Главная страница

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада


Скачать 47.01 Kb.
Название Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада
Дата 12.03.2016
Размер 47.01 Kb.
Тип Памятка

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей,

подготовительной группы детского сада

Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на

дыхание, релаксационные упражнения.

МБ ДОУ «Детский сад № 21 воспитатель: Горячева Анжела Вячеславовна

Упражнения на дыхание:

«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы, медленный выдох.

«Ветер и листья». После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести звук «ф». Затем на одном выдохе произнести несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опустить руки вниз («листья опадают»).

«Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Язык свернут в трубочку подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

«Мышка принюхивается». Сделать несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

«Аромат цветов». Через нос сделать спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдохнуть, произнося «А-ах!»

«Осы». Вращение перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произнести «з-з-з-з…»

«Подуй на пальцы». Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Артикуляционная гимнастика:

«Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек). Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, затем опять спокойно смыкаются. Движение – прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

«Хоботок» (для координации движений губ и выдоха). Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

«Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д…»

«Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии). Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет 5-10. Язык накрывает нижнюю губу, боковые края языка касаются углов рта.

«Пароход» (для выработки подъема спинки и корня языка, укрепления мышц языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны. «Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка».

«Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Нижняя челюсть неподвижна.

«Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро менять положение языка). Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Нижняя челюсть неподвижна.

«Стрелок» (для укрепления корня языка). Четкое произношение чередования звуков «к-г».

«Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края широкого языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5 – 10. Губы остаются неподвижными.

«Покатай во рту конфетку» (упражнение направлено на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт, кончик языка упирается в щеку, делают движения языком вверх - вниз, влево – вправо, челюсть неподвижна.

«Зевок» (для активизации мышц зева и глотки). Позевывать, широко открывая рот и сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.

«Кошка умывается» (для укрепления мышц языка, развития подвижности кончика языка). Рот открыт, губы в улыбке. Поднять и опустить широкий язык поочередно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть неподвижна.

«Саночки» (для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями). Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз. Движения вперед – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть неподвижна.

«Рупор» (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их). Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о», верхние и нижние резцы видны.

«Гармошка» (для укрепления мышцы и растягивания подъязычной уздечки). Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Стараться открывать рот всё шире и дольше удерживать в таком положении. При открывании рта губы в улыбке и не подвижны.

Гимнастика для глаз:

«Пчела – оса». По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

«Маятник». Голова зафиксирована переводим глаза слева на право.

«Далеко – близко». Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек., на большой палец руки, затем перевести взгляд, вдаль и смотреть 5 сек. (повторить 3 раза).

«Тучки и солнышко».

Солнышко с тучками в прятки играло.

(Посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз.)

Солнышко тучки – летучки считало:

Черные тучки, серые тучки.

Тяжелых – две штучки,

Легких – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

(Закрыть глаза ладонями.)

Солнце на небе во всю засияло.

(Поморгать глазками.)

Релаксационные упражнения:

«Спящий котенок». Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

«Холодно – жарко». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер….(повторить 2-3 раза).

«Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке, но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – вы все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из – за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). (Повторить 2-3 раза).