Главная страница

Народный праздник Масленица


Скачать 72.98 Kb.
Название Народный праздник Масленица
Дата 10.03.2016
Размер 72.98 Kb.
Тип План-конспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга»

по программе «Народное творчество»

1 год обучения


Педагог: Диканская Людмила Васильевна
Дата проведения: март
Тема: Народный праздник Масленица.
Цель: Приобщение обучающихся к традиционной народной культуре.
Задачи:

Образовательная: знакомство с традиционными элементами народного праздника
Развивающая: развитие творческой активности в деятельности по освоению традиционных элементов культуры
Воспитательная: воспитание детей в традициях отечественной народной культуры, духовно-нравственное совершенствование.
Тип занятий: Комбинированный урок: урок изучения нового материала в художественно-игровой форме.
Литература:

  1. «Обычаи, традиции, преемственность поколений», сост. Суханов И., М., 1976;

  2. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка», Я., Академия развития, 2005;

  3. Ищук В.В., Нагибина М.И., «Народные праздники», Я., Академия,К*, 2000;

  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-П, «Акцидент», 1997;

  5. Панфилов В.В., «По старому русскому обычаю», РАССКАЗОВЪ, М., 2003

  6. Петров В.М., Гришина Г.Н, Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Творческий центр СФЕРА, М., 1998.


Оборудование: магнитофон, скамейки, стол с самоваром блинами, баранками и пр., кукла «Масленица», реквизит – карусель, бубен, заготовки для изготовления кукол, нитки, жетоны.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

Продолжительность два часа.
1.Организационный момент – 5 минут

Приветствие, перекличка, знакомство с темой урока.
2.Основная часть – 40 минут

  • Вступление

  • Игра «Золотые ворота»

  • Первый день Масленицы (рассказ),

  • Второй день, (рассказ, игра «Ручеек»),

  • Третий день, (рассказ, загадки),

  • Четвертый день, (рассказ, изготовление куклы),

  • Пятый день, (рассказ, прослушивание песни),

  • Шестой день, (рассказ, игра «карусель»),

  • Седьмой день, (рассказ)


3.Перерыв. Подготовка к заключительной части урока – 10 мин.
4.Чаепитие - 25 минут
5.Подведение итогов – 10 минут

  • Домашнее задание. Подведение итогов. Выставление отметок


ПЛАН-СЦЕНАРИЙ
Педагог: Здравствуйте, ребята, давайте-ка посмотрим все ли пришли сегодня на наш урок?

(Перекличка)
Педагог: Сегодня у нас замечательный урок. Мы будем говорить о русском празднике «Масленица». Кто-нибудь знает этот праздник?

(Ответы детей)
Педагог: За долгую холодную зиму люди уставали от монотонной и безрадостной жизни и встречали весну по-настоящему празднично. Главный весенний праздник в России – Масленица – «закрывает» зимние обряды и гулянья. Справляется Масленица за семь недель до Пасхи – главного праздника христиан - и чаще приходится на период с конца февраля до начала марта. Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. И даже во времена, когда многие народные и религиозные праздники были забыты, люди с радостью собирались на торжественные проводы зимы и предавались масленичным удовольствиям и забавам.

(Выходят ребята из старшего класса, они

помогают педагогу и играют роли Скоморохов)
Скоморох: Эй, честной народ,

Не стой у ворот!

Ты не спи на пути,

Просим в гости зайти!
Скоморох: Спешите, проходите,

Времени осталось в обрез,

Ждут нас прибаутки,

Чудеса из чудес!
Скоморох: Народ собирается,

Праздник начинается!
Скоморох: Ты постой, мой друг-проказник,

А какой сегодня праздник?
Скоморох: Про то ребята наши знают,

Пусть они и отвечают.
(Ребята хором отвечают: «Масленица»)
Скоморох: Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

в игры русские играть.
Скоморох: Масленицу веселую открываем,

Веселье начинаем!

Заводи, честной народ,

Развеселый хоровод!
Педагог: Становитесь, ребята, в хоровод и поиграем в игру «Золотые ворота»
(Проходит игра «Золотые ворота»)
Золотые ворота

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!
Педагог: С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. А давайте вспомним дни недели.

(Дети отвечают. За каждый правильный

получают жетон в виде солнышка)
Педагог: Празднование совершалось по строго расписанному порядку. И каждый день недели имел свое название.

Итак – понедельник!

