Главная страница

Отечественная война 1812 года


Скачать 218.23 Kb.
Название Отечественная война 1812 года
Дата 05.03.2016
Размер 218.23 Kb.
Тип Документы


МАОУ СОШ № 31

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе.
Тема «Отечественная война 1812 года».

Учитель истории Л.В.Аванесова


г. Тамбов

2014 г.

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Учитель Л.В.Аванесова
Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

А. С. Пушкин

1.Идея.

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 1812 года, осознание ее нацио­нального характера позволяет с наибольшей эффективностью решить эту задачу.

2. Цели:

1) изучение страниц истории Отечественной войны 1812 года и выяснение причин победы России в войне;

  1. формирование умений и навыков коллективной исследо­вательской деятельности у учащихся посредством привлечения различных исторических источников, научной и публицистиче­ской литературы, краеведческого материала;

  2. воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за великие подвиги соотечественников.

Оборудование: историческая карта «Отечественная война 1812 года»; схема Бородинского сражения; картины об Отече­ственной войне 1812 года; мультимедиапроектор; стенд «Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года»; аль­бом «Герои войны»; подборка литературных произведений о войне.

В ходе работы над проектом класс был разбит на шесть групп («стратеги», «историки», «краеведы», «литераторы», искусствоведы», «эксперты»), каждая из которых занималась по­знавательной и информационно-коммуникативной деятельно­стью.

«Стратеги» - изучают расстановку сил, планы воюющие сторон, ход войны 1812 года; выясняют, почему менялись планы противника на разных этапах войны; составляют схему Бо­родинской битвы.

«Историки» - знакомятся с командным составом русской армии, дают оценку их военно-организаторской деятельности; изучают роль партизанского движения в достижении победи над противником.

«Краеведы» - на основе краеведческого материала описы­вают подвиги наших земляков; оформляют стенд «Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года».

«Литераторы» - изучают литературные произведения э войне 1812 года; готовят подборку стихов и отрывки из произ­ведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.

«Искусствоведы» - подбирают репродукции картин ху­дожников, изображающих события 1812 года; узнают и готовят сообщения о памятниках Отечественной войны 1812 года; соз­дают диск «Картины и памятники войны 1812 года».

«Эксперты» - изучают причины победы России в Отечест­венной войне 1812 года, определяют степень их значимости; делают общий вывод о причинах победы.

Отчетные материалы: схема Бородинской битвы; стенд « Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года»; аль­бом «Герои Отечественной войны 1812 года»; диск «Картины и памятники войны 1812 года»; накопительные папки групп.

Ход урока

1.Мотивация.

Учитель. В истории России было много героических стра­ниц- победы над врагами, желавшими покорить русские земли: битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино. Они оста­лись навечно в исторической памяти нашей страны. Всегда чув­ство патриотизма русского народа, сила духа позволяли изгнать всякого непрошеного гостя. Начало XIX века было связано с попыткой Наполеона, мечтавшего о мировом господстве, поко­рить Россию. «Я буду властелином всего мира, - говорил он, - остается одна Россия, но я раздавлю ее». Французский импера­тор строил обширные планы. Однако Россия дала достойный отпор Наполеону.

Перед нами проблема - выяснить причины победы России в войне 1812 года.

Над этой проблемой работали исследовательские группы: «стратеги», «историки», «литераторы», «краеведы», «искусст­воведы», «эксперты». Сегодня мы подводим итоги их работы.

2. Обмен информацией.

Учитель. Каким было соотношение сил в начале войны?

Группа «стратеги»

1-й ученик. Для войны с Россией Наполеон создал огром­ную армию, насчитывавшую 600 тысяч человек. «Великая ар­мия» имела пестрый национальный состав: в ней были поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы, около половины армии составляли французы. 12 июня 1812 года войска Наполе­она численностью 420 тысяч вторглись в пределы России. Рус­ская армия насчитывала 210 тысяч солдат и офицеров и была разделена на три: 1-я армия под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман, насчитывала 120 ты­сяч; 2-я армия П.И.Багратиона (40 тысяч) располагалась южнее, в Белоруссии, еще южнее - 3-я армия А.П. Тормасова (40 ты­сяч): она должна была прикрывать пути возможного наступле­ния противника на Киев.

