Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО
МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА,
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«СЛОВО - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»
Разработку составила
учитель русского языка
Ситянина Л. А.
Бирюсинск
Цели:
Пропаганда родного языка.
Воспитание уважения и любви к русскому языку.
Обогащение и развитие речи учащихся.
Ход вечера.
Песня «С чего начинается Родина…»
Чтец 1:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажешь боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь его.
А. Яшин
Ведущий 1:
Этим стихотворением замечательного русского поэта
А. Яшина мы открываем вечер, посвящённый Международному Дню родного языка «Слово- дело великое».
Чтец 2:
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В. Полторацкий «О терпеливый наш язык!»
Чтец 3:
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер «Есть слова – словно раны…»
Чтец 4:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе
И достаточно, в общем, серьёзно6
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М. Матусовский «Есть слова пострашнее…»
Чтец 1:
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
М. Лисянский «Добрые слова»
Ведущий 2:
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то, что в человек. Прежде всего необходим ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
Ведущий 3:
Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.
Ведущий 4:
Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Ведущий 1:
Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.
Ведущий 2:
Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.
Ведущий 3:
«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Ведущий 4:
В подтверждении этому можно привести такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки. Раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.
Ведущий 1:
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).
Ведущий 2:
Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова , придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
Ведущий 3:
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас?
Ведущий 1:
Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка и т. д.
Давайте вспомним прекрасное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы стихотворение А. С. Пушкина:
Гадом буду, не забуду:
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Ведущий 2:
Комментарии излишни.
Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».
Сценка 1.
Ученик 1: Привет!
Ученик 2: Привет!
Ученик 1: Всё? Отстрелялся?
Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.
Ученик 2: Ну, похиляли.
Сценка 2.
Ученик 1: Здравствуй, Коля!
Ученик 2: Здравствуй, Антон!
Ученик 1: Экзамен сдал?
Ученик 2: Да, всё хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.
Ученик 1: И мне тоже трудно даётся химия. Я получил «4». Но это потому, что не доучил.
Ученик 2: Ну, пойдём домой.
Ведущий 2:
Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так говорим.
Ведущий 3:
А вот как бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел – встал,
Сел – встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
Ведущий 4:
Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Ведущий 1:
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
Ведущий 2:
Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы вы узнаете из толкового словаря. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.
Ведущий 3:
Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай не ленись!
Ведущий 4:
И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Ведущий 1:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Ведущий 2:
Для всего в русском языке есть великое множество хороших и добрых слов.
Сейчас прозвучат слова о Родине, о ратном подвиге русского солдата, о том, что «никто не забыт и ничто не забыто», самые великие слова, самые глубокие…
Песня «Журавли».
Ведущий 3:
Начинаем конкурс чтецов.
(Представители от классов читают стихи).
Ведущий 4:
Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
|