Главная страница

Н. В. Ермакова


Скачать 286.79 Kb.
Название Н. В. Ермакова
Дата 16.02.2016
Размер 286.79 Kb.
Тип Реферат

Н.В.Ермакова



Интерактивная технология

обучения на основе схемных знаковых моделей учебного

материала при

изучении чувашского языка в национальной школе

д. Большие Атмени-2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава I. Теоретические основы  педагогических   технологий …………….12

1. Понятие « педагогическая   технология »……………………………..12

2. Сущность и структура  педагогической   технологии ………………..18

3. Особенности  технологии  обучения…………………………………24

Глава II. Методическая система  В . Ф .  Шаталова . Категории  технологии

интенсивного обучения………………………………………………..............31

1. Концептуальность образовательной модели  В . Ф .  Шаталова ……...33

2. Системность учебно-воспитательного процесса…………………...35

3. Управляемость учебно-воспитательным процессом ………………43

Заключение……………………………………………………………………...48

Список литературы………..…………………………………………………..50

Введение

В  настоящее время  в  России и в Чувашии идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение  в  мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями  в   педагогической  теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать  педагогические  проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей  педагогического  процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.  В  основу образовательной системы  в  качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека  в  их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования. Увеличивается роль науки  в  создании  педагогических   технологий , адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание " педагогической   технологии " как не просто исследования  в  сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости  педагогического  процесса и создании

инструментария для работы учителя – о  педагогической   технологии   в пе-дагогическом  процессе.

Как известно,   образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность  педагогическим  коллективам учебных заведений выбирать и конструировать  педагогический  процесс по любой модели, включая авторские.  В  этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики  в  повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и  технологий .

Несмотря на значительное количество работ, появившихся  в  последние десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегодня существует более 300 определений  педагогической   технологии . Нет единой точки зрения и на такие узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности  педагогической технологии , структура, технологические звенья и др.

Анализ показал, что  в   педагогической  теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднённым и,  в  связи с недостаточной разработанностью проблемы  педагогический   технологий , они не могут  в  полной мере повлиять на качество обучения и сам ход  педагогического  процесса.

Идея технологизации  педагогического  процесса не является чем-то новым

в  педагогике.  В  практике обучения также имеют хождение следующие термины: «образовательные  технологии », « технологии   в  обучении», « технологии   в  образовании» и др. Впервые термин « педагогическая   технология » появился  в  20- е годы ХХ века.

Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок

обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой при-

роды.  В  идеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий

педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и

радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью,

какую только можно достигнуть  в  подобном искусном инструменте» (11). Он

«желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не

могло не иметь успеха, как это бывает  в  хорошо сделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» (11). Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы поединым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всёможно было бы «преподавать единообразно».

«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться  педагогическим  инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (11).

Столь широкий интерес к проблеме вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направлению; другие озабочены состоянием образования и видят  в  технологизации очередную панацею от всех бед, третьи ( в  том числе и автор данной работы) считают, что технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач.

В  20-е годы XX  в термин « педагогическая   технология » используется  в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В .М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18).  В  это же время распространилось и другое понятие – « педагогическая  техника», которая  в  Педагогической  энциклопедии 30-х гг. была определена как совокупность

приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К  педагогической   технологии  было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В  40-50-х гг., когда началось внедрение  в  учебный процесс обучения технических средств, появился термин « технология  образования», который  в

последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО,  в  частности кино, радио, средств контроля, модифицировался  в  « педагогические  технологии ».

В  середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению  в   педагогической  печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования  в зависимости от уровня и результатов исследований  в  данной области  в различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).

Сторонники первого утверждали необходимость применения технических

средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели  в  том, чтобы повыситьэффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание  педагогических  идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства  в  обучении», второе возникшее чуть позже, как « технология  обучения» или « технология  учебного процесса».

К началу 70-х гг. была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого

условия, без которого «не работали» прогрессивные методики и формы обучения, а следовательно, и не могли быть достигнуты соответствующие качество и эффективность обучения. Подчеркну особо, что к середине 60-х и началу 70-х гг.  в  высокоразвитых капиталистических странах – США, Англии, Испании, Японии – уже издавались журналы по вопросам  педагогической технологии, а  в  дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (например, национальные советы по  педагогической   технологии   в  Великобритании и США).

В  1965 г.  в  АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и

технических средств обучения (понятие « технология »  в  это время не было принято по идеологическим соображениям), а  в  1973 г.  в  Венгрии –Государственный центр  технологии  обучения.  В  соглашении, заключенном с

ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра – изготовление новых современных материалов по  технологии  обучения и создание системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.

Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия « технология  обучения» и « педагогическая   технология » все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны  педагогической  технологии ; применение системного знания для решения практических задача и использование  в  учебном процессе технических устройств.