Учитель. Какая была тактика у русской армии в первые ме­сяцы войны?

2-й ученик. У русской армии существовал план генерально­го сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, так как превосходство его сил и растянутость русских войск могло привести к гибели основной части русской армии. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандую­щим был сам Александр - человек, далекий от военного дела.

Сразу же после наступления противника Барклай-де-Толли принимает решение отступить, любой ценой сохранить армию, тем самым нарушив планы противника, надеявшегося окружить и уничтожить русскую армию в одном сражении.

Вторая армия тоже начала отступать с расчетом в дальней­шем объединиться. Объединение велось с арьергардными боя­ми. Противник их принимал за генеральное сражение. Эти бои сильно изматывали противника.

16 июня Наполеон занял Вильно, пробыв там 18 суток. Это была ошибка: было потеряно время.

Вывод: с первых дней войны действия русской армии на­рушали стратегические замыслы противника, заставляли его действовать по плану русского командования.

Учитель. Как произошло объединение двух русских армий. Изменилась ли тактика русской армии после объединения?

3-й ученик. В это время армии Багратиона и Барклая-де-Толли отходили к Смоленску. Благодаря умелым действиям командующих 1-я и 2-я армии смогли соединиться, собранные силы насчитывали 120 тысяч. Потери французов были больше, но к Смоленску Наполеон привел армию в 180 тысяч. Алек­сандр I высказывался за прекращение отступления, на командование считало, что нельзя рисковать судьбой армии, уступаю­щей по численности противнику. Компромисс был найден: рус­ская армия не переходит в наступление, но и не отступает без боя. Решено было не отдавать Смоленск без боя - вести оборо­ну ограниченными силами. 4 августа под Смоленском про­изошло крупное сражение, ставшее одной из героических стра­ниц в истории России. Обе стороны понесли большие потери: французы - 20 тысяч, русские - 6 тысяч.

Наполеон еще раз предпринял попытку окружить русскую армию. Барклай-де-Толли отдал приказ об отступлении. Напо­леон вошел в Смоленск, и вновь, как и в Вильно, перед ним встала дилемма: продолжить кампанию или добиться заключе­ния мира? Отчаянное сопротивление русской армии, нарас­тающее партизанское движение в тылу французских войск - все говорило о том, что надежды на мир не может быть. Невозмож­но было оставаться французам и в Смоленске, почти уничто­женном огнем: Наполеон, не зная о местонахождении неразби­той и непокоренной русской армии, продолжил наступление.

В русском командовании произошли перемены: 8 августа Александр I назначил главнокомандующим фельдмаршала кня­зя М.И. Кутузова.

Учитель. Как Кутузов оценивал действия прежнего коман­дования? Каковы были планы нового главнокомандующего?

4-й ученик. Кутузов оценил действия Барклая-де-Толли правильными и принял решение отступить к Москве. Он знал, что отступать далее без генеральной битвы ему не позволят. Русская армия под Бородином насчитывала 132 тысяч человек и 640 орудий. Почти такое же количество имел Наполеон: 135 тысяч человек и 587 тысяч орудий. То есть, силы были рав­ны, но цели различны: Наполеон стремился разгромить рус­скую армию и захватить Москву, Кутузов планировал подор­вать наступательный порыв противника и, обескровив его, сде­лать дальнейшее наступление французов невозможным.

