|
Осенние сюрпризы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема «Осенние сюрпризы»
(средняя группа)
Цель: обогатить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Программное содержание: - Углубить знания детей об осенних месяцах и перелетных птицах.
- Формировать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи.
- Развивать наблюдательность, внимание, память.
- Воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Материал к занятию:
Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осенних месяцев. Цветок – годовик. Календари природы. Репродукции к картинкам.
Словарная работа:
Хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, мокрохвост, ветродуй, грязник, полузимок
Структура занятия:
1ч. Вводная: Сюрпризный момент – путешествие в лес. Сообщение цели.
2ч. Основная: Рассматривание картин.
Показ цветка – годовика.
Заучивание пословицы.
Работа с календарем природы.
3ч. Заключительная: Внесение «осенних» сюрпризов. Анализ занятия.
Индивидуальная работа: Арина – повторение трудных слов. Кристина - повторение названий птиц.
Ход НОД:
- Какое сейчас время года? (осень).
-А вся ли осень одинакова? Есть ранняя осень, есть поздняя.
-Что бывает ранней осенью?
-Чем отличается поздняя осень?
-Сколько осенних месяцев?
-Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес и посмотрим, какие сюрпризы она нам приготовила. А поможет нам туда попасть «цветок – годовик».
-Каким цветом обозначена на нем осень? (желтым). А это три брата: сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Первый месяц – сентябрь. Его в народе называют «хмурень».
-Как вы думаете почему?
За ветры прозвали сентябрь «ревуном». Почему?
А еще зовут его златоцветом, листопадником.
-За что, как вы думаете?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.
-Сентябрь мы бы назвали хмурнем, ревуном. Почему?
-Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.
Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Потому что перелетные птицы улетают на юг.
-Какие птицы улетают от нас?
-Как называется второй осенний месяц? (октябрь).
Народ называет, этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
-Как вы думаете почему?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.
-За что его так называют?
-Какая погода на улице?
-Какой сейчас идет месяц?
Ноябрь называют полузимником.
-Почему?
В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».
-Как вы думаете почему?
Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре, когда на воде появится первый лед, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лед еще не крепкий и может проломиться.
В это время от нас улетают водоплавающие птицы.
-Какие? (утки, гуси, лебеди) - Почему они улетают?
-Но и к нам летят птицы.
-Кто, знает какие птицы? (Снегири, синицы).
-В середине ноября отмечают праздник - «синичник».
Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.
Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец, не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
Физкультминутка:
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок подул слегка,
Обсушил нам снегирька.
-Уходя, братец ноябрь подарил вам волшебные нетающие льдинки. А из них можно сложить разнообразные предметы. Игра «Танграм».
(Дети выкладывают предметы по памяти).
-Посмотрите на деревья, они остались совсем без листьев. Ветер разбросал их по всей земле. Давайте, соберем листочки к своим деревьям (проводится игра «Путаница»).
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес.
-Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам путешествие?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что хотели бы еще узнать?
-Мне очень понравились ответы Ани, Арины, Оли, Леонида. Не беда, если у кого - то что-то не получилось. Вы обязательно всему научитесь.
Литература:
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва - Издательский центр «Академия» 1999
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Москва - «Просвещение» 1983
|
|
|