Главная страница

Министерство образования и науки краснодарского края


Скачать 312.47 Kb.
Название Министерство образования и науки краснодарского края
Дата 05.03.2016
Размер 312.47 Kb.
Тип Документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА Г.ТИХОРЕЦКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

«Арт-терапия как инновационная технология при работе с детьми с нарушением слуха в дополнительном образовании»
Рекомендуется для учителей эстетического цикла и

педагогов дополнительного образования

общеобразовательных и коррекционных учебных заведений.

Автор Подлужная Ирина Николаевна

педагог дополнительного образования объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Радуга»


Объект исследования. Учащиеся объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества специальной (коррекционной) школы-интерната I, II вида

Предмет исследования. Эмоциональная сфера учащихся.

Гипотеза: Было предположено, что разработанная и внедрённая в воспитательный процесс школы-интерната методика арт-терапии средствами нетрадиционного рисования и куклотерапии позволит добиться положительного эффекта в улучшении эмоциональной сферы школьников.

Научная новизна: Проведённые занятия и их результаты заключаются в следующем: с целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы учащихся разработана методика, включающая в себя элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к творческому воображению посредством нетрадиционных методов рисования и куклотерапии.

Теоретическая значимость работы. Результаты проведённых работ дополняют теорию и методику развивающей работы с детьми, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при воспитании эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость работы. Разработана методика арт-терапии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, включающая в себя использование нетрадиционных средств развития, куклотерапии и коррекции эмоций.

Тезисы

Мое кредо - научить детей с тяжёлыми нарушениями слуха мечтать и фантазировать. Так научить, чтобы эти мечты жили с ними до самой старости.

Моя задача – при помощи арт-терапии помочь глухому ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого.

Сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, где "ведущий” сам ребёнок. Использование технологии «арт-терапии», в частности нетрадиционные способы рисования, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе обычных детей. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Моя цель - не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Дети - самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.

Занятия дополнительного образования в объединении изобразительного и декоративно-прикладного творчества - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка с глубоким нарушением слуха, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, творцом, создающим свой мир. Каждого человека, а особенно - ребенка, и тем более ребёнка с ограниченными возможностями здоровья радует созидание. Сделать что-то своими руками! Красивое, нужное - как это прекрасно!

На занятиях во внеклассной работе глухие дети приобщаются к миру фантазии, развивают художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Арт-терапию при работе с детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии. Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретные положительные результаты научных исследований. Термин «арт-терапия» впервые применил британский врач, художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Он обратил внимание, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоровливать. Пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности, как было ранее.

В настоящее время арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране - используется довольно широко. Она является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Существует и педагогическое направление арт-терапии ,задачи которой -развитие, коррекция, воспитание и социализация.

Основоположником российской школы арт-терапии можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

Последователь арт-терапевтической школы А.В. Копытина А. В. Гришина разработала программу развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и рекомендуется к использованию педагогами изобразительного искусства.

Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека, она не ставит своей целью сделать человека художником или артистом, а направлена на решение психологических проблем. В такой работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от возраста, и это не требует у него способностей к творчеству.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Каждый человек, будучи ребёнком, рисовал, лепил, играл, поэтому метод арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании и  не имеет каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми, где он выражает не только себя, но и больше узнаёт о других.

Наибольшее значение она имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья, они чаще всего очень сильно дезадаптированы, им не хватает общения. Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, которым сложно выразить свои мысли в словах. Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

Задачи арт-терапии:

  • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

  • адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

  • увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арт-терапия как вспомогательный метод);

  • обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

  • облегчение установления социальных контактов;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие самоконтроля;

  • повышение самооценки.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только со взрослыми, но и с маленькими детьми. Часто изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее актуально при работе с неслышащими детьми.

Мною разработана программа «Изо-терапия. Нетрадиционные способы рисования (для детей с нарушением слуха)», которая применялась при работе с детьми в школе-интернате I-II вида. (Приложение1)

Условия успешного проведения изотерапии
- Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и ффектности.
Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.
- Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Другим направлением, не менее интересным, является куклотерапия. В современном мире она сейчас приобретает наибольшую популярность, возрождая любовь к народному искусству, сохраняя традиции, если использовать в своей работе народную традиционную куклу. Искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

