|
Название проекта «Особенности одежды казаков»
Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков»
Тематика блока «Мир казачества»
Название проекта «Особенности одежды казаков »
Задачи:
-
Приобщать детей к истокам казачества, воспитывать патриотические чувства, любовь к народной культуре
Развивать умения и навыки исполнительской деятельности
Воспринимать и различать различные виды и формы одежды
Учить создавать и оформлять наглядные пособия
Вид проекта: групповой
Участники проекта: старшая группа
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 месяц
Взаимодействие: воспитатель – педагоги – родители – дети.
Чего хотим достигнуть:
- приобщать детей к родной культуре, ее истории
- знакомить детей с укладом и бытом казачества, его обычаями
- объяснить детям смысл обычаев и традиций наших предков
Работа с родителями:
- провели собрание, рассказали о цели проекта, его значении
- попросили родителей подготовить и подобрать материалы о видах одежды
- оказать помощь в создании газеты «Казачий мундир», подбор фото, иллюстрации
- посетить с детьми музей
- рассказать детям о казачьем быте и народном творчестве - участие детей соседней средней школы.
- составление пиктограммы «Воспитание казачат»
Содержание деятельности:
Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государства
Рассказать об одежде, ее видах и предназначении
Показать отличия одежды казака – воина и воина армии.
Атрибуты казака – воина, символика (конь, шашка и др.)
Рассматривание иллюстраций, фото
Рассказ о каждой детали одежды, ее особенностях,
Оформление одежды народными узорами
Посещение музея
Консультации для воспитателей, родителей, беседы.
Формы работы:
1. С детьми:
- Чтение художественной литературы,
- народные казачьи игры
- казачий фольклор,
- рассматривание фотографий,
- знакомство с видами одежды и ее значение.
- проведение творческого вечера.
2. С родителями:
- создание мини – музея
- оформление газеты
- подборка фото
- посещение музея
- участие в творческом вечере
3. Создание условий:
- уголок «казачий быт»
- иллюстрации по народной тематике
- выставка материала
- картотека «Одежда и быт казачества»
Модель проекта
Перспективный план работы
Тема
|
Цель
|
Задачи
|
Ход занятия
|
1. Невинномысск – бывшая казачья станица.
|
Учить слушать и задавать вопросы.
|
Воспитывать любовь к малой Родине, ее истокам.
|
Дать понятие «Станица», ее поселенцы, рассказать о городе. Почему из станицы он превратился в город.
|
2-4. Понятие казак воин и мирный житель.
|
Развивать интерес к истории предков, закреплять полученный знания.
|
Приобщать к истокам казачества.
|
Рассказать кто такие казаки, почему их так назвали, их образ жизни.
|
5-6. Воспитание казачат. Народные игры.
|
Развивать ловкость, память, уметь самостоятельно организовать игру, учить слушать.
|
Дать понятия, что казак это воин и мирный житель, казачонок – это будущий казак.
|
Рассказать, как воспитывали будущих казаков, как они помогали взрослым, их обязанности игры.
|
7. Одежда казака, удобна и практична.
|
Развивать внимание, мышление, учить рассказыванию.
|
Учить отличать казака по внешнему виду.
|
Рассмотреть фото казаков, отметить их внешний вид.
|
8. Создание газеты «Наше казачество» (аппликация)
|
Воспитывать умение аккуратно и ровно приклеивать, работать с салфеткой и кисточкой.
|
Продолжать приобщать детей к культуре и истокам казачества.
|
Вместе с детьми оформит газету. Отметить, что казаки умеют и отдыхать и служить Родине.
|
9-14. Знакомство с одеждой казака:
А) Обувь
Б) Шаровары
В) Рубашка – бешмет
Г) Черкесска
Д) Головной убор
Е) Бурка
|
Развивать память, речь.
|
Учить воспринимать разнообразие одежды, понимать ее названия.
|
Рассматривание предметов одежды.
Объяснение ее названия и различия видов.
|
15. Верный друг казака – конь
|
Воспитание любви к животным, вызвать желание заботиться о них, защищать.
|
Дать понятие что конь – это надежный помощник не только в бою, но и в быту.
|
Рассказать, что конь, это помощник и в быту (на нем перевозили грузы, работали в поле) и в бою (перевозили вещи казака, его самого, смело скакал в бой, погибал конь – это друг и товарищ воина)
|
16. Экскурсия с родителями в музей.
|
Развивать любознательность, развивать память и речь, учить задавать вопросы.
|
Познакомить детей с бытом казачества, рассмотреть предметы старины.
|
Вместе с родителями сводить детей в музей, показать предметы быта, одежды, рассказать о происхождении и назначении некоторых предметов.
|
17-18. Атрибуты казака:
Оружие
Серьги
|
Расширить кругозор детей об оружии, его видах. Развивать любознательность, память.
|
Знакомить с видами оружия, объяснить, почему казакам разрешали носить серьги
|
Познакомит детей с оружием казака (сабля, кинжал, ружье) для чего это необходимо.
