|
«На лесной полянке». Сюжетная аппликация
Тема: « На лесной полянке». Сюжетная аппликация.
Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной.
1)соблюдать правила безопасности при работе с ножницами, клеем;
2) закрепить умение детей вырезать предметы с помощью трафарета, тренировать вырезать мелкие предметы, развивать мелкую моторику рук;
3)учить детей работать группами и в парах;
4) развивать у детей воображение, наблюдательность, интерес к окружающему;
5) прививать любовь к природе и всему живому;
6) развивать у детей чувство ритма, композиции, эстетический вкус.
Развивающая среда:
Цветная бумага, бархатная бумага, картон,
шаблоны, простой карандаш, клей, кисти, вата, булавки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего занятия.
Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод.
Муравьи, едва подсохло,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоки
Починяют купола.
( Весна.)
1) Учитель загадывает загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
( Дети отгадывают).
( Заранее подготовленные дети читают стихотворения.)
Золотое солнце вышло,
Бродит по горам.
Галки подняли на крыше
Страшный тарарам.
Снег скользит по горным склонам,
Глыбой едет вниз.
Две сосульки с нежным звоном
С крыши сорвались.
Две синички что – то спели,
Воробьи галдят.
Мелодичный звон капели
Наполняет сад.
Стало в мире больше света,
Света и тепла.
Что случилось? Может, это
К нам весна пришла?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова.
2) Беседа учителя с детьми о весне.
Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку о весне, которая так и называется.
Весна.
Приступила к работе Весна – Красна. Не сразу взялась она за дело. Сначала призадумалась: какую бы ей картинку нарисовать?
Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый. « А дай – ка я разукрашу его по – своему, по - весеннему!»
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть – чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков.
Посреди луга уже зеленеет трава. Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлочек букашки и паучки. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу! И для каждой из них Весна – Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
По Г.Скребицкому.
2) Чтение стихотворения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Эти стихотворение написал замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.
2. Беседа учителя.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к лесовичку посмотреть, что же делается весной в лесу. Помните, зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. Сейчас в лесу всё изменилось.
Он и днём и в час ночной
охраняет лес родной
чтоб деревья не ломали
и зверей не обижали
в своём царствии лесном
он владеет волшебством
тех, кто лесу навредит
в пень тот час же превратит
справедливый старичок
старичок-лесовичок.
А для тех,кто любит лес
много у него чудес
- Чем удивляет нас весна вначале и чем радует в конце?
( Начинает таять снег, плачут сосульки, бегут ручьи. На деревьях набухают почки, а затем распускаются листочки. Из тёплых стран прилетают птицы и начинают вить гнёзда.)
- А сейчас закройте глазки и представьте, что вы очутились на лесной полянке.
( Звучит музыка А. Вивальди «Времена года».)
( Учитель вешает на доску полотно с деревом).
- Откройте глазки.
- Такую полянку вы себе представили?
(- Нет, мы представили весеннюю, яркую полянку, а эта скучная).
- А что же там было?... Подождите, я вам помогу. Отгадайте загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
( Солнце).
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
( Облака).
Без рук, без топорёнка построена избёнка.
( Гнездо).
Явился в жёлтой шубке-
Прощайте две скорлупки!
( Птенец).
- Вот теперь наша полянка больше похожа на весеннюю. Но это только наша фантазия. Давайте создадим с вами картину, где всё это можно увидеть.
-Вы готовы?
- Тогда вперёд!
-Что же нам понадобится?
( Дети называют: бумага, картон, клей, ножницы, простой карандаш, вата).
- Молодцы!
3. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
Про ножницы.
У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.
А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.
-А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)
Про клей.
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности , если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.
- Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)
Про бумагу.
Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.
4. Ребята, наша картина – это аппликация.
- Давайте вспомним, что же такое аппликация?
- Аппликация – это рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивание их на бумагу или другой материал. Аппликация бывает плоская и объёмная. Мы будем выполнять объёмную сюжетную аппликацию. Она будет состоять из нескольких предметов.
( Показ образцов: гнездо с птенцами, облака, солнце, трава и листья).
5. Планирование трудовой деятельности.
-Дети, работать будем группами и в парах.
1-ая группа: облака.
-На бархатную бумагу обводим облако по шаблону, затем аккуратно вырезаем. На облако сверху прикрепляем кусочки ваты.
Работа в парах: трава.
-Надрезаем полоску зелёной бумаги с одной стороны.
2-ая группа: листья из креповой бумаги.
- На креповую бумагу обводим по шаблону лист, затем вырезаем.
Работа в парах: солнце.
- На обратную сторону бархатной бумаги обводим круг, вырезаем. Отдельно вырезаем лучи.
3-ья группа: гнездо с птенцами.
- Обводим гнездо на обратной стороне коричневой бумаги и вырезаем.
- Обводим по шаблону птенцов на обратной стороне жёлтой бархатной бумаги, вырезаем. Отдельно вырезаем клюв и глазки. Затем аккуратно наклеиваем.
6. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась:
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась, на четыре – опустилась.
7. Практическая часть.
Самостоятельная работа детей.
( Учитель помогает детям в выполнении работы. Звучит музыка).
8. Сборка аппликации на полотне.
- Всё готово! Можно приступать к сборке нашей картины.
( Учитель собирает детали картины).
9. – Вот это да! Посмотрите, какая красота получилась!
Молодцы ребята, вы на славу постарались.
- Дорогие гости, дети очень старались подарить вам частичку весны и хорошее настроение. Спасибо всем!
10. Уборка рабочих мест.
|
|
|