|
Из опыта работы учителя начальных классов гбоу оош №21 Деминой Наталии Викторовны
с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе".
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21
Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны: работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: способствование единению, сплочению семьи; установлению взаимоотношений родителей и детей; созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка; повышение психолого-педагогической грамотности родителей;оптимизация детско-родительских отношений;поддержка и повышение социального статуса семей; вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Направления воспитательной работы школы с семьями учащихся, обучающихся с ОВЗ:вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО. Важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями психолого- педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие). Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; шефская помощь). Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе Совета Учреждения, участие родителей класса в работе родительского комитета; участие в работе общественного совета содействия семье и школе).
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся, отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила: проявлять высокий такт в разговоре с родителями; всегда начинать с похвалы и комплиментов; исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; не предъявлять претензий к родителям; всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой ученика; советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; договариваться о конкретных совместных делах; не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Индивидуальные консультации, беседы.
Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. Анкетирование. Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала сведения о родителях, о занятости и состояние здоровья учащихся, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Практикумы - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей
Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр.
Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении – это вовлечение детей с ОВЗ в
• подвижные (игровые) перемены;
• внеклассные спортивные занятия и соревнования;
• дни здоровья, туристические походы.
Обобщение опыта педагогической и воспитательной деятельности по теме:
"Формы и методы работы классного руководителя
с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе".
Специфика моей работы заключается в том, что в классе находятся дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся интегрировано (по заключению КЭК). В моем классе 22 человека обучаются по общеобразовательной программе, 2 человека интегрировано (VIII вид), 2 человека интегрировано (VII вид). Эти дети приходят в школу с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема обучения воспитанию детей с отклонением в развитии и поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей, которые не справляются с требованиями школьной программы, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Причины отклонений возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля, чрезмерная занятость родителей, эпидемии разводов, нарастания негативных явлений, пропаганда насилия в средствах массовой информации.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В основе нашей школы лежит главная цель – дифференцированный коррекционно-развивающий образовательный процесс, учитывающий специальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках достижения этой цели я нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания, а также морально-нравственное воспитание детей. В соответствии с целью я для себя определила на 2013-2014 г. следующие задачи воспитания:
Формирование общения и доброжелательного отношения;
Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;
Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;
Воспитание эстетической культуры;
Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирования навыков санитарно-гигиенической культуры;
Развитие самостоятельности;
-
Интеллектуальный и личностный рост учащихся;
Выработка единых требований с родителями в воспитании детей.
А также поставила задачи, которые решаются при обучении и воспитании учащихся, с ограниченными возможностями здоровья:
Обеспечение полноценного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами;
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей средствами организованных явлений – коррекция отклонений, имеющихся в развитии, компенсация недостатков развития семейного воспитания, активизация личностного потенциала, как главной опоры в коррекционно-развивающей работе.
Цель моей деятельности была определена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом «Об образовании» Самарской области, Программой развития образовательного учреждения ГБОУ ООШ №21.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставит перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. А это значит, что учитель, претендующий на роль «значимого взрослого», должен вложить в детей свою часть знаний и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться, вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни.
Для дальнейшей социализации учащихся с ОВЗ на 2013 – 2014г. я поставила следующие цели и задачи:
Усвоение и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями;
Создание дружного коллектива;
Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения;
Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности.
Планируемые результаты социализации обучающихся с ОВЗ.
Социализация на каждом этапе возрастного развития осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, успехов и неудач), а с другой – на фоне изменяющегося социального окружения, той социо-культурной среды, в которой и происходит «взращивание» личности. Ребенок расширяет и обогащает свой опыт, соотносит его с опытом своих сверстников, выбирает из опыта взрослых то, что представляется ему ценным и значимым. Это особенно ценно тем, что такие дети теперь имеют возможность обучаться в одном коллективе с обычными детьми. Они копируют и применяют на себя модель поведения и общения между сверстниками и в среде взрослый – ребенок. Вместе с тем ближайшее социальное окружение обогащается за счет непосредственного вхождения в него не только ровесников-одноклассников, но и школьников разных возрастов, взаимодействие с которыми связаны с горизонтальной социализацией, или «социализацией среди равных». В области социальной жизни ребенок обретает индивидуализацию, личную самостоятельность, которая требует выхода.
Конечно, говорить об абсолютной самостоятельности младших школьников в плане формирования личностного опыта на данном этапе его развития не приходится. Ученик еще зависит (причем как в позитиве, так и в негативе) от значимого другого, от помощи и поддержки, которую ему оказывают родители, учителя, социальные педагоги, воспитатели. Но это тот путь, благодаря которому, он через череду проб и ошибок входит в социум полноправно и значимо.