26 августа близ села Бородина (110 верст от Москвы) про­изошло крупнейшее сражение. Русские позиции на Бородин­ском поле были распределены таким образом: правый фланг и центр были заняты частями 1-й армии Барклая-де-Толли, а ле­вый фланг у деревни Семеновской с построенными там укреп­лениями - семеновскими флешами - прикрывался 2-й армией Багратиона. Между позициями 1-й и 2-й армий находилась вы­сота, на которой была расположена батарея Н.Н.Раевского. Впереди левого фланга, у деревни Шевардино, выстроено укре­пление - шевардинский редут, игравший роль передового укре­пления.

Наполеон направил свои силы на левый фланг - на Багратионовы флеши, надеясь разгромить армию Багратиона, про­рвать фронт и выйти в тыл 1-й русской армии. Борьба за флеши продолжалась 7 часов. После восьмой атаки, во время которой Багратион был смертельно ранен, французы захватили флеши. Прорвать оборону русской армии Наполеону не удалось. Ото­шедшие русские части продолжали сражаться на следующем рубеже.

Не удалось Наполеону прорваться и в центре, где в течение нескольких часов оборонялась батарея Раевского. В это время Кутузов направил в тыл противника кавалерийский корпус Ф.П. Уварова и казаков М.И. Платова. Появление русских на фланге французов произвело замешательство в их рядах. К ве­черу русские войска были отведены на новую линию обороны, и противник больше не предпринимал попыток их атаковать.

В литературе встречается утверждение, что ночью с 26 на 27 августа французские войска были отведены на позиции, ко­торые они занимали накануне сражения. Однако это не соответ­ствует действительности: французы ночевали на поле сражения, которое фактически осталось за ними. Наполеон ожидал, что на следующий день сражение возобновится, но Кутузов дал приказ об отступлении.

Учитель. Какие существуют точки зрения на исход Боро­динского сражения? (Рассматриваются высказывания истори­ков об исходе Бородинского сражения, делается вывод: Боро­динское сражение создало условия для коренного перелома в ходе войны.)

Почему после Бородинского сражения Кутузов решает оставить Москву? Насколько была оправдана эта потеря?

1-я ученица. 27 августа русская армия начала отступление по направлению к Москве. 1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба столицы. Царь и его окружение требовали нового сражения. Большинство генералов на совете высказывались за новое сра­жение. Внимательно выслушав всех, Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя. «С потерей Москвы, - сказал он, - не потеряна Россия. Но когда уничтожится армия, погиб­нет Москва и Россия».

Учитель. Как отразилось на французской армии пребыва­ние в Москве?

2-я ученица. Захватив Москву и поразив таким образом, как считал Наполеон, Россию в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получит теплые квартиры и весной сможет вернуться на родину или продолжить поход против русских. Однако Наполеон вступил в опустевший город. Почти в тот же день в разных частях города запылали пожары. Пожар в Москве стал своего рода символом войны 1812 года, символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе с захватчиками идти до конца.

В Москве Наполеон окончательно понял, что победа ус­кользнула от него. Все его попытки начать переговоры с рус­ским правительством о мире не увенчались успехом. Алек­сандр 1 поклялся, что не успокоится, пока хоть один вражеский солдат останется на Русской земле.

Вывод: сдача Москвы — тяжелая потеря, но правильное ре­шение, спасшее Россию, так как была сохранена армия, начался подъем народной войны и развал армии Наполеона.

Учитель. Как было организовано контрнаступление рус­ской армии?

5-йученик. Оставив Москву, русская армия совершила бли­стательный маневр, создав видимость отступления по Рязан­ской дороге: Кутузов ввел в заблуждение противника, а сам с основными силами оторвался от него и перешел южнее Москвы на Калужскую дорогу - к селу Тарутину. Русская армия при­крыла путь на юг - к тульским оружейным заводам и к Калуге, где были собраны запасы вооружения и продовольствия. Рус­ская армия заняла выгодное положение для перехода в контрна­ступление. За три недели, проведенных в Тарутинском лагере, русская армия отдохнула, подтянула резервы, привела в поря­док артиллерию. Подошло ополчение, были подвезены продо­вольствие и боеприпасы. Каждый день, проведенный в лагере, Кутузов называл «золотым днем».