В  80-90-е гг. продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности совре- менного  педагогического  процесса, причем прослеживаются две тенденции: одни авторы стремятся к дальнейшей детализации понятия « педагогические  технологии » и его усложнению, другие – к упрощению, прибегая при этом к слишком обобщенным формулировкам.

Сегодня  в  среде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопрос о правомерности употребления термина " технология " применительно к преподаванию гуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждение связано с тем, что данное понятие принадлежало сфере материального производства. Исторически понятие  технология  возникло  в  связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.  Технология  включает также и искусство владения процессом,  в  результате чего персонализируется. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий.

В  настоящее время, несмотря на различные подходы к этому явлению, педагогические   технологии  рассматриваются как один из видов человековедческих  технологий  и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Таким образом, зарождение идеи  технологии   педагогического  процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса  в  различные области теоретической и практической деятельности. В  свою очередь, сторонники технологического подхода считают, что классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только почувствуют себя свободными от  педагогических  требований.

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили тему работы: «Интерактивная технология обучения на основе схемных знаковых моделей учебного материала при изучении чувашского языка в национальной школе».
Целью данной работы является анализ вышеназванной технологии в соответствии с критериями технологии  обучения.
Для достижения этой цели автор решает следующие задачи:

. раскрытие понятия, сущности и структуры  интерактивной  технологии ;

. уточнение понятия, сущности и критериев « технологии  обучения»;

. анализ образовательной модели     с точки зрения  технологии  обучения.
I. Теоретические основы  педагогических   технологий.

Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой» (23).

Перечислим основные определения педагогической технологии:

. это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату;

. это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;

. это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций;

. это описание, проект процесса формирования личности;

. это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;

. это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего развития педагогической науки.

Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико- методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Я определяю педагогическую технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.


2. Сущность и структура педагогической технологии

В основе этой педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии, предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.

Наиболее существенные признаки интерактивной технологии:

1. Интерактивная технология разрабатана под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

3. Интерактивной технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.

5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Классификационные параметры технологии


По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: толерантная
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.


Целевые ориентации

  • Формирование ЗУН.

• Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

• Ускоренное обучение (обучение за 5 лет в объеме средней школы).

Принципы

• многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;

• личностно-ориентированный подход;

• гуманизм (все дети талантливы);

• ученье без принуждения(главный принцип – здесь и сейчас!!!)

• бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

• соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания

• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов (см. таблицу )



  • Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков.

Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.

Основные принципы составления опорного конспекта:

. Лаконичность (300–400 печатных знаков).

. Структурность (4–5 связок, логических блоков).

. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов).

. Унификация печатных знаков.

. Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).

. Ассоциативность.

. Доступность воспроизведению.

. Цветовая наглядность и образность.

15.Чăваш чĕлхинчи пуплев пайĕсен грамматика категорийĕсен тата синтаксис паллисен таблици

Пуплев

пайĕсем


Грамматика

категорийĕ-сем

Хăй пĕлтерĕшлĕ пуплев пайĕсем

Пулăшу пĕлтерĕшлĕ

пуплев пайĕсем




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Япала

ячĕ

(ссылка)

Паллă

ячĕ

(ссылка)

Хисеп

ячĕ

(ссылка)

Место-

имени

(ссылка)

Глагол (ссылка)

Наре-

чи
(ссы-лка)

Евĕр.

сăм.
(ссы-лка)

Хыç

Сăмах
(ссы-лка)

Та-тăк
(ссылка)

Союз
(ссыл-ка)

Меж-

доме

ти








ин прич дееп




















































Н








-чĕ

-ччĕ






























































К.ф.





шут х.я.



сăпат,

таврăну




















































































(мĕнле,

епле)




















(пек,

евĕр)





















(мĕнле,

епле)









Халь

прич.



Тан.



Тан.

вăйлă






(пек,

евĕр)







































































































































Сăмах

тĕпĕ

Тĕп

падеж

Тĕп

степень

Шут

хисеп

ячĕ

Тĕп

падеж





















Тĕрев паллисен пĕлтерĕшĕсем




вĕçленÿ

вăхăт

хисеп

сăпат

Камăнлăх

форми

Палăрту

форми

степень

пайăр мар

Пайăр ят


форма

Накло-нени





















Тĕп

Камăнлăх

Пару

Вырăн

Туху

Пĕрлелĕх

Çуклăх

Пирке

Иртнĕ

Хальхи

Пулас

Пĕрреллĕ

Нумайлă

1с.-эпĕ

2с-эсĕ

3с-вăл

1с -ăм(-ĕм)

-ăр(-ĕр)

2с -у(-ÿ)

-ăр(-ĕр)

3с- -ĕ(-и)



-скер

Тĕп

Танлаш.