25 лет я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста, но с детьми с ОВЗ, интегрированными в класс, работаю только первый год. За время работы встречались разные дети – были дети со сложными судьбами, которые нуждались в особом внимании, дети пьющих родителей, дети из неполных семей, дети-сироты, а также воспитанники интерната и приюта. А теперь вместе с детьми в одном коллективе стали обучаться дети с ОВЗ, которые нуждаются в особом внимании не только учителя, но и одноклассников. В силу своих возможностей я пытаюсь сделать их жизнь содержательной, интересной и правильной; правильно организую повседневность, наполняю каждый день полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.
Строя воспитательную работу, я опираюсь на следующие виды деятельности:
Познавательную;
Спортивную;
Творческую;
Коммуникативную;
Досуговую;
Работу с родителями и семьей.
Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки, настольно-печатные игры и игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приемы в моей работе, возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психо-диагностических методиках. И, наконец, возможность, представление заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. В дальнейшем эти игры помогают в усвоении учебного материала.
Для расширения кругозора учащихся выпускаем стенгазеты на разные темы: «Ближе к звездам», «Спортивный калейдоскоп», «Хорошие дела» и т.д., где содержатся занимательные задачи-смекалки, простейшие кроссворды. Большое место в газете занимают рисунки, которые привлекают детей, делают ее занимательной.
Результатом от использования развивающих игр, являются:
Повышение уровня интеллектуальной деятельности;
Наблюдается рост познавательных интересов;
Происходит эмоциональное развитие детей;
Значительно возрастает творческая активность.
Я использую личностный подход, который предполагает формирование у ребенка положительной концепции. Для этого я вижу в каждом ученике уникальную личность, поддерживаю детей, хвалю. Похвала за успех побуждает готовность к движению вперед с новыми усилиями. В классе создана спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу.
Каждый обучающийся в моем классе требует индивидуального подхода, т.к. в классе находятся дети из разных семей, в том числе дети социального риска (учащиеся из приюта – 6 человек), дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие инвалидность – 5 человек), дети с ОВЗ (4 человека). В связи с этим проводится работа в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр.
Численный состав обучающихся в классе часто меняется. Класс пополняется вновь прибывшими обучающимися из других школ и приюта, поступающими детьми из других школ и интернатов. У многих учащихся имеются различные отклонения в развитии (неврозоподобные расстройства, ВСД, ЗПР, ММД, ДЦП и другие заболевания), сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, приводящие к нарушениям правил поведения, низкая успеваемость, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Изучив психолого-педагогическую характеристику учащихся, я выявила у детей проблемы и определила цель педагогической деятельности, в основе которой лежат принципы коррекционно-педагогической деятельности в сочетании с общепедагогическими принципами:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2. Принцип единства диагностики и коррекции;
3. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Деятельностный принцип, определяющий тактику работы и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип комплексного использования методов и приёмов.
6. Принцип интеграции усилий. Без сотрудничества с родителями, друзьями, близкими ученика, без взаимодействия со специалистами — психологами, дефектологами, логопедами, социальным педагогом — невозможно достичь положительного результата в деле обучения и воспитания в успешной социализации учащихся с ОВЗ.
Исходя из вышеназванных принципов педагогической деятельности, определяются конечные цели воспитательного воздействия:
создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности.
Задачи:
-
Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;
Работать над укреплением физического и психического здоровья;
Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта;
Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей;
Выработать единые требования с родителями в воспитании детей.
В результате проделанной работы, я развивала у своих учеников следующие умения и навыки адаптивного поведения, и жизненно необходимые навыки:
знание своих желаний, потребностей;
сильных и слабых сторон своей личности;
особенностей своего характера;
знание способов реагирования (рефлексии);
прививала навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;
давала понятия разных способов общения;
развивала умение вести диалог, беседу;
способы избегания конфликтных ситуаций;
закрепляла правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.
Взаимоотношения у учащихся в классе в основном ровные. Ученики ответственно относятся к порученному делу.
Воспитательный процесс
Главное в моей деятельности как классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Достичь результата можно только при соблюдении комплекса требований и использовании современных педагогических технологий:
педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили);
личностно-ориентированного развивающего обучения (Е.В.Бондаревская);
игровые технологии (Д.Н.Узнадзе, Ю.П.Азаров, О.С.Газман);
здоровьесберегающие технологии (И.И.Брехман, Н.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татаринкова);
технология оказания психологической помощи (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).
Организация воспитательного процесса предполагает следующие направления:
1. Коррекционная помощь осуществляется через:
занятия с психологом (в первой половине дня).
индивидуальную работу с психологом;
групповые игровые тренинги.
2. Познавательное развитие предполагает:
занятия познавательного цикла;
наблюдения;
целевые прогулки;
экскурсии;
опыты, эксперименты (в первой половине дня).