6 октября наполеоновские войска стали покидать Москву. Попытка прорваться к Туле и Калуге окончилась полной неуда­чей: на его пути встала окрепшая русская армия. Русские вой­ска нанесли французам поражение под Тарутином и Малояро­славцем, заставили французское командование изменить путь дальнейшего отступления и повернуть на разоренную Смолен­скую дорогу. Кутузов организовал преследование отступающих французских войск. «Великая армия» превратилась в неуправ­ляемую, огромную, голодную и обмерзшую толпу. При пере­праве через реку Березину Наполеон потерял еще 30 тысяч. Это был один из самых трагических для французов эпизодов войны. Границу сумели перейти жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив армию, бежал в Париж. Встре­тившим его придворным на вопрос о том, где армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет».

В конце декабря генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов док­ладывал царю о том, что война закончилась полным истребле­нием неприятеля. 25 декабря царь подписал манифест об изгна­нии врага из России и окончании Отечественной войны.

Вывод: Отечественная война 1812 года завершилась побе­дой России благодаря правильно выбранной тактике ведения войны, умелому руководству.

Учитель. Война 1812 года породила целую плеяду героев, чьи имена навсегда остались в народной памяти. 332 портрета русских военачальников украшают стены Военной галереи Эр­митажа.

Группа «историки»

Ученик. Один из героев войны - военный министр и глав­нокомандующий 1-й армии Барклай-де-Толли. избравший с са­мого начала единственно верную тактику отступления. Его биограф Д.Н. Бантыш-Каменский писал: «Среди ужасов и смерти Барклай удивлял всех своим хладнокровием, присутст­вием духа... лично вел войска, ехал впереди их в полном гене­ральском мундире. Вряд ли осталось в центре опасное место, где он не распоряжался бы, полк, не ободренный словами и примером его. Под ним убито и ранено пять лошадей. В Боро­дине общее мнение решительно склонилось на его сторону. В Бородине от каждого полка гремело ему: ура!»

Однако же хвала, воздаваемая его бесстрашию, не могла искоренить из его души горести упреков, какими его осыпали. В сентябре 1812 года Барклай покинул армию и вернулся в нее в начале 1813 года. За участие в заграничном походе и взятие Парижа получил звание генерал-фельдмаршала.

Огромной любовью солдат и офицеров пользовался бле­стящий ученик Суворова главнокомандующий 2-й армией князь Багратион. В числе героев двенадцатого года мы называем и генералов Дохтурова, Милорадовича, Раевского, братьев Тучковых, легендарного казачьего атамана Платова и партизанских вожаков.

Учитель. Как вы оцениваете роль М.И. Кутузова?

1-я ученица. Однако среди всех героев выделяется одна фи­гура. Это спаситель Отечества М.И. Кутузов - талантливый полководец, государственный деятель, дипломат. Он был пре­дусмотрителен, дальновиден. Даже соратники, не понимая его дальновидной мудрости, упрекали полководца в медлительно­сти, бездействии. Но за видимым бездействием и леностью без­остановочно работал мощный мозг. «Лучше быть слишком ос­торожным, нежели оплошным и обманутым», - говорил Куту­зов.

Стратегия Кутузова заключалась в том, что он не рассмат­ривал генеральное сражение в качестве главного или единст­венного условия в достижении конечного успеха. На вопрос: «Неужели вы думаете разбить Наполеона?» - Кутузов ответил: «Разбить? Нет. Но обмануть - да, рассчитываю!» Именно то, чего не мог предусмотреть противник, предвидел Кутузов, ко­гда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов».

Учитель. Какова роль партизанского движения в достиже­нии победы над противником? Кто из лидеров партизан вам за­помнился?

