|
Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом. В этот период отец помогает ребенку-дошкольнику овладевать новыми умениями — ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Ему уже приятно сделать что-то «специально для папы» — принести газету, подать ложку или полотенце.
В дошкольном возрасте малыш бурно выражает свои чувства по отношению к матери, и любовь чередуется со злостью и обидой. Если отец не выступает в роли «второй мамы», то его отношения с ребенком более спокойны. Это позволит ребенку в будущем сформировать гармоничные отношения с окружающими.
Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника:
В дошкольный период развития ребенка между ним и отцом устанавливается качественно новая, более тесная связь. Обычно она не основывается на удовлетворении телесных потребностей малыша, как это происходит в случае связи с матерью.
Общение с отцом доставляет ребенку незнакомое ранее удовольствие:
Оно также может быть прекрасным «антрактом» в постоянном времяпрепровождении с матерью.
Заниматься с ребенком дошкольного возраста во многом труднее, чем ухаживать за младенцем. Женщине необходимо некоторое время для психологической и физической разгрузки, поэтому муж доставит ей большое удовольствие, если погуляет или поиграет с малышом, пока она готовит обед или делает прическу.
Отец очень поможет матери, если оценит ее старания в глазах ребенка: «Мама приготовила великолепный обед!» или «Мне нравятся твои новые туфли. Как хорошо, что мама их купила». Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка; «Мама сказала, что уже пора спать, значит, нам нужно закончить игру». Он никогда не позволит себе воспользоваться случаем, чтобы доказать, что «папа лучше, чем мама»: «Если мама сказала, что тебе нельзя есть конфеты, то и я не могу разрешить».
Участие отца в развитии ребенка очень важно, но чтобы выполнять свою роль хорошо, нужно приложить немало усилий. Когда ребенок непослушен и капризен, очень просто критиковать маму, преуменьшать ее старания и заботы или на несколько минут заняться малышом, чтобы показать, «как надо». Очень часто отцы увлекают ребенка слишком активными играми, а потом, возбужденного, передают его заботам матери. Чтобы дать выход чрезмерным эмоциям, малыш начинает капризничать и дразнить маму. Хороший отец в таком случае постарается найти другие формы развлечений, подходящие для возраста малыша.
Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями. Потребности ребенка в дополнительном общении в силах удовлетворить и другие члены семьи — старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Очень часто отчим или приемный отец способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его как своего собственного. Это возможно потому, что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая. К сожалению, часто случается и другое — родной отец не может установить контакт со своими детьми.
Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста имеет и другой, не менее важный аспект — поддержка и помощь матери. С этим также может прекрасно справиться приемный отец, но для него эта задача более трудная. Если по каким-то причинам она окажется невыполнимой, психологический удар, нанесенный матери, безусловно, отразится на ребенке.
Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включеных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это несвойственно для большинства современных отцов. Необходимо не забывать о том, что папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила:
Ковалёва Ирина Юрьевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
|
|
|