индивидуальную работу с детьми;
развивающие игры;
интеллектуальные досуги (викторины);
занятия по интересам.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
занятия познавательного цикла;
эстетика быта;
посещение музеев, выставок, театров, походы на природу;
самостоятельная творческая деятельность детей:
художественная речевая деятельность (концерты);
4. Личностное развитие предполагает:
утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей класса с последующей коррекцией плана;
формирование навыков культуры поведения и общения;
воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе;
общение младших и старших детей (совместные игры);
индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги;
5. Физическое развитие и оздоровление осуществляется через:
утреннюю гимнастику;
физкультминутки на уроках;
занятия физической культурой;
занятия ритмикой;
физкультурные досуги, игры, забавы;
занятия лечебной физкультурой в комнате эмоциональной разгрузки;
самостоятельную двигательную активность;
Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Основная цель в работе – дать детям необходимые знания и умения по всем видам деятельности, а, затем, накопив определенные умения у детей в разных видах деятельности, познакомить их с творческими работами детей студий и кружков нашего учреждения. Цель этого – заинтересовать ребенка, показать, чему он может научиться, развить интерес к той или иной деятельности. В процессе занятий в кружках у детей воспитывается усидчивость, стремление завершить начатую работу, не бояться трудностей, быть уверенным, что всему можно научиться и его обязательно научат. А в дальнейшем передать свою уверенность новичку, утверждая: “Если я умею, я и тебя научу!”. Но при этом воспитываю и критичность: “Я могу научиться этому, но для этого надо трудиться, и у другого может быть лучше”. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания:
Метод убеждения– способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка.
Приемы:
объяснение,
разъяснение, совет,
пожелания,
пример.
Метод упражнения– осознание учениками действительности.
Приемы:
просьба,
приучение,
испытание.
Метод внушения, попечения— способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.
Приемы:
наблюдение,
защита,
помощь,
присмотр,
утешение и др.
Метод управления– активизация ученического самоуправления.
Приемы:
установление порядка,
планирование,
поручение,
подведение итогов,
инструктаж.
Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.
Приемы:
доверие,
одобрение,
похвала,
награда.
Метод наказания– способ воздействия средствами торможения.
Приемы:
замечание,
порицание,
осуждение,
недоверие и др.
Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья.
Работа с родителями
Важным направлением моей деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от моей подготовленности к этой работе. Я знаю цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль моей работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием моего взаимодействия с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.
Формы работы с родителями:
Посещение семьи, при котором происходит знакомство с условиями жизни ученика. Я беседую с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка;
Индивидуальные тематические консультации, в ходе которых родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а также помощь при решении возникающих проблем;
Родительское собрание— знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсуждение возможных путей реализации.
В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:
живой разговор
телефонный звонок
опросники и анкеты
посещение занятий
родительские собрания
помощь в организации деятельности
досуговые мероприятия
совместное творчество
индивидуальные консультации
посещение детей на дому
Вся моя деятельность классного руководителя с родителями учащихся с ОВЗ, обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:
изучение семей и условий семейного воспитания;
составление социального паспорта
информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
взаимодействие с родительским комитетом;
совместная деятельность родителей и обучающихся.
Взаимодействие с родительским комитетом
Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно со мной и под моим руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы класса. В своей деятельности я вместе с родителями обучающихся создаю воспитывающую среду, обеспечивающую единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого добиваюсь, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Социализация обучающихся с ОВЗ.
Свою работу по данной теме считаю еще не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на должном уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом, логопедом, деффектологом и другими специалистами позволит корректировать новые формы и приемы развития детей в классе. Все вышесказанное поможет детям проживать свой день в классе более интересно и не скучно.
В свете полученных результатов и показателей воспитательной деятельности продолжаю активно решать для себя следующие задачи:
повысить личностно-профессиональную компетентность;
продолжить изучение и подбор литературы и материала по проблеме;
определить цели, задачи, содержание практической деятельности; средства и методы развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья для развития творческих способностей;
выбрать конкретные виды помощи учащимся;
совершенствовать уровень аналитических навыков;
подбирать наиболее эффективные элементы педагогических технологий;
определить средства и методы развивающего обучения и воспитания, для развития творческих способностей;
внедрять методы, приемы и формы, наиболее полно отвечающим проблемам и вопросам воспитания детей данной категории;
адаптировать изученные технологии в практической деятельности;
продолжить активное использование в работе интернет — ресурсов по обмену опытом с коллегами на региональном и федеральном уровнях.
Используемая литература
1. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч.пособие по психологии.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель, 2001 №6.
4. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД, М., 1989.
5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М., ВАКО, 2004.
7. Осипова М.П., Бутрин Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Мн., Экоперспектива, 2003.
|
|
|