Его называли «Встреча»
Скоморох: Приезжай ко мне, Масленица, в гости,

На широкий двор:
Скоморох: На горах покататься,

С ребятами поиграться,

Сердцем потешиться!
Педагог: В этот день обычно возводили ледяные горы, катались на санях и горках, качались на качелях. А еще, встречаясь, приглашали друг друга в гости.
Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигались снежные городки.
Скоморох: А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широкий двор зазывали,

Да блинами заедали.

Скоморох: Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Педагог: Снова хочется опять

Нам ребята, поиграть!

(Проводится игра «Ручеек»)
Педагог: Третий день Масленицы – среда – «лакомка» («сладкоежка»). В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.
Скоморох: Ну-ка, милые ребятки,

Отгадайте-ка загадки.
Скоморох: На сковородку наливают,

Вчетверо сгибают. (блин)
Скоморох: Масляный, блестящий,

С корочкой хрустящей. (блин)
Скоморох: День прибывает,

Когда это бывает? (весной)
Скоморох: С последним сугробом проснулась она,

И первой траве улыбнулась… (весна)
Скоморох: В землю – крошки,

Из земли – лепешки. (зерно)

Педагог: Четвертый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
Скоморох: Масленица – пышка

На улицу вышла.
Скоморох: С горы покататься,

Снежками кидаться!
Педагог: В этот день обычно вывозили чучело из соломы на санях. И катали по всему городку. А мы сейчас попробуем сделать из этих заготовок маленькую куклу-Масленицу.

(Детям раздают заготовки для изготовления

маленьких кукол-Маслениц. Дети делают

кукол)
Педагог: Пусть эти маленькие куколки останутся у вас на память и будут вас оберегать.
Педагог: Пятница – тещины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам). А бабушки очень рады, что к ним в гости приходят все родственники и угощают все своими блинами. А скажите, ребята, на что похож круглый румяный блин?

(Дети отвечают: «На солнышко»)
Педагог: Правильно. А вот пословицы о пятом дне Масленицы.
Скоморох: Блин – символ солнца, счастливых браков и хороших детей.
Скоморох: Эх, блин, блин, блин,

Хорошо, что не один.
Педагог: А сейчас мы послушаем песню про блины.

(Звучит песня «Ой, блины, мои блины»)
Педагог: Суббота – золовкины посиделки. Золовка или молодая жена должна была пригласить в гости семью своего мужа и показать какая она хорошая хозяйка.

В этот день молодежь устаивала веселые посиделки с песнями и танцами. А затем шли гулять на улице и кататься на санях и каруселях.
Скоморох: Скоморох Гаврила

катает всех на диво!

Кому делать нечего,

Катает всех до вечера!
Скоморох: (Берет в руки реквизит «Карусель»,

приглашает детей покататься на

импровизированной карусели)

Еле, еле, еле, еле

Закрутились карусели…

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

ети держатся за ленточки карусели и бегут быстрей и быстрей)

Тише, тише, погодите,

Карусель остановите.
Педагог: В этот день обычно люди шли в храм, просили у всего «мира» прощения, затем возвращались к забавам. К вечеру вокруг чучела Масленицы затевались игры, песни, хороводы. Завершался праздник сожжением чучела.
Скоморох: А Масленица-то нас обманула!

Обманула, провела,

Годика не дожила,

Говорила семь недель,

А остался - один день!
Скоморох: Масленица догорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До Поста довела.
Педагог: До Поста довела… А в Пост полагалось не есть жирного и мясного, вести себя скромно и чинно. Это было время испытания и понимания - а хороший ли я человек?

Но Пост еще впереди, а сейчас…

Скоморох: Пожалуйста, друзья, дорогие,

Горячие блины для вас испечены!
Скоморох: Сдобные лепешки не лезут в окошко,

А горячие блины сами в рот просятся!
Педагог: Приглашаем всех за стол. Отведайте чаю с блинами и баранками.
(Чаепитие)
Педагог: Вот мы и узнали, что за праздник – Масленица. Запомнили сколько дней длится Масленица? Правильно – 7. А какой главный элемент Масленицы? Правильно – блины.

А что символизирует блин? Правильно – солнышко? Молодцы, ребята. А теперь домашнее задание. Сделать рисунок на тему: народный праздник Масленица. И подсчитаем полученные вами жетоны за правильные ответы.

(Подведение итогов. Выставление отметок.)

Педагог: Вы все сегодня молодцы. Надеюсь, что вам было интересно. И вы узнали много полезного. А я с нетерпением буду ждать ваши рисунки.