2-я ученица. Помимо регулярных войск в сражениях с На­полеоном участвовали ратники, записавшиеся в народные ополчения, создание которых началось уже летом 1812 года. Среди них были крестьяне, ремесленники, дворовые люди, раз­ночинцы, дворяне. Так, в Московской губернии ополчение со­ставляло более 25 тысяч человек, и из него было сформировано 12 полков. Среди ополченцев были В.А.Жуковский, П.А.Вя­земский, А.С. Грибоедов и многие другие известные литерато­ры, журналисты, деятели культуры. Ополченцы охраняли доро­ги, следили за продвижением войск противника, участвовали в сражениях. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тысяч человек.

По всей России шел сбор материальных ценностей для ар­мии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегод­ного бюджета страны. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали по­мощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне отказывались продавать продовольст­вие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения Наполеон терял еже­дневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук кре­стьян-партизан. Одной из самых ярких страниц истории Отече­ственной войны 1812 года стало партизанское движение, раз­вернувшееся в тылу французских войск уже в первый месяц по­сле вторжения противника в пределы России.

3-я ученица. Сначала партизанские отряды возникали сти­хийно: из крестьян, из отставших от своих частей или бежав­ших из плена солдат, помещиков, горожан, оказавшихся на ок­купированной территории. Позднее решение о создании парти­занских отрядов в тылу врага с офицерами регулярной армии было принято Барклаем-де-Толли. Первый такой отряд возгла­вил гусарский подполковник и известный поэт Д.В. Давыдов. Партизаны нападали на французский обоз и небольшие отряды неприятеля, осуществляли разведку. Впоследствии к отряду Давыдова были присоединены два казачьих полка, и отряд пре­вратился в крупное воинское соединение.

4-я ученица. Большую известность приобрел крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой. Этот отряд численностью 5,5 тысяч человек не раз успешно громил силы регулярный армии Напо­леона.

В Сычевском уезде широкую известность получил парти­занский отряд во главе с Василисой Кожиной, старостихой ху­тора Горшково.

Учитель. С нашим краем связано имя одного из героев войны 1812 года – А.С.Фигнера. Что вам известно о его подвигах?
Группа «краеведы»

ПАРТИЗАН АЛЕКСАНДР ФИГНЕР

1-й ученик. В 1812 году в борьбе против наполеоновских войск ак­тивное участие принимали партизаны. Отечественная война выдвинула много замечательных героев, навеки просла­вивших свои имена и честь России. Среди них почетное ме­сто занимает наш земляк Александр Самойлович Фигнер.

Перед войной, в 1811—1812 годах, он служил в Моршанске. Как только начались военные действия, капитан Фигнер попросился в действующую армию. А вскоре он стал во главе партизанского отряда. Партизаны Фигнера своими отважными действиями наводили ужас на неприя­теля. Сам же он прославился отчаянной храбростью и не­обычайным хладнокровием. О его подвигах рассказыва­лись настоящие легенды.

В конце сентября 1812 года Фигнер был вызван в штаб к Кутузову. Главнокомандующий дал ему очень важное и трудное задание: пробраться в Москву, которую заняли войска Наполеона, и постараться побольше узнать о вра­жеской армии. Фигнер, переодетый в крестьянскую одежду, проник в город и, собрав необходимые сведения, вернулся в отряд. Несколько раз он пробирался в Москву то одетый как богатый дворянин, то как нищий, то как французский офицер. И всегда приносил ценные сведения о вражеских войсках.

Однажды Фигнеру стало известно, что из Москвы вышла воинская часть французов с 6 пушками. Он спрятал свой отряд в лесу, а сам. в одежде крестьянина вышел на до­рогу. Французский полковник решил взять его в проводни­ки, и Фигнер привел французов прямо к партизанам.

Партизаны Фигнера не давали врагу ни минуты покоя. Почти ежедневно они добывали «языков» из числа фран­цузских офицеров и приводили их в главный штаб.

