Главная страница

Название проекта «Особенности одежды казаков»


Скачать 93.04 Kb.
Название Название проекта «Особенности одежды казаков»
Дата 14.02.2016
Размер 93.04 Kb.
Тип Рассказ

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков»

Тематика блока «Мир казачества»

Название проекта «Особенности одежды казаков »
Задачи:

  • Приобщать детей к истокам казачества, воспитывать патриотические чувства, любовь к народной культуре

  • Развивать умения и навыки исполнительской деятельности

  • Воспринимать и различать различные виды и формы одежды

  • Учить создавать и оформлять наглядные пособия


Вид проекта: групповой
Участники проекта: старшая группа

Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 месяц

Взаимодействие: воспитатель – педагоги – родители – дети.
Чего хотим достигнуть:

- приобщать детей к родной культуре, ее истории

- знакомить детей с укладом и бытом казачества, его обычаями

- объяснить детям смысл обычаев и традиций наших предков

Работа с родителями:

- провели собрание, рассказали о цели проекта, его значении

- попросили родителей подготовить и подобрать материалы о видах одежды

- оказать помощь в создании газеты «Казачий мундир», подбор фото, иллюстрации

- посетить с детьми музей

- рассказать детям о казачьем быте и народном творчестве - участие детей соседней средней школы.

- составление пиктограммы «Воспитание казачат»
Содержание деятельности:

  1. Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государства

  2. Рассказать об одежде, ее видах и предназначении

  3. Показать отличия одежды казака – воина и воина армии.

  4. Атрибуты казака – воина, символика (конь, шашка и др.)

  5. Рассматривание иллюстраций, фото

  6. Рассказ о каждой детали одежды, ее особенностях,

  7. Оформление одежды народными узорами

  8. Посещение музея

  9. Консультации для воспитателей, родителей, беседы.


Формы работы:

1. С детьми:

- Чтение художественной литературы,

- народные казачьи игры

- казачий фольклор,

- рассматривание фотографий,

- знакомство с видами одежды и ее значение.

- проведение творческого вечера.

2. С родителями:

- создание мини – музея

- оформление газеты

- подборка фото

- посещение музея

- участие в творческом вечере

3. Создание условий:

- уголок «казачий быт»

- иллюстрации по народной тематике

- выставка материала

- картотека «Одежда и быт казачества»

Модель проекта


Перспективный план работы


Тема

Цель

Задачи

Ход занятия

1. Невинномысск – бывшая казачья станица.

Учить слушать и задавать вопросы.

Воспитывать любовь к малой Родине, ее истокам.

Дать понятие «Станица», ее поселенцы, рассказать о городе. Почему из станицы он превратился в город.

2-4. Понятие казак воин и мирный житель.

Развивать интерес к истории предков, закреплять полученный знания.

Приобщать к истокам казачества.

Рассказать кто такие казаки, почему их так назвали, их образ жизни.

5-6. Воспитание казачат. Народные игры.

Развивать ловкость, память, уметь самостоятельно организовать игру, учить слушать.

Дать понятия, что казак это воин и мирный житель, казачонок – это будущий казак.

Рассказать, как воспитывали будущих казаков, как они помогали взрослым, их обязанности игры.

7. Одежда казака, удобна и практична.

Развивать внимание, мышление, учить рассказыванию.

Учить отличать казака по внешнему виду.

Рассмотреть фото казаков, отметить их внешний вид.

8. Создание газеты «Наше казачество» (аппликация)

Воспитывать умение аккуратно и ровно приклеивать, работать с салфеткой и кисточкой.

Продолжать приобщать детей к культуре и истокам казачества.

Вместе с детьми оформит газету. Отметить, что казаки умеют и отдыхать и служить Родине.

9-14. Знакомство с одеждой казака:

А) Обувь

Б) Шаровары

В) Рубашка – бешмет

Г) Черкесска

Д) Головной убор

Е) Бурка

Развивать память, речь.

Учить воспринимать разнообразие одежды, понимать ее названия.

Рассматривание предметов одежды.

Объяснение ее названия и различия видов.

15. Верный друг казака – конь

Воспитание любви к животным, вызвать желание заботиться о них, защищать.

Дать понятие что конь – это надежный помощник не только в бою, но и в быту.

Рассказать, что конь, это помощник и в быту (на нем перевозили грузы, работали в поле) и в бою (перевозили вещи казака, его самого, смело скакал в бой, погибал конь – это друг и товарищ воина)

16. Экскурсия с родителями в музей.

Развивать любознательность, развивать память и речь, учить задавать вопросы.

Познакомить детей с бытом казачества, рассмотреть предметы старины.

Вместе с родителями сводить детей в музей, показать предметы быта, одежды, рассказать о происхождении и назначении некоторых предметов.

17-18. Атрибуты казака:

Оружие

Серьги

Расширить кругозор детей об оружии, его видах. Развивать любознательность, память.

Знакомить с видами оружия, объяснить, почему казакам разрешали носить серьги

Познакомит детей с оружием казака (сабля, кинжал, ружье) для чего это необходимо.

Что такое серьга – для чего она, кто ее надевал.

19. Бабушкины посиделки (разучивание казачьих песен)

Развивать память, воспитывать гордость за наш народ.