На Руси в куклы играли и девочки и мальчики, и, даже, цари. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочки. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали вертеть куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, прясть, вышивать, но кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Эти куклы не имели лица. Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить. Куклам приписывалось различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помогать хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Традиции сохранились и по сей день. В день свадьбы на автомобили обязательно крепят куколку в красивом наряде. Традиция зародилась давно — под дужкой упряжки свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, всегда сажали куколок — прообразы жениха и невесты. Так молодоженов берегли от сглаза. Когда у жены начинались роды, она в перерывах между схватками делала из лоскутков кукол — чтобы те оберегали ее и младенца, который собирается прийти в этот мир. Делались они без иголок и ножниц, чтобы жизнь будущего ребёнка была «не резаной и не колотой». Кукол клали в колыбельку или вешали над ней, чтобы эти обереги отводили от малыша на себя злые взгляды. Предки считали, что такие обереги повышают жизненную силу ребёнка. Ровно год жизни был отпущен оберегу по имени «12 лихорадок». Он состоял из 12 кукол, каждая из которых символизировала какую-нибудь болезнь. Его вешали на красной нитке над печкой. Хозяева верили, что куколки перетягивают на себя болезни домочадцев. Ровно через год талисманы торжественно сжигали и делали новые.
В старину одним из самых популярных оберегов была Кукла добрых вестей. Ее шили из разноцветных лоскутков и дарили дорогим сердцу людям. Верили, что куколка будет нести хозяевам дома только добрые вести, долгую и богатую жизнь. Она была залогом счастливого материнства и отцовства.

В старину, прежде чем начать делать куклу, выполняли свой ритуал: наводили в доме порядок, надевали чистую одежду, читали молитвы. Считалось, что куклу сможет сделать только добрый человек. Плохой сделать не сможет - у него не хватит терпения. «Когда творишь куклу – душа отдыхает, кукла меня лечит» - так говорили мастерицы, изготавливая куклу.

Люди изготавливали кукол с древнейших времён, их использовали в ритуалах, обрядах, празднествах. На протяжении столетий куклы как бы вбирали в себя обычаи и традиции той культуры и того народа, в котором они создавались. К счастью, традиция эта дошла до наших дней, и благодаря ей, мы можем прикоснуться к истории и традициям изготовления русской народной куклы. А через это к народной психотерапии, с помощью которой люди утешали, развлекали, подбадривали себя и находили новые ресурсы для жизни в условиях далеко не лёгкого крестьянского быта.

Русская тряпичная кукла в современном мире - это работа со скрытыми или скрываемыми проблемами, невысказанными обидами, комплексами и др. Создание таких кукол представляет собой процесс арт-терапии и выделяется в особое направление - куклотерапию.

Сейчас куклотерапия – это эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья. Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Издавна люди верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

Куклотерапия незаменима в лечении болезней. Есть специалисты, которые помогают заболевшему делать кукол из соли или глины. По убеждению арт-терапевтов, в процессе их создания болезнь человека перетекает в куклу. Чем серьезнее хворь, тем больше фигурок надо слепить. Феномен выздоровления ученые до сих пор объяснить не могут, но факт остается фактом — люди на самом деле избавляются от недомоганий. Вера — великая сила.
Примером таких эффективных кукол-врачевательниц — кукла-стригушка. Наши прабабушки, которые брали деток с собой в поле, делали их из стриженой травы. Часто использовали лекарственные травы. Эффект был двойным: малышу было с чем поиграть, а целебные растения прогоняли недомогания. Жевание определенного сбора трав убирало проблемы с пищеварением, режущимися зубками и другими напастями.
Одним из направлений куклотерапии является самостоятельное изготовление куклы. О том, что процесс творчества благотворно влияет на душевное здоровье, замечено давно. А одна из разновидностей целебного творчества – возможность почувствовать себя кукольных дел мастером.
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьезности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребенок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Многие люди испытывают прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. И они никуда не девают потом эту куклу - кукла становится их талисманом, помощником, кукла - радует.

Изготовление кукол даёт и детям и взрослым следующее:

- развивает мелкую моторику руки и пластику кисти,

- развивает способности к образному мышлению,

- учит концентрировать внимание,

- развивает очень редкое и обязательное для художника умение- выражать характер малыми средствами

Показания для применения метода «куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность;

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Развивающие занятия по куклотерапии ставят перед собой цель: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для развития его личности.
Куклотерапия при работе с детьми - это развитие терпения и мелкой моторики, изготовление игрушек приводит к росту самооценки и как следствие уверенности в себе и своих силах.

Куклотерапия в изготовлении русской традиционной обережной куклы - это обучение истории народа на практике, включение в процесс создания «своей личной» истории. Изготовление кукол, мотание ниток, приводит человека в состояние медитации, помогает расслабиться, отдохнуть, переключить внимание. Позволяет приобщать ребенка к созерцанию себя в работе, погружает в покой и удерживает в этом состоянии в течении долгого времени.

