У: - Вы правильно отгадали все загадки. Посмотрите как много разных и непохожих друг на друга инструментов, но всё-таки между некоторыми из них есть что-то общее.
(инструменты перемещаются на экране и объединяются по группам)
- Что
общего у балалайки, скрипки и гитары? (ответы)
- Правильно, струны.
- А у дудочки, флейты и трубы? Правильно, чтобы они зазвучали, в них нужно дуть.
- НУ и барабан с ложками? Нужно ударить, чтобы появился звук.
Таким образом, музыкальные инструменты можно объединить по общим признакам на группы или семьи.
Существует три основных группы инструментов:
Струнные
Духовые
Ударные (схема на экране, записать в тетрадь)
- А откуда пришло такое деление? (работа с учебником, стр.46)
- Первым инструментом на земле был человеческий голос. Но потом наши предки заметили, что звук можно передавать не только голосом, а извлекать его с помощью различных предметов. Когда люди высекали огонь камнем о камень – поняли, что там можно и поддерживать ритм в танце. Натянутая тетива охотничьего лука помогала не только точно поразить цель, но и красиво звучала от прикосновения руки. А еще на охоте стали использовать призывные звуки морской раковины, а во время отдыха, вдыхая воздух в обычную тростинку – появлялись красивые звуки. Так сама природа разделила все инструменты на три семьи: струнные, духовые и ударные. Давайте послушаем звучание инструментов каждой группы.
Слушание: звучание основных групп инструментов
А теперь давайте выполним небольшие задания (выполняют задание парами, а затем на доске)
Задание № 1. Найди лишний инструмент.
Скрипка, балалайка, барабан, домбра
Флейта, гитара, труба, дудка
Ложки, барабан, бубен, арфа
Задание № 2. Собери название инструмента.
ЛБААЙЛАКА, ГАИТРА, АБАНРАБ, РТУБА, ИАНИПНО
Задание № 3. Распредели инструменты по группам.
Бубен, труба, скрипка, ложки, домбра, барабан
Задание №4. Узнай семью инструмента по звучанию (определить группу и вписать).
- Молодцы, с заданиями справились замечательно. И прежде, чем продолжить наше путешествие давайте сделаем небольшую зарядку.
Физминутка «Музыканты»
Мы сегодня музыканты (
поклоны головой)
Мы сегодня оркестранты
(поправить бабочку, поворачивая голову)
Сейчас пальцы разомнем
(разминаем пальцы)
Дружно мы играть начнем. (
потираем ладони)
Пианино зазвучало
(показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)
Барабаны застучали
(имитируем игру на барабане)
Скрипка – слева
(игра на скрипке на левой руке)
Скрипка – справа
(игра на скрипке на правой руке)
Зал захлопал
(хлопаем)
Крикнул «Браво!»
(поднять руки над головой)
- Замечательно! Садитесь. Давайте продолжим наше путешествие по миру музыкальных инструментов. У каждого народы сложились свои инструменты, некоторые из них вы хорошо знаете, а некоторые - очень и очень необычные. Об этих инструментах нам расскажут ребята.
Домбра —
казахский народный
двухструнный щипковый
музыкальный инструмент. Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами.
Одним из исконно русских народных инструментов считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и «балаканью». Имеет три струны.
Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в 17 веке. Со временем её видоизменяли, и сегодня бандура насчитывает 60 струн, когда изначально имела всего 7-9.
В Индии народный инструмент – ситар. Он появился в 18 веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7 основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Является важной частью культуры Индии.
Бразильский народный инструмент – это агого. Состоит из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку.
Панфлейта Пайсяо – древний китайский народный инструмент. Представляет собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке.
Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах.
Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный мешок, который, обычно, делается из телячьей или козьей шкуры. Имеет сверху одну трубку для наполнения меха воздухом и снизу одну, две или три игральные язычковыми трубки, служащими для создания многоголосия.
- Молодцы, ребята. Вы увидели, какие разные сложились у народов инструменты. Многие из них появились очень давно, но существуют и сегодня. Но время не стоит на месте, и люди продолжают изобретать всё новые инструменты, используя современные технологии. Познакомимся с удивительными инструментами, созданными сегодня.
AirPiano (воздушное пианино) - музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не
прикасаясь к самому инструменту, несколько движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты.