Разучивание песен, объяснить понятия некоторых слов.

Разучить с детьми казачью песню.

Итог: презентация проекта.

Развивать речь, учить исполнительской деятельности.

Закрепить полученные детьми знания.

Подготовка и проведение итогового занятия.



«Одежда казака»

(презентация)

Воспитатель: Давно – давно для защиты нашей родины – России в Кубанских степях стали строить заставы. Это небольшие укрепления – пограничные поселки. Эти поселения назывались станицами. Одной из таких станиц была станица Невинномысская. А сейчас это город, в котором мы живем.

В этих станицах селились воины, защитники России. Но переселялись они семьями. Они выращивали скот, сеяли и убирали пшеницу, имели свою мельницу, мололи на ней муку. Имели свою кузню: сами делали для себя оружие (шашка, кинжал) и предметы быта (плуг, коса и др.). Сами делали глиняную посуду - были гончарами и ткачами- сами ткали полотно и шили одежду. Каждая станица славилась своими мастерами. Но всех их объединяло одно: если на станицу – заставу нападали враги, мужчины надевали свою военную одежду и вставали на защиту. Эти воины защитники и хлеборобы назывались казаками. Каждый воин имел свое оружие – это сабля кинжал, пика, своего коня, который был ему и другом и помощником. Надевали удобную прочную военную одежду. Эту одежду шили казачки. Про боевого друга – коня, нам сейчас расскажут дети

1-й ребенок:

Пред выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне  и домой возвращайся с победой. Пред отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье

Воспитатель: А сейчас поговорим об одежде:

2-й ребенок:

Все, что было необходимо казаку в бою и на отдыхе, он брал с собой. Все это складывалось в сумки, которые назывались переметные, и пристегивались к седлу коня. Обязательным предметом в одежде казака была бурка. Бурка, свалянная из шерсти овцы, защищала воина в степи от холода и дождя, служила постелью и одеялом, была очень удобной для езды на лошади.

Одежда казака была удобной и приспособленной для жизни и на войне и в мирное время. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. 

Воспитатель: Одежда была различной и для боя и для праздников.

3-й ребенок: В бою казаки надевали мундир, широкие брюки, шинель, сапоги, фуражку. Зимой носили полушубок (короткая шуба, мехом вовнутрь), сапоги.

Праздничной одеждой была черкеска, бешмет, папаха, бурка, сапоги, шаровары, башлык.

Воспитатель: С собой в поход брали различное обмундирование

4-й ребенок Обмундирование состояло из одежды, вооружения и коня с седлом и вьюком. Вооружение – ружье, пороховница, мешочек для пуль, шашка с портупеей, кинжал, пика, дротики.

Вьюк, для хранения амуниции формировался вокруг седла. Состоял из кожаной седельной подушки с подпругой, переметных сумок, валика, кожаной пяты для держания пики при езде, кожаного чехла с дротиками. В седельной подушке укладывалось две пары белья, полотенце, носки и портянки.

Воспитатель: Что же находилось в переметных сумках воина?

5-й ребенок: В переметных сумах в левой - запасные брюки и гимнастерка, папаха, башлык, перчатки, кремень, сухие палочки для костра. В правой – котелок, кружка, ложка, нож, соль, сухари. Сумы вешались за заднюю луку седла. К луке пристегивался валик, состоящий из конской попоны, в которою заворачивался дождевик, бурка, конские принадлежности (тренога, веревка для привязи коня, скребница, запасные подковы и гвозди).

На ногах у казаков были обуты сапоги. Все это отличало казака от других солдат.

Воспитатель: А еще казакам разрешалось носить серьги. А для чего казаки носили серьги, нам также расскажут ребята

6-й ребенок: Но не каждый казак имел право их носить. В левом ухе серьга говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом, что он является последним мужчиной в роду. А если казак был единственным ребенком у своих родителей, то он носил серьгу и в левом, и в правом ухе.

В боях и военных походах их старались беречь. Это не означало, что серьга освобождает казака от опасностей. Они, как все, сражались на поле боя и переносили тяготы военных походов. Но остальные казаки старались их уберечь и, как могли, опекали. При выборе казаков для особо опасных заданий, окольцованных выводили из строя.

Воспитатель: В казачьих семьях детей называли казачатами. Вот мы сейчас, как казачата, поиграем в казачью народную игру.

Игра «Снежинки, ветер и мороз»

Воспитатель: Но будущие казаки – казачата не только играли, они еще и учились быть ловкими, смелыми, помогали дома мамам. Как они помогали, также расскажут дети.

7-й ребенок: Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелу. Эти подарки развешивались на стене, где лежала мама с младенцем. По истечению сорока дней, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали  меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что бы стать казаком надо уметь многое: быть ловким, смелым, добрым. Уметь выполнять домашнюю роботу, заботиться о старших (дедушках, бабушках) и младших (сестрах, братьях). Научиться управлять лошадью, любить её.

Сейчас наши казачата поиграют в игру «Ловишка в кругу».

А еще казачата должны быть веселыми и никогда не унывать, даже если им было очень трудно. Сейчас на отдыхе наши казачата споют веселую казачью песню: «Шел казак домой». (После песни дети маршем уходят.)