|
Отчет социального педагога мкоу «Могильно-Посельская средняя общеобразовательная школа»
Отчет социального педагога МКОУ «Могильно-Посельская средняя общеобразовательная школа» Болшереченского района Омской области
Зимаковой Натальи Яковлевны
Реализация социально-педагогической работы среди подростков и взаимодействие школы и семьи
Школьный возраст – это период активного социального развития, приобретения личного опыта взаимодействия с миром, освоения культурных ценностей. На этом жизненном этапе происходит интенсивная ориентировка детей школьного возраста в социальных отношениях между людьми, в общественных мотивах их деятельности. Накапливается опыт самостоятельных нравственных поступков, развивается способность действовать в соответствии с этическими нормами и правилами.
Семья и школа - два важных института социализации школьников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и школы, которые определяются как сотрудничество и взаимодействие.
В воспитательной работе тоже все важно, ибо человека воспитывают и люди, и вещи, и явления, но все-таки больше люди, особенно ближайшее окружение- семья. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексно-целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
Наибольшего внимания требуют следующие категории семей:
- неполные;
- неблагополучные;
- многодетные;
- семьи, имеющие детей-инвалидов;
- опекунские семьи;
- семьи, имеющие детей с неадекватным поведением.
В школе проводятся индивидуальные консультации и беседы с обучающимися и семьями, требующими педагогической поддержки, находящимися в социально опасном положении. Ежегодно составляется социальный паспорт, уточняется банк данных обучающихся различных категорий учета. Дети из проблемных семей получают социальную помощь (бесплатное питание, летнее оздоровление, материальную помощь). Ежегодно социальным педагогом проводится мониторинг летнего отдыха и занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта, отслеживается посещаемость занятий, успеваемость обучающихся «группы риска».
Основная задача социального педагога в работе с семьями - укрепление взаимодействия с ними, изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности отца за воспитание детей, положительное взаимодействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.
Формы просветительской работы среди родителей:
родительский лекторий; индивидуальные и групповые беседы и консультации; дни профилактики; родительские собрания; посещения на дому. На совещаниях при директоре, педсоветах, семинарах, постоянно обсуждается качество работы с неблагополучными семьями, принимаются решения.
По результатам деятельности службы социально-педагогического сопровождения сложилась система профилактической работы. Расширяются и укрепляются связи с общественными и правоохранительными организациями Большереченского района по профилактике правонарушений среди подростков.
В целях просветительской работы и для профилактики правонарушений с обучающимися и родителями в школе проводятся лекции.
«Куда обратиться, если…», «Если вашему ребенку плохо», «Как не стать жертвой преступлений»
Семьи, где есть признаки явного неблагополучия, находятся на учёте школы. Ведь именно в таких семьях, где пьянствуют родители, низкая культура, чаще всего дети имеют отклонения в поведении.
Основными задачами профилактики правонарушений являются:
формирование у детей и подростков законопослушного поведения, положительных личностных качеств;
привитие навыков культурного время препровождения детьми «группы риска».
Эффективность и успешность работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних достигается путём системной работы в соответствии с:
- планом работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с указанием тематики педсоветов, заседаний, занятий;
- планом взаимодействия с вневедомственными службами ;
- использованием методических разработок для учителей по работе с обучающимися различных групп и их родителями.
В школе проводятся Месячники профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и употребления ПАВ (психотропно-активных веществ) среди подростков. В течение месяца издаются и распространяются тематические памятки, рекомендации по пропаганде здорового образа жизни, по вопросам правового воспитания.
В рамках Месячника проводятся ролевые игры, лекции, викторины, конкурсы, спектакли, классные часы, акции.
Обучающихся «группы риска» стараемся вовлечь в кружки, секции, в участие в различные конкурсы, соревнования. Михайлов Иван, Борисов Владислав, Ахметов Владимир ежегодно принимает активное участие в районных соревнованиях по волейболу и баскетболу наш школа всегда в тройке лидеров, принимают участие районном конкурсе медиапродукции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. В номинации «Фоторабота», «Мир моих увлечений» награждёны грамотами за активное участие в конкурсе Хохлов Владимир 6 кл., Ахтямова Сабина 8 кл.. Принимали активное участие в районном конкурсе творческих литературных работ к Международному дню «Охрана окружающей среды», «Международный день леса». Грамота за 2 место социальная реклама «Здоровая молодежь-будущее России», Храмова Дарья 5 класс районный конкурс стенгазет «Скажем наркотикам, НЕТ! » грамота за участие. В результате проведенной работы из 170 учащихся школы в 2012-2013 году состояли на учетах: профилактическом учете 4, на КДН и ЗП – 1 учащийся. К концу года сняты: ПДН – 2 учащихся.
Большинство родителей союзники и помощники школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Эти родители за помощью к учителям не приходят. Педагоги настойчиво ищут пути и средства воздействия на таких родителей по оздоровлению обстановки в их семьях, изменения отношения к детям и методам воспитания.
Меры воздействия на родителей условно можно подразделить на следующие виды:
- повышение педагогической культуры родителей ;
- индивидуальные беседы,
- привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе;
- организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся от родительских обязанностей по воспитанию детей.
Что касается мер общественного воздействия, часто оказываются вполне достаточными меры, принимаемые Советом профилактики или родительским комитетом. В особо сложных случаях школа может обратиться в вышестоящие организации, поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родительских прав на воспитание или лишения родительских прав и изъятие детей из семьи.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье.
В его задачи входит
- установление контактов с семьей
- выявление проблем и трудностей в семье;
- стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.
При работе с родителями из неблагополучных семей можно использовать следующие формы и методы:
-индивидуальные, групповые, массовые.
Индивидуальные:
- консультации;
- беседы;
- наблюдения;
- посещение семьи;
- приглашение родителей в школу к классному руководителю, педагогу- психологу, социальному педагогу, директору, на Совет профилактики, педсовет;
- обращение в учреждения по оказанию помощи школе, письма на работу;
-приглашение родителей на КДН и ЗП;
Групповые формы:
- родительские лектории;
- оказание помощи родителям в профилактической работе;
- оказание помощи обучающимся по трудоустройству в летний период ;
Массовые формы:
- родительские собрания;
- проведение семейных праздников типа «Папа, мама я – спортивная семья!»
- акция «Милосердие» и т.п.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Организуя работу с семьей, вне зависимости от ее типа необходимо учитывать следующее:
любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;
не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
Социальный патронаж — одно из направлений социальной работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимся в ней. Для профилактики семейного неблагополучия регулярно проводятся рейды- проверка семей, находящихся в социально опасном положении состоящих на учёте в ПДН и КДН и ЗП. Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений».
Роль социального педагога должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка, формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего родителя».
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
|
|
|