|
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Теремок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 «Теремок»
Исполнители проекта:
Литвишко Марина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории;
дети старшей группы «Радуга»;
родители,
Пожидаева Анна Викторовна, музыкальный руководитель.
Вид проекта: творческо-информационный.
Срок реализации проекта: краткосрочный 15.04.2013 - 6.05.2013.
г.Семилуки 2013 г.
1этап. Целеполагание.
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Я решила познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.
Участники проекта: дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками. Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.
Задачи проекта:
и др.);
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре;
показать возможность творческой деятельности на практике;
воспитывать интерес к народному искусству.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
-
Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Формирование чувств национального достоинства.
Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний. Расширение кругозора детей.
Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
-
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
2этап. Разработки проекта.
1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов
о данной теме.
2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Составление тематического планирования мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта.
Раздел программы. Формы и методы работы
Центр игровой деятельности
Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк»,
Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Дом» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)
Игры-забавы «Займи место», «Катание яиц», «Пасхальное гнездышко», «Кто лишний?», «Где яички варятся? »
Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами»
Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».
Центр художественной деятельности ОО « Художественное творчество»
Раскрашивание яичек «Яичко не простое, а расписное»
«Солнышко – колоколнышко»
«Вербное воскресение»
«Пасхальное яйцо»
« Во поле береза стояла»
««Курочка и пасхальное яичко»»
«Веточки вербочки»
«Украсим яичко»
«Пасхальный кулич»
«Корзинка с пасхальными яичками»
ОО «Познпние» ФЭМП.
Дидактическая игра «Колумбово яйцо»
ОО «Познание».
Беседа о великом празднике Пасха.
Рассказ «Чудесное Вербное Воскресенье».
Беседа о видах яичного творчества славян (писанка, крашенка, крапонка, шкрябонка, травленка, малеванка)
Занятие на тему «Что такое Пасха?»
Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».
Посадка травки для оформления пасхального яйца.
ОО «Чтение художественной литературы»
Чтение «Легенда о Христовом жаворонке»
Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »
стихи о празднике Пасха.
Фольклорные произведения.
Опыты, эксперименты
Выращивание зерен пшеницы, ржи для оформления пасхального яйца (углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений).
Эксперименты с куриным яйцом
ОО «Речевое развитие»
Разучивание фольклорных песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе.
Заучивание стихотворения «Распушила ветки верба» Е. Шаламоновой
Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху»
ОО «Коммуникация»
Групповые дискуссии. Проблемные вопросы: что произойдёт с народом, если он забудет свою историю и традиции? Как сохранить русские игры, обычаи и традиции русского народа? »
Театрализованная деятельность Инсценировка сказки «Пасхальная сказка»
Раскрашивание раскрасок «Пасхальные раскраски»
Изготовление атрибутов для украшения зала
Работа с родителями
Папка-передвижка «Большое пасхальное путешествие. Как празднуют Пасху в разных странах мира»
Папка-ширма «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц»
Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»
Консультация «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции»
Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи? »
4 этап. Презентация проекта.
1. Музыкальное развлечение «Светлая Пасха».
2. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
3. Совместное творчество родителей и детей «Выставка пасхальных яиц».
5 этап. Определение задач для новых проектов.
Литература:
Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
|
|
|