 мин). Выборочный опрос.
Вопросы:
Что такое «Шаг пилы»?
Сколько режущих кромок имеет зуб пилы?
Назовите основной элемент пилы.
Почему пилу называют многорезцовым режущим инструментом?
Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепление полученных на уроке знаний.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.
-
Практическая работа (выполнение учащимися трудового задания).
Конечная цель задания: изготовление изделия – скворечник.
Оборудование: инструмент для работы общего пользования, сверлильный станок 2М112, заготовки, материалы, приспособления, готовое наглядное изделие (образец) - скворечник, эскиз, технологическая карта на изделие, индивидуальные карты-задания по изготовлению деталей изделия.
Метод выполнения учебной работы: индивидуально-звеньевой (учитывается уровень подготовки и трудовые возможности отдельных учащихся с учетом индивидуально-типических особенностей). Звено получает одно трудовое задание (объект труда - скворечник) при этом учащиеся выполняют изготовление деталей изделия индивидуально.
а) Предварительная ориентировка в задании (формирование в уме ориентиров, с помощью которых будет осуществляться планирование и выполнение задания).
б) Демонстрация готового изделия (основной ориентир для учащихся – образ будущего результата работы).
в) Мотивационный этап работы (от результатов работы отдельного ученика зависит конечный результат совместной работы по изготовлению всего изделия).
г) Требования к изделию (размеры, качество изделия).
д) Порядок и содержание выполняемой работы.
е) Самоконтроль (взаимоконтроль при сборке изделия)
- Осуществление коррекционных задач урока.
- Групповой инструктаж по Правилам Техники Безопасности по видам работ (строгание, пиление древесины, сверление отверстий, работа с эл. инструментом).
В ходе практической работы с учащимися проводится индивидуальный текущий инструктаж по Технике Безопасности.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПИЛЕНИИ
Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой, пользуйтесь приспособлениями (упором, стуслом и др.)
Обеспечьте надежное закрепление заготовки
Пилите лучковой пилой зубьями «от себя»
-
Не допускайте резких движений в процессе работы, не держите левую руку близко к полотну пилы
После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя
Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щеткой-смёткой
Не пробуйте остроту заточки зубьев пальцами рук
Выполнение учебной работы учащимися.
Заключительная часть урока (5-7 мин). Анализ работы.
- Проверка и оценка практической деятельности каждого учащегося, звена (группы) в целом. Указание характерных ошибок в работе, отметить лучших в работе учащихся. Сообщение оценки за письменную работу по карточкам-заданиям.
- Подведение итогов работы класса на уроке.
Домашнее задание: п. 18, стр.136-137 (разбор и запись домашнего задания). Вопросы к учителю.
Окончание урока.
Уборка учащимися рабочих инструментов, рабочих мест, уборка дежурным помещения кабинета (5-7 мин).
Приведение в порядок спец. одежды. Организованный выход учащихся из кабинета.
|
|
|