2-й ученик. В начале 1813 года русские войска перешли границу. Начался поход русской армии по странам Западной Евро­пы. Здесь героизм А. С. Фигнера проявился наиболее ярко.

Весной 1813 года русские войска осадили Данциг. В го­роде было много недовольных властью Наполеона. Команду­ющий русской армией предложил найти смельчака, кото­рый бы пробрался в Данциг, узнал, много ли французских войск в городе, и поднял бы там восстание. Вызвался вы­полнить это опасное поручение Фигнер. Под видом италь­янского купца (итальянский язык Фигнер знал хорошо) он проник в крепость, но случайно был задержан. Его бросили в башню городской тюрьмы. На допросах Фигнер дер­жал себя исключитель­но смело и умно. И за недоказанностью вины был освобожден.

В сентябре 1813 года русские войска вышли на правый берег Эльбы. Фигнер с отрядом по за­данию командования переправился на левый берег и укрепился близ города Дессау. 1 октяб­ря передовой отряд французских войск уда­рил по отряду Фигнера. Ему грозило окруже­ние. Тогда Фигнер по­вел отряд в последнюю атаку. На лесной просе­ке закипел кровавый бой. Все смешалось: стоны людей, звон сабель, гул выстрелов, страшный храп лошадей... Французов было больше, и русский отряд был побежден. Четыре всадника, и среди них Фигнер, бросились в реку. Трое выплыли, а Фигнер утонул. Так погиб 26-летний герой Отечественной войны 1812 года Александр Фигнер.

Но главным героем войны был русский солдат. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных сражений, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм.

Вывод: общенациональный патриотический подъем 1812 года остался в истории России как одна из самых героиче­ских ее страниц, имел огромное значение для победы над вра­гом.

Учитель. Война 1812 года вдохновила писателей, худож­ников, музыкантов на создание прекрасных произведений. Как в литературе отразились события войны?

Группа «литераторы»

1-я ученица. Нам, «литераторам», было интересно узнать, как в литературе отразились события войны. Мы выяснили, что о войне писали многие известные нам поэты и писатели, такие как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, К.Ф. Ры­леев, Г.Р. Державин, Л.Н. Толстой и другие. Наше внимание привлекли воспоминания очевидцев и участников войны (Де­ниса Давыдова, Ф.Н. Глинки). Все произведения перечислить невозможно. Мы составили библиографию, которая поможет тем, кто заинтересуется событиями тех лет.

2-я ученица. В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов восхищается героическим прошлым, самоотверженным подви­гом народа, его любовью к Родине. Одну из самых трагических страниц раскрывает участник боя, старый солдат. Его повество­вание убеждает, что битва при Бородином - момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран войны описывает обстановку перед боем, подчеркивает несует­ливость, спокойствие солдат. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы постоять головою за Родину свою, понимают необходимость решительной схват­ки с врагом. Лермонтов называет их богатырями, подчеркивает этим силу духа. Ход сражения показан глазами простого участ­ника битвы, передан весь ужас и трагизм войны: «смешались в кучу кони, люди», «в дыму огонь блестел». По мнению автора, именно такие люди, как герой стихотворения, и одержали побе­ду над врагом, прежде всего нравственную, память о которой живет в веках:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

3-я ученица. Подлинным героем романа «Война и мир» яв­ляется народ. Л.Н. Толстой глубоко верил, что основная побед­ная сила - это народная сила, источником которой был народ­ный патриотизм.

Л.Н. Толстой описал все этапы войны, начиная с того мо­мента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, ко­гда «дубина народной войны» обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор подчеркивает новый этап развития народного сознания. Сначала зарождается чувство оскорбления и зреет месть, к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость. Автор дает оценку партизанской войне, характери­зует партизанские отряды. Л.Н. Толстой подтверждает, что пар­тизанская война - это война народа, который не может жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в людях «роевого» начала. Люди раз­ных сословий делают все, что только можно, для изгнания не­приятеля со своей земли. Действия их вызваны врожденным инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались повседневными делами, во время войны вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свобод­но летавшие по огромной территории в поисках нектара, бы­стро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать другого медве­дя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно про­тив партизанских отрядов.

