Главная страница

Осенние сюрпризы


Скачать 33.19 Kb.
Название Осенние сюрпризы
Дата 23.03.2016
Размер 33.19 Kb.
Тип Конспект


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Осенние сюрпризы»

(средняя группа)
Цель: обогатить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Программное содержание: - Углубить знания детей об осенних месяцах и перелетных птицах.

- Формировать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи.

- Развивать наблюдательность, внимание, память.

- Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осенних месяцев. Цветок – годовик. Календари природы. Репродукции к картинкам.

Словарная работа:

Хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, мокрохвост, ветродуй, грязник, полузимок

Структура занятия:

1ч. Вводная: Сюрпризный момент – путешествие в лес. Сообщение цели.

2ч. Основная: Рассматривание картин.

Показ цветка – годовика.

Заучивание пословицы.

Работа с календарем природы.

3ч. Заключительная: Внесение «осенних» сюрпризов. Анализ занятия.

Индивидуальная работа: Арина – повторение трудных слов. Кристина - повторение названий птиц.
Ход НОД:

- Какое сейчас время года? (осень).

-А вся ли осень одинакова? Есть ранняя осень, есть поздняя.

-Что бывает ранней осенью?

-Чем отличается поздняя осень?

-Сколько осенних месяцев?
-Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес и посмотрим, какие сюрпризы она нам приготовила. А поможет нам туда попасть «цветок – годовик».

-Каким цветом обозначена на нем осень? (желтым). А это три брата: сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Первый месяц – сентябрь. Его в народе называют «хмурень».

-Как вы думаете почему?

За ветры прозвали сентябрь «ревуном». Почему?

А еще зовут его златоцветом, листопадником.

-За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

-Сентябрь мы бы назвали хмурнем, ревуном. Почему?

-Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Потому что перелетные птицы улетают на юг.

-Какие птицы улетают от нас?

-Как называется второй осенний месяц? (октябрь).

Народ называет, этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

-Как вы думаете почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.

-За что его так называют?

-Какая погода на улице?

-Какой сейчас идет месяц?

Ноябрь называют полузимником.

-Почему?

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».

-Как вы думаете почему?

Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре, когда на воде появится первый лед, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лед еще не крепкий и может проломиться.

В это время от нас улетают водоплавающие птицы.

-Какие? (утки, гуси, лебеди) - Почему они улетают?

-Но и к нам летят птицы.

-Кто, знает какие птицы? (Снегири, синицы).

-В середине ноября отмечают праздник - «синичник».

Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.

Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец, не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Физкультминутка:

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

-Уходя, братец ноябрь подарил вам волшебные нетающие льдинки. А из них можно сложить разнообразные предметы. Игра «Танграм».

(Дети выкладывают предметы по памяти).

-Посмотрите на деревья, они остались совсем без листьев. Ветер разбросал их по всей земле. Давайте, соберем листочки к своим деревьям (проводится игра «Путаница»).

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес.

-Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам путешествие?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что хотели бы еще узнать?

-Мне очень понравились ответы Ани, Арины, Оли, Леонида. Не беда, если у кого - то что-то не получилось. Вы обязательно всему научитесь.
Литература:

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва - Издательский центр «Академия» 1999

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Москва - «Просвещение» 1983