Что такое серьга – для чего она, кто ее надевал.
|
19. Бабушкины посиделки (разучивание казачьих песен)
|
Развивать память, воспитывать гордость за наш народ.
|
Разучивание песен, объяснить понятия некоторых слов.
|
Разучить с детьми казачью песню.
|
Итог: презентация проекта.
|
Развивать речь, учить исполнительской деятельности.
|
Закрепить полученные детьми знания.
|
Подготовка и проведение итогового занятия.
|
«Одежда казака»
(презентация)
Воспитатель: Давно – давно для защиты нашей родины – России в Кубанских степях стали строить заставы. Это небольшие укрепления – пограничные поселки. Эти поселения назывались станицами. Одной из таких станиц была станица Невинномысская. А сейчас это город, в котором мы живем.
В этих станицах селились воины, защитники России. Но переселялись они семьями. Они выращивали скот, сеяли и убирали пшеницу, имели свою мельницу, мололи на ней муку. Имели свою кузню: сами делали для себя оружие (шашка, кинжал) и предметы быта (плуг, коса и др.). Сами делали глиняную посуду - были гончарами и ткачами- сами ткали полотно и шили одежду. Каждая станица славилась своими мастерами. Но всех их объединяло одно: если на станицу – заставу нападали враги, мужчины надевали свою военную одежду и вставали на защиту. Эти воины защитники и хлеборобы назывались казаками. Каждый воин имел свое оружие – это сабля кинжал, пика, своего коня, который был ему и другом и помощником. Надевали удобную прочную военную одежду. Эту одежду шили казачки. Про боевого друга – коня, нам сейчас расскажут дети
1-й ребенок:
Пред выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой. Пред отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье
Воспитатель: А сейчас поговорим об одежде:
2-й ребенок:
Все, что было необходимо казаку в бою и на отдыхе, он брал с собой. Все это складывалось в сумки, которые назывались переметные, и пристегивались к седлу коня. Обязательным предметом в одежде казака была бурка. Бурка, свалянная из шерсти овцы, защищала воина в степи от холода и дождя, служила постелью и одеялом, была очень удобной для езды на лошади.
Одежда казака была удобной и приспособленной для жизни и на войне и в мирное время. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Воспитатель: Одежда была различной и для боя и для праздников.
3-й ребенок: В бою казаки надевали мундир, широкие брюки, шинель, сапоги, фуражку. Зимой носили полушубок (короткая шуба, мехом вовнутрь), сапоги.
Праздничной одеждой была черкеска, бешмет, папаха, бурка, сапоги, шаровары, башлык.
Воспитатель: С собой в поход брали различное обмундирование
4-й ребенок Обмундирование состояло из одежды, вооружения и коня с седлом и вьюком. Вооружение – ружье, пороховница, мешочек для пуль, шашка с портупеей, кинжал, пика, дротики.
Вьюк, для хранения амуниции формировался вокруг седла. Состоял из кожаной седельной подушки с подпругой, переметных сумок, валика, кожаной пяты для держания пики при езде, кожаного чехла с дротиками. В седельной подушке укладывалось две пары белья, полотенце, носки и портянки.
Воспитатель: Что же находилось в переметных сумках воина?
5-й ребенок: В переметных сумах в левой - запасные брюки и гимнастерка, папаха, башлык, перчатки, кремень, сухие палочки для костра. В правой – котелок, кружка, ложка, нож, соль, сухари. Сумы вешались за заднюю луку седла. К луке пристегивался валик, состоящий из конской попоны, в которою заворачивался дождевик, бурка, конские принадлежности (тренога, веревка для привязи коня, скребница, запасные подковы и гвозди).
На ногах у казаков были обуты сапоги. Все это отличало казака от других солдат.
Воспитатель: А еще казакам разрешалось носить серьги. А для чего казаки носили серьги, нам также расскажут ребята
6-й ребенок: Но не каждый казак имел право их носить. В левом ухе серьга говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом, что он является последним мужчиной в роду. А если казак был единственным ребенком у своих родителей, то он носил серьгу и в левом, и в правом ухе.
В боях и военных походах их старались беречь. Это не означало, что серьга освобождает казака от опасностей. Они, как все, сражались на поле боя и переносили тяготы военных походов. Но остальные казаки старались их уберечь и, как могли, опекали. При выборе казаков для особо опасных заданий, окольцованных выводили из строя.
Воспитатель: В казачьих семьях детей называли казачатами. Вот мы сейчас, как казачата, поиграем в казачью народную игру.
Игра «Снежинки, ветер и мороз»
Воспитатель: Но будущие казаки – казачата не только играли, они еще и учились быть ловкими, смелыми, помогали дома мамам. Как они помогали, также расскажут дети.
7-й ребенок: Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелу. Эти подарки развешивались на стене, где лежала мама с младенцем. По истечению сорока дней, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что бы стать казаком надо уметь многое: быть ловким, смелым, добрым. Уметь выполнять домашнюю роботу, заботиться о старших (дедушках, бабушках) и младших (сестрах, братьях). Научиться управлять лошадью, любить её.
Сейчас наши казачата поиграют в игру «Ловишка в кругу».
А еще казачата должны быть веселыми и никогда не унывать, даже если им было очень трудно. Сейчас на отдыхе наши казачата споют веселую казачью песню: «Шел казак домой». (После песни дети маршем уходят.)
|
|
|