«Фехтование продолжалось довольно долгое время, вдруг один из противников, поняв, что это не шутка, а касается его жизни, бросил шпагу и, взяв... дубину, начал ворочать ею...» Фехтовальщик - это французы, противник - это русские.

Войско Наполеона было уничтожено благодаря не только армии, но и партизанской войне, которую Толстой признает са­мым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

4-я ученица. Кроме известных произведений об Отечест­венной войне 1812 года встречаются песни, поэмы неизвестных авторов, которые становились народными, например песня «К русским воинам».

Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите,

Сколько Русь нам дорога!

Посмотрите, подступает

К нам соломенный народ:

Бонопарте выпускает

Разных наций хилый сброд.

Не в одной они все вере,

С принуждением идут,

При чувствительной потере

На него же нападут.

Учитель. Что вы знаете о героических подвигах Тамбовцев в годы Отечественной войны 1812 года? Покажите на карте места боевых сражений, в которых участвовали наши земляки.

Группа «краеведы»

1-й ученик. В небогатой событиями общественной жизни Тамбовской губернии начала XIX в. ярко выделяется Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая тамбовское общество. В 1812 г. Россия испытала нашествие Наполеона. Хотя непосредственно краю война не угрожала, население патри­отично откликнулось на военные события. За 1812 г. губернские власти соб­рали полмиллиона рублей. В действующую армию ушёл большой обоз с про­виантом и фуражом. В разгар военных событий местное дворянство решило собрать ополчение для защиты губернии, что было поддержано всеми слоями общества. В августе численность ополченцев составила 12 тыс. чел. Выборы руководителя ополчения происходили весьма заинтересованно, стать во главе ополченцев считали честью многие известные дворяне губернии. Боль­шинство голосов получил выдающийся русский флотоводец Фёдор Фёдоро­вич Ушаков (рис. 103), доживавший свой век в родовом имении Алексеевка Темниковского уезда. Он с благодарностью воспринял это известие, но отка­зался от почётного поста из-за старости и болезней. Ополчение возглавил бригадир А.А. Пашков. Однако поход тамбовского ополчения к Москве был отменён распоряжением М.И. Кутузова, поскольку «вторая столица» была занята французами. Тамбовские ратники на месте несли сторожевую службу, надзирали за пленными, а после оставления французами Москвы были рас­пущены.

2-й ученик. 26 августа 1812 года начался знаменитый Бородинский бой. Непрерывный обстрел русских войск вели 400 французских пушек. На левый фланг русской армии Наполеон направил более половины своих войск. Кутузов, наблюдавший за ходом сражения, решил помочь левому флангу. Он направил в тыл противнику конницу. В районе Курганской высоты в три часа дня развернулся первый кавалерийский бой. В этой битве участвовало много Тамбовцев, в том числе генерал С.В.Дятков.

В течение часа героически сражались конники генерала Дяткова. К 4 часам дня участь французской кавалерии была решена. Она была разгромлена, потеряв более половины своего состава.

В сражении на левом фланге отличились артиллеристы и ещё одного тамбовца – полковника П.И.Мерлина. Точно стреляя по дальним и близким целям, они произвели огромные опустошения в стане врага.

Немало наших земляков участвовало в сра­жениях с неприятелем в составе кадровой армии. К сожалению, мы не знаем имён простых солдат-героев, призванных из Тамбовской губернии. Известно, что сформированные в Тамбове 7-й и 8-й пехотные полки были посланы на усиление действующей армии под с. Тарутино Немеркнущую силу на полях отечественной войны стяжал 122-й полк, целиком сформированный из тамбовцев. Он входил в авангард русской армии при преследовании вражеских войск и особенно отличился в битве на реке Березине.