TENORI-ON – инновационный цифровой музыкальный инструмент. Представляет собой квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. С помощью нажатия кнопок создаётся «аудиокартинка» музыки.
ITar - этот необычный музыкальный инструмент представляет собой синтез кнопочного грифа и популярного планшета iPad. Эта необычная гитара может смело выполнять функции и других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса или клавишных, для которых запускаются специальные приложения.
Лазерная арфа - этот необычный музыкальный инструмент – современное воплощение классической арфы. Его не только надо слушать, но и видеть! Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только звучат они не от щипков, а от их перекрытия.
(просмотр видеозаписи игры на гитаре будущего и лазерной арфе)
- Ну как, ребята, вам понравились инструменты будущего? Очень красиво и зрелищно. А теперь небольшая игра на внимание.
Будут звучать различные инструменты, ваша задача – определить группу и показать руками как на этом инструменте играют. Кто показывает неправильно, выбывает из игры.
Игра «Узнай и покажи инструмент»
- Молодцы, вы очень внимательны и умеете услышать и представить инструмент.
- А теперь скажите, какой инструмент есть у каждого из нас и он всегда с собой? Правильно, это наш голос. Давайте и про него сегодня не забудем. Сделаем упражнения и споем песню.
4.
Вокальные упражнения.
5.
Исполнение песни «Звонкие голоса».
6.
Закрепление.
- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы побывали в интересном мире музыкальных инструментов и узнали много нового. А вот что вы запомнили, сейчас проверим. На экране появятся
изображения инструментов, а названия их будут внизу. Нужно правильно назвать каждый инструмент. Кто узнал инструмент, поднимает руку.
Задание «Назови инструмент»
7.
Итог урока. - Молодцы. Я вижу, что вы внимательно сегодня слушали и узнали много нового. Вашим домашним заданием будет нарисовать в тетради по одному инструменту каждой группы и придумать один свой инструмент. На следующих уроках мы с вами продолжим увлекательное путешествие по бескрайнему миру музыки.
Самоанализ урока музыки в 3 «Б» классе СШ № 8
Учитель музыки: Великодная Наталья Сергеевна
Тема: «Инструментальная семья»
Тип урока: углубление и расширение знаний
Цели урока: обобщение знаний об основных группах инструментов, знакомство с инструментами разных народов и современными инструментами.
Задачи:
Образовательные:
повторить ранее изученный материал (вокальная и инструментальная музыка, солист, ансамбль, оркестр);
-
в ходе урока познакомить с основными группами инструментов, историей их возникновения, инструментами разных народов и современными инструментами;
осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы;
расширять музыкальный кругозор учащихся.
Развивающие:
развивать общую музыкальность детей, простейшие исполнительские навыки в области пения, чувство ритма;
развивать музыкальный слух и музыкальную память;
развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное.
Воспитательные:
формировать заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий:
воспитание эмоционального восприятия звучания фрагментов музыкальных произведений.
Методы обучения: перцептивные (словесный, наглядный, практический), репродуктивный с элементами проблемно-поискового, методы контроля (устный и письменный).
Оборудование: - мультимедийная установка, музыкальный центр,
диск с музыкальными записями, карточки с заданиями.
Материал для слушания: фрагменты звучания инструментов
Видеоматериал: видеофрагменты игры на гитаре будущего и лазерной арфе.
Вторая четверть по программе в 3 классе посвящена изучению инструментальной музыки, которая начинается со знакомства с инструментами. Целями данного урока было обобщение знаний об основных группах инструментов, знакомство с инструментами разных народов и современными инструментами.
На протяжении всего урока комплексно решались поставленные цели. Для этого была выбрана рациональная структура и форма проведения урока.
В течение всего урока чередовались различные виды деятельности: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, слушание музыки, просмотр видеозаписей, пение песен.
Велась работа с наглядно-демонстрационным материалом: использовалась мультимедийная установка, демонстрировались изображения инструментов, использовался музыкальный центр при прослушивании звучания инструментов и при пении песен, использовалось фортепиано для вокальных упражнений.
Смена видов деятельности, использование игровых моментов, а так же доступность материала способствовала поддержке познавательного интереса в течение всего урока. Дети были работоспособны и активны, с заданиями дети справлялись быстро и без затруднений, а значит, поставленные перед уроком цели были достигнуты.
Разработка урока
по музыке в 3 классе
Учитель музыки СШ № 8
Великодная Н.С.