|
Программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий»
Пояснительная записка
Все чаще педагоги признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно в ответ на этот запрос и была разработана данная развивающая программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризируется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С. Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Настоящая коррекционно-развивающая программа направлена на развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста: восприятия, памяти, внимания, мышления, также включены упражнения и игры на развитие мелкой моторики, учебной мотивации учащихся начальной школы.
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста; научить детей мыслить; сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности; развить мотивацию к обучению.
В соответствии с целью психологического сопровождения учащихся начальных классов, представлены следующие задачи:
- определения уровня школьной зрелости учащихся начальных классов для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни;
- определение потенциальных возможностей учащихся начальных классов к обучению в школе;
- развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и т.д.)
- повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации;
- поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
Этапы реализации программы:
Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Количество занятий – 33, продолжительностью по 40 – 45 минут.
Структура программы:
Основой обучения является занятие. По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений. Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Содержание рабочей программы
Введение
Тема 1. Диагностика познавательной сферы (1 час)
Раздел 1. Развитие внимания (6 часов)
Тема 2. Игры и упражнения на развитие объема внимания
Тема 3. Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания
Тема 4. Игры и упражнения на развитие концентрации внимания
Тема 5. Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания
Тема 6. Игры и упражнения на развитие произвольности внимания
Раздел 2. Развитие памяти (8 часов)
Тема 7. Игры — разминки на определение понятия память
Тема 8. Диагностика индивидуальных особенностей памяти
Тема 9. Игры и упражнения на развитие точности запоминания
Тема 10. Игры и упражнения на использование приемов запоминания
Тема 11. Игры и упражнения на развитие разных типов памяти
Тема 12. Игры и упражнения на развитие разных типов памяти
Тема 13. Игры и упражнения на развитие логической памяти
Тема 14. Игры и упражнения на развитие механической памяти
Раздел 3. Развитие учебной мотивации (2 часа)
Тема 15. Диагностико-мотивирующие упражнения
Тема 16. Упражнения на развитие школьной мотивации
Раздел 4. Развитие мышления (9 часов)
Тема 17. Диагностика уровня мышления
Тема 18. Игры и упражнения на развитие операции анализа
Тема 19. Игры и упражнения на развитие операции синтеза
Тема 20. Игры и упражнения на развитие операции сравнения
Тема 21. Игры и упражнения на развитие обобщения
Тема 22. Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
Тема 23.Игры и упражнения на нахождение сходства и различия
Тема 24. Игры и упражнения на развитие вербально-смыслового мышления
Тема 25. Игры и упражнения на развитие абстрактно-логического мышления
Раздел 5. Развитие воображения (7 часов)
Тема 26. Диагностика индивидуальных особенностей воображения
Тема 27. Игры и упражнения на развитие фантазии
Тема 28. Диагностика креативности
Тема 29. Сочинение сказок
Тема 30. Игры и упражнения на развитие воображения
Тема 31. Сочинение сказок с помощью абстракции
Тема 32. Игра «закончи рисунок»
Итоговое занятие (1 час)
Литература, используемая при составлении программы:
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) 3-е издание. М.: Издательство «Ось-86». 2006.
Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
Тематическое планирование
программы по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы с трудностями в обучении
№
|
Название раздела
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
|
Введение
|
Диагностика познавательной сферы
|
1
|
|
Развитие внимания
|
Игры и упражнения на развитие объема внимания
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие концентрации внимания
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие произвольности внимания
|
1
|
|
Развитие памяти
|
Игры — разминки на определение понятия память
|
1
|
|
Диагностика индивидуальных особенностей памяти
|
1
|
|
|
Игры и упражнения на развитие точности запоминания
|
1
|
|
|
Игры и упражнения на использование приемов запоминания
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие разных типов памяти
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие разных типов памяти
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие логической памяти
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие механической памяти
|
1
|
|
Развитие учебной мотивации
|
Диагностико-мотивирующие упражнения
|
1
|
|
Упражнения на развитие школьной мотивации
|
1
|
|
Развитие мышления
Развитие мышления
|
Диагностика уровня мышления
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие операции анализа
|
1
|
|
|
Игры и упражнения на развитие операции синтеза
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие операции сравнения
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие обобщения
|
1
|
21.
|
22.
|
Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
|
1
|
23.
|
Игры и упражнения на нахождение сходства и различия
|
1
|
24.
|
Игры и упражнения на развитие вербально-смыслового мышления
|
1
|
25.
|
Игры и упражнения на развитие абстрактно-логического мышления
|
1
|
26.
|
Развитие воображения
|
Диагностика индивидуальных особенностей воображения
|
1
|
27.
|
Игры и упражнения на развитие фантазии
|
1
|
|
28.
|
Диагностика креативности
|
1
|
|
29.
|
Сочинение сказок
|
1
|
|
Игры и упражнения на развитие воображения
|
1
|
30.
|
31.
|
Сочинение сказок с помощью абстракции
|
1
|
32.
|
Игра «закончи рисунок»
|
1
|
33.
|
Итоговое занятие
|
1
|
Итоговая диагностическая карта группы 1
Методика: Методика изучения словесно - логического мышления.
Источник: Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.
Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.
№
|
1 СУБТЕСТ
|
2 СУБТЕСТ
|
3 СУБТЕСТ
|
4 СУБТЕСТ
|
1
|
1.9
|
2.6
|
2.0
|
2.6
|
2
|
2.8
|
2.3
|
2.4
|
3.0
|
3
|
2.7
|
2.7
|
2.2
|
2.1
|
4
|
2.3
|
2.6
|
2.6
|
2.2
|
5
|
2.6
|
2.4
|
2.4
|
2.6
|
6
|
2.2
|
2.5
|
2.1
|
3.0
|
7
|
2.8
|
2.3
|
2.5
|
2.8
|
8
|
3.4
|
2.5
|
2.2
|
2.2
|
9
|
2.8
|
3.0
|
2.2
|
2.4
|
10
|
2.6
|
2.7
|
2.2
|
2.2
|
Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:
для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;
для 3 субтеста — 23 балла;
для 4 субтеста — 25 баллов.
Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:
100—75 баллов — высокий уровень развития;
74—50 баллов — средний уровень развития;
49—25 баллов — низкий уровень развития.
Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.
Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.
В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:
№
|
Фамилии школьников
|
1 субтест
|
2 субтест
|
3 субтест
|
4 субтест
|
Общий
балл
|
Уровень
развития
|
|
|
№ задания
|
Сумма баллов
|
№
задания
|
Сумма
баллов
|
Сумма
баллов
|
№
задания
|
Сумма
баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ задания»).
|
Высокий уровень развития
|
Средний уровень развития
|
Низкий уровень развития
|
Кол-во школь-ников
|
|
|
|
В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;
— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;
— словарный запас учеников и его особенности;
— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1 СУБТЕСТ
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2 СУБТЕСТ
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка
2. Река, озеро, море, мост, болото
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
3 СУБТЕСТ
Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:
1. Огурец георгин
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель врач
ученик очки, больные, палата, больной, термометр
3. Огород сад
морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы термометр
время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина лодка
мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул игла
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол пол
скатерть мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди
;
4 СУБТЕСТ
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
1. Метла, лопата ...
2. Окунь, карась ...
3. Лето, зима ...
4. Огурец, помидор ...
5. Сирень, шиповник ...
6. Шкаф, диван...
7. День, ночь ...
8. Слон, муравей ...
9. Июнь, июль …
10. Дерево, цветок ...
|
|
|