|
Обобщающий урок по разделу Фонетика
Урок – соревнование по русскому языку на тему:
«Обобщающий урок по разделу «Фонетика»
Методические рекомендации к проведению урока
Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучению довольно сложной темы, даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Урок – соревнование проводится около двух часов. Заранее класс делится на 3 команды. Каждая команда получает задание сочинить приветствие на лингвистическую тему; выбирает капитана. Из лучших учеников класса формируется жюри (3 человека). Перед уроком оформляется класс, определяется место каждой команды. Необходимо так рассадить учеников, чтобы они могли в короткое время обсудить ответ, быстро передать эстафету – ответ друг другу (т. е. по принципу «круглого стола»), чтобы все были в поле зрения учителя и жюри.
Для создания определенного микроклимата в течение урока подбирается соответствующая музыка. Музыка звучит и во время выполнения отдельных заданий.
Каждое задание оценивается определенной суммой баллов. Цена задания устанавливается учителем, сообщается перед выполнением каждого задания.
При подготовке к проведению такого урока целесообразно так распределить изучение нового материала:
Общая лекция по фонетике (2 ч.);
Практическая работа по фонетике: (разбор упражнений, заданий, уточнение теоретических понятий) (2 ч.);
Практическое занятие по теме «Образование звуков речи» с использованием соответствующих тем учебника (2 ч.);
Контрольная домашняя работа;
Урок – соревнование (2 ч.).
Уроки такого типа основываются на применение личностно – ориентированной технологии.
В центре внимания таких уроков – личность каждого ученика, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Система групповой организации позволяет наиболее объективно оценивать работу каждого ученика, а игровая форма урока формирует интерес и к предмету и к обучению вообще.
Тема урока: «Слог. Ударение. Образование звуков речи».
Цели урока:
- повторить изученное по разделу «Фонетика»;
- совершенствовать навыки фонетического разбора;
- формировать орфографическую культуру речи, орфографические навыки;
- формировать навыки оценки и самооценки;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- развивать речь, мышление;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать любовь к родному языку, активную жизненную позицию.
Оборудование: дидактические карточки с заданиями разного типа; жетоны с обозначенной темой; лингвистический словарь.
Ход урока:
1. Оглашение условий соревнования. Знакомство с жюри. (Команды выбирают лингвистические названия, эмблему, расшифровывают названия).
2. Приветствие команд.
(Жюри, оценивая конкурс, учитывает соблюдение условий этого конкурса: связь с лингвистикой, остроумие, жанр и стиль приветствия.
Учитель помогает жюри быть объективными в оценке.) (до 5 баллов).
3. Представление темы. Каждая команда тащит жетон с обозначенной темой.
Примерные темы: Слог. Ударение. Согласные звуки и их классификация.
На обсуждение вопроса внутри команды даётся от 5 до 7 минут. Отвечающий выбирается по жеребьёвке.
(Данное задание дает возможность широко использовать принцип взаимообучения.
За 3-5 минут каждый учащийся команды должен подготовиться к ответу с помощью тех членов команды, кто хорошо усвоил предназначенный материал. За это же время набрасывается план ответа. После прослушивания ответов команды – соперницы могут сделать добавления, внести исправления, замечания, за что получают дополнительные «очки».)
Конкурс оценивается до 5 «очков».
4. Эстафета.
Каждая команда получает чистый лист бумаги. По разрешению жюри начинается эстафета. Каждый участник команды должен написать на одной строчке двусложное слово, затем трёхсложное, разделить их на слоги, подчеркнуть, если есть, слог – слияние. Задание начинает выполнять капитан команды и далее по часовой стрелке.
(Такая организация работы позволяет не только оценить правильность выполнения задания всей командой, но и увидеть фактические задания и ошибки каждого игрока.
Оценка конкурса – 10 баллов (если десять строк).
Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительный балл. За каждую ошибку снимается 1 балл.)
5. Аукцион.
Привести примеры слов, где ударение
а) различает разные слова;
б) формы слова.
Назвать энклитики и проклитики в придуманных предложениях.
Аукцион слов, различающихся парными звонкими – глухими; твердыми мягкими согласными.
Аукцион слов с оглушением – озвончением
(Условия конкурса: побеждает команда, названная последней требуемое слово. Каждое задание оценивается в 1-2 балла.)
-
Команда, называющая первой слово, определяется жеребьевкой.
6. Конкурс «Кто больше».
Дать характеристику слога в словах: труд, лень, друг. (Слова командам достаются по жеребьевке (1 балл).
Вспомнить пословицы с этими и однокоренными словами. (Команды могут дополнить ответы соперников. За каждую пословицу 1 балл.).
Расставьте ударение:
Красивее
Столяр
Ступень
Случай
Верба
Средства
Ходатайство
Добыча
Ненависть
Алфавит
Партер
Портфель
Квартал
Магазин
Документ
Диспансер
Аргумент
(Каждый участник команды ставит ударение в слове и передает листок по часовой стрелке. Правильный ответ – 1 балл, 3 карточки с заданиями.)
Разбить слово на слоги. Дать характеристику слогов:
Сестра – столик – тайна.
(У доски по 1 человеку от каждой команды. Задание выполняется письменно. Оценивается жюри до 2-х баллов.)
7. Орфографическая эстафета.
а) Записать на доске слово с непроизносимой согласной и проверочное к нему. Согласную подчеркнуть.
(Задания выполняется цепочкой. Каждое правильное задание (пара слов) оценивается в 1 балл.)
б) Подчеркнуть мягкий согласный в слове:
Ущелье
Небо
Ветви
Кисти
Соль
Лейка
Ночь
Чашка
Ручка
Жюри
(Максимально – 10 баллов. За каждую ошибку снимается балл.)
8. Конкурс капитанов.
Определить звук по его характеристике. (Задание готовят соперники, 3 балла).
Загадать загадку, определить слово по характеристики звуков. (Загадки загадываются капитанам команды соперников, 3 балла).
Подведение итогов конкурса. (На этом этапе урока жюри объявляет общую сумму баллов каждой команды и называет команду победителей. Затем учитель выставляет оценки жюри. Далее каждой команде предлагается назвать по 5 лучших игроков и определить оценку их работы (можно и выразить свое мнение). Оценки, предложенные капитанам команд, обсуждаются участниками жюри и учителем. Выставляются в журнал. Затем учитель говорит ребятам, какие темы усвоены хорошо, а какие нужно повторить.)
|
|
|