3-й ученик. Конец ноября 1812 года. Отступающая французская армия подошла к реке Березине. Здесь 28 ноября наполеоновские войска настиг передовой отряд русской армии. Завязалась битва. Французы были полностью разгромлены. В боях при Березине участвовал 122-й полк, состоявший из Тамбовцев. Слава о доблести и героизме его солдат облетела всю страну. Тамбовцы были награждены орденами, полк – знаменем.

Вот свидетельство документов о подвиге унтер-офице­ра Егора Митрофанова (родом из Рассказово) и рядового Александра Федорова (из Тамбова). Дело происходило весной 1813 года. Русские войска только что вышли на ру­беж Эльбы. Главнокомандующий приказал расставить посты вдоль реки и на прилегающих к ней дорогах. Наши земляки Митрофанов и Федоров были посланы в дозор. Притаившись в густых прибрежных за­рослях, они наблюдали за противоположным берегом, где располагались французы. Вскоре часовые заметили плывущую прямо на них лодку с вражескими солдатами. Федоров насчитал в ней около 70 французских солдат. Мгно­венно созрело решение: принять бой, поразить противника неожиданностью. Как только лодка причалила к берегу, Митрофанов и Федоров выскочили из засады, подняли крик, открыли пальбу. Огорошенные внезапным нападени­ем, французы поспешили сдаться в плен. Так двое воинов-тамбовцев, проявив отвагу и находчивость, пленили около /О французов и доставили их в свой штаб.

4-й ученик. Уроженцы тамбовской земли прославились и как полководцы. В Портретной галерее военачальников русской армии 1812 г. мы можем увидеть портреты генералов А.В. Воейкова, С.В. Дяткова, П.И. Мерлина, Ф.Ф. Падейского, П.Ф. Патулова, Я.А. Потёмкина, И.Т. Сазонова, И.Л. Трескина (рис. 104). В Бородинском сражении отличились солдаты гвардейского Семёновского полка, которым командовал генерал Я.А. Потёмкин, заметный урон непри­ятелю нанесли артиллеристы П.И. Мерлина. Московские ополченцы во главе с генералом П.Ф. Патуловым храбро сражались при Бородине, Тару­тине, Малоярославце.

Тамбов стал армейским тылом. Здесь размещались госпитали, лаза­реты, беженцы из захваченных неприятелем центральных районов страны. Сюда было доставлено около 5 тыс. пленных солдат и офицеров наполео­новской армии.

Мы гордимся нашими земляками – героями Отечественной войны 1812 года.

Учитель. Группа «искусствоведы» проделала большую ра­боту: к каждому этапу войны нашла картины «Поджог Моск­вы» и «Переход французов через реку Березину», записала на диск.

При просмотре картин напрашиваются вопросы: «Кто под­жег Москву?» и «Мог ли мороз быть причиной гибели наполео­новской армии?»

3. Обобщение полученной информации.
Учитель. Подведем итоги: каковы причины победы России в войне 1812 года?

Группа «эксперты»

Ученица. Прослушав выступления одноклассников, мы можем назвать причины победы России в войне с Наполеоном:

  • героизм и мужество защитников Отечества;

- вера в справедливый характер войны.
4. Рефлексия.

Учащиеся о результатах исследовательской работы над те­мой отозвались следующим образом: мы стали уметь решать проблемы, обмениваться идеями и информацией; учились пла­нировать и организовывать свою познавательную деятельность, сотрудничать друг с другом; поняли, что хорошо быть актив­ным и информированным гражданином, понимающим и по достоинству оценивающим историю своего народа; мы замети­ли рост своей познавательной активности и познавательных ин­тересов; нам было интересно работать вместе в малых учебных группах, помогать друг другу добывать информацию.