Вăйлă




Пурлă

Çуклă

Кăтарту

Хушу

Ĕмĕт

Килĕшÿ

































  • Кline 27роме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом, и т п.)

  • Средства выражения: рисунки, схемы, цвет, форма, буквы, цифры, шифры, слова, условные знаки, размер

  • Требования к оформлению: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал (тěрев палли) – ассоциативный символ (знак, слово, схема, и т д.) заменяющий некое смысловое значение.

«Начнем с самого простого: буква  в  слове – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но  в  том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них.

Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что  в  памяти каждого современного человека

хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при

необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов  в  радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур.

Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши

опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них – принцип ассоциации.

Особенности технологии

Блок теории



Блок практики



Главной заслугой этой технологии является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) — наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату — опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект ПРОЧТИ заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование — декодирование). запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение — фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; после письменной работы — громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта — необходимый этаж внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение — обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

Контроль, оценка. Автор решила проблему поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Она исключает эти конфликтные ситуации. Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, , метод цепочки, , поиск ошибок в книгах, урок опытов, удар «по мозгам, , поощрение подсказки, урок открытых мыслей, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.
Система по своему содержанию, как и система Шаталова, является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности она дает эффективные воспи-тательные результаты:

- каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

- возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих сил способностях;
Мотивация. Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не

одно поколение учителей, – развить ум ребенка, приохотить его к активному,

напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе.

- формируются ответственность, честность по отношению к себе.

Список литературы

1. Атутов П.Р.  Технология  и современное образование // Педагогика, 1996,

№ 2.

2. Беспалько  В .П. Слагаемые  педагогической   технологии . М.: Педагогика,

1989.

3. Бордовский Г.А., Извозчиков  В .А. // Педагогика, 1993 № 5.

4. Боголюбов  В .И. О тенденциях  в  развитии  педагогической   технологии  //

Иностранные языки  в  школе, 1994, № 6.

5. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982, 126 с.

6. Волков И.П. Много ли  в  школе талантов? М., Знание, 1989, 212 с.

7. Воспитание детей  в  школе. Новые подходы и новые  технологии  / Под ред.

Н.  В . Щурковой. М. 1998, 171 с.

8. Воспитательные  технологии . Методические рекомендации по проведению

курсов повышения квалификации работников образования / Сост.

Стефановская Т.А. Иркутск, 2002, 49с.

9. Глоссарий терминов по  технологии  образования. Париж, Юнеско, 1986.

10. Кларин М. В .  Технология  обучения: идеал и реальность. - Рига:

Эксперимент, 1996, 118 с.

11. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные  педагогические

сочинения. М, 1995, 375 с.

12. Краткий справочник по  педагогической   технологии  / Под ред. Н.  В .

Щурковой. М. 1997.

13. Маслова Н.П. Ноосферное образование. М., 2001, 230 с.

14. Монахов  В .М. Технологические основы проектирования и конструирования

учебного процесса. Волгоград, 1995, 146 с.

15. Назарова Т.С.  Педагогические   технологии : новый этап эволюции? //

Педагогика, 1997, № 3.

16. Нодель Феликс // «Знамя», 1998, № 5.

17.  Педагогическая  диагностика  в  школе / Под ред. Кочетова А.И. Минск,

1987, 94 с.

18.  Педагогическая  энциклопедия / Под ред. Давыдова  В . В . М., 1993.

19. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1996.

20. Селевко Г.К. Современные образовательные  технологии : Учеб. пособие.

М.: Народное образование., 1998, 286 с.

21. Сластёнин  В .А. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.

22. Смирнов С.А. Педагогика:  педагогические  теории, системы,  технологии .

М., 1999.

23. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998, 321 с.

24. Стефановская Т.А.  Технология  обучения педагогике  в  ВУЗе. М., 2000,

220 с.

25. Фрадкин  Ф .А. Гаврилин А. В .  Технология  формирования личности  в

рефлексологической педагогике // История пед. технологии . М., 1993,

стр.23-25.

26. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982.

27.  Шаталов   В . Ф . Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 1979.

28.  Шаталов   В . Ф .  Педагогическая  проза М., Просвещение, 1980.

29.  Шаталов   В . Ф . Точка опоры. М., Педагогика, 1987.

30.  Шаталов   В . Ф . и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.,

Просвещение, 1989.

31.  Шаталов   В . Ф . Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989.

32. Шейман В.М.  Технология  работы учителя физики. М., 1992.

33. Щуркова Н.В.  Педагогическая  технология как учебная дисциплина //

Педагогика, 1993, N 2, с.66-70.

34. Щуркова Н. В. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.

1994.

35. Щуркова Н. В. Новое воспитание. М. 2000.

36. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.

М.,1986, 211 с.