Является мощным отдыхом и антистрессом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно создавать ситуацию успеха, а при занятии в изготовлении кукол – это наиболее доступно. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Очень важно при работе с детьми такой категории начинать разговор с похвалы; обращать внимание на ошибки только косвенным образом; не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках; предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других; не приказывать, а задавать вопросы; выражать одобрение по поводу каждой удачи; создавать детям хорошую репутацию; постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой; добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

Необходимо создавать условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями, а в этом, как нельзя лучше, помогут занятия в творческих объединениях дополнительного образования, где позволяется раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок с ограниченными возможностями, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Приложение 1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА

Г. ТИХОРЕЦКА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Утверждено

Решением педагогического совета

ГБС(К)ОУ ШИ I-II вида г.Тихорецка

Протокол № 5 от 23.05.2014 года

Председатель__________С.В.Тесленко

АВТОРСКАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ»

(дополнительная общеразвивающая программа:

художественно-эстетическая)

кружка декоративно-прикладного и изобразительного искусства

«Радуга»

Возраст обучающихся 6-18 лет,

срок реализации – 2 года

Автор-составитель:

Подлужная Ирина Николаевна

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Нетрадиционные способы рисования» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению - специальной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – двухгодичной.

Программа апробирована на занятиях образцового детского коллектива ИЗО и ДПИ «Радуга». Данная программа подкреплена методической разработкой по теме «Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные способы рисования)» и её можно рекомендовать учителям и педагогам дополнительного образования в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы в школе.

Учебные группы создаются для учащихся одного возраста или разновозрастные, учитывая особенности и содержание группы, исходя из педагогической целесообразности.

Содержание программы нацелено на формирование развития воображения, на активизацию творческого мышления детей с тяжёлыми нарушениями слуха, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Также расширяет представления учащихся о синтезе применения различных художественных материалов в творческой работе, на развитие у школьников с нарушением слуха творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок с особым мировоззрением создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Программа носит инновационный характер, так как в процессе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей : кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. На занятиях используются игры и игровые приемы с красками и другими средствами изобразительной деятельности, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка с нарушением слуха творческую и познавательную активность, неординарный подход к синтезу материала. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Развивающая среда на занятиях предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

Представленная программа является специализированной, направленной на выявление и развитие способностей детей с тяжёлыми нарушениями слуха, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Программа направлена на развитие компетентности в синтезе применения нетрадиционных способов, формирование навыков на уровне практики.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с тяжёлыми нарушениями слуха, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В работе с детьми используется метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности детей с нарушением слуха, что немаловажно для дальнейшего развития детей данной категории.
Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому автором был разработан и систематизирован комплекс заданий для развития воображения.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить и фантазировать.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип интегративности (синтез искусств).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей с тяжёлыми нарушениями слуха в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Развить практически особенности развития творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями слуха посредством нетрадиционного рисования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — «ситуации успеха» и развивающего общения.
- Развивать творческие способности детей с нарушением слуха в ходе использования методов нетрадиционного рисования, используя различные изобразительные материалы и техники.

- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Обучать детей с тяжёлыми нарушениями слуха различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов изображения.

- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

- Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

- Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1(2) ГОДА ОБУЧЕНИЯ






Содержание учебных разделов


Содержание тем


Общее количество

часов

В том числе

теория

практика

1

Игра краской - кляксография

4

1

3

2

Техника выдувания

4

1

3

3

Рисование брызгами чернил

2

1

1

4

Волшебный рисунок

2

1

1

5

Пальцевая живопись

4

1

3

6

Рисование ладонью

2

1

1

7

Рисование мыльными пузырями

2

1

1

8

Радужное рисование


2

1

1

9

Рисование канцелярским клеем

2

1

1

10

Рисование сухой кистью

2

1

1

11

Рисование обеими руками

2

1

1

12

Ниткография

4

1

3

13

Водяная печать

4

1

3

14

Акватипия

4

1

3

15

Техника промывки

6

1

5

16

Техника печати

2

1

1

17

Монотипия

6

2

4

18

Рисование мятой бумагой

4

1

3

19

Эффект кракле

2

1

1

20

Рисование по-сырому

2

1

1

21

Энкаустика

4

1

3

22

Граттаж

4

1

3

23

Выставка. Презентация

2

1

2




ИТОГО

72








МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий

Данная программа рассчитана на два года. Реализация программы строится по двум ступеням обучения, для каждого ребенка прохождение которых осуществляется в индивидуальном темпе.

Первая ступень – познавательная, вторая - созидательная

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников с тяжёлыми нарушениями слуха искусством для формирования у учащихся познавательного интереса через развитие воображения посредством нетрадиционного подхода. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям с нарушением слуха дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей.

В процессе работы темы занятий, время, отведённое на определённую тему, может меняться педагогом в зависимости от общей успеваемости и творческой подготовленности воспитанников.

При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить "зрительское умение", оценить художественный труд.

Объединение может иметь свои внешние отличительные знаки: название, эмблему. Работа и достижения объединения отражаются на электронных и физических носителях в портфолио группы. Воспитанники с тяжёлым нарушением слуха участвуют в общественных делах учебного заведения, выполняют работу по подготовке к праздникам, фестивалям, выставкам. Принимают участие в международных, всероссийских, краевых и городских выставках. Объединение ИЗО и ДПИ «Радуга» носит звание «Образцовый детский коллектив».

Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым для организации трудовой деятельности воспитанников. Созданию творческой обстановки во многом способствует оформление класса. Рекомендуется размещать постоянную выставку, посвященную различным областям декоративно-прикладного искусства, а также действующие сменные тематические выставки.

Формы подведение итогов реализации программы «Нетрадиционные способы рисования» осуществляется в виде  краевых, всероссийских и международных конкурсов, а так же наличие портфолио, где предусматривается хранение работ, отчетов, грамот, благодарственных писем.

Подтверждение успешности реализации программы являются победы воспитанников с тяжёлым нарушением слуха в среде слышащих сверстников в краевых, Всероссийских конкурсах, а так же и в международных конкурсах и выставках.

ИЛЛЮСТРАТИВНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К

АВТОРСКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ»


Рисование обеими руками одновременно

Ребенок передает двумя карандашами симметричное изображение предмета одновременно.




Пальцевая живопись

Этот способ можно предлагать детям при использовании метода сотворчества. Дети дополняют предложенный педагогом сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец — разная краска)


Рисование ладонью

На ладонь наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение



Ннткография

Нить смачивается черной тушью и хаотично выкладывается на листе бумаги, один конец нити должен выходить за край листа Вторым листом накрываем заготовку и прижимаем левой рукой. Правой рукой осторожно вытягиваем свободный край.


3e8423b6



Монотипия (один оттиск)

1. Симметричная монотипия. Нанести на половине листа пятна краски, затем сложить лист пополам, развернуть и дорисовать полученное изображение.

8e70700945847961

2. Методом отлипа. На стекло хаотично наносится краска разных цветов, сверху накрывается листом бумаги, прижимается. Затем берётся край листа и поднимается. В зависимости, с какого края снимается лист, изображение изменяется.

cf35d8f1b1e25c3



3. Рисуется предмет на половине листа, сгибается лист пополам, плотно прижимаются его половинки, разворачиваются. При помощи такого приема легко объяснить детям законы симметрии.




cabbf416
Диатипия (два оттиска)

Краски наносятся тампоном на картон. Сверху накладывается лист бумаги, и на этом листе начинают рисовать. Рисуют карандашом, можно палочкой, и затем снимается верхний лист. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск — зеркальное повторение рисунка верхнего листа, с интересной фактурой и цветным фоном.

Лекальное рисование
При помощи лекал рисуются витиеватые линии, постепенно переходящие в задуманный образ. Затем контурный рисунок добавляется деталями и узорами.


Радужное рисование

На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется приманивание, получается «радужное примакивание»




Рисование мыльными пузырями

В стаканчиках развести цветной мыльный раствор. Трубочкой выдувать пузыри над поверхностью стакана и , прикладывая бумагу, делать цветные отпечатки


«Волшебная клякса»

На бумагу капается краска и трубочкой раздувается в разные стороны согласно задумке.



Рисование свечой, мылом

На чистом листе рисуется предмет (свечой или мылом), затем наносится фон, дополнительные детали по сюжету



Рисование канцелярским клеем

Клеем наносится изображение предмета или сюжета, дается время для подсыхания, затем наносится краска


Рисование сухой кистью

Тушь, гуашь наносятся на сухую кисть, часть краски убирается, и рисуется объект. Создаётся ощущение ворса или иголок.



БИБЛИОГРАФИЯ

1. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

Под редакцией Е.Г. Речицкой М, Владос 2005 г.

2. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Под редакцией Е.Г.Речицкой, Е.В.Пархалиной М. Владос 2003 г.

3. Педагогический вестник Кубани

(19)/2002 «Ребенок и игра» М.С. Деркач, Г.М.Бородина.

4. Сурдопедагогика.

Под редакцией Речицкой Е.Г. М., Владос 2004 г.

5. Развитие воображения у детей.

Субботина Л.Ю. Ярославль: Академия развития. 1996,

6. Изобразительная деятельность учащихся 4-6 классов с нарушением слуха

М.Ю. Pay «Просвещение» 1992 г.

7. С кисточкой и музыкой в ладошке...

Басина Н., Суслова О. М.:Линка Пресс, 1997. 144с.

8. Воображение и творчество в детском возрасте.

Выгодский Л.С. Просвещение, 1991

9. Понять понимание, почувствовать чувство...

Жернильская М. Обруч 1996. С. 19-21

10. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. М.: Просвещение, 1988.-190с.

11. Разбуди в ребенке волшебника.

Кравцова Е.Е. М.: Просвещение; Учебная литература 1996. 160с.

12. Развитие эмоционального мира детей.

Кряжева Н.Л. Ярославль. Академия развития, 1996. 208 с.

13. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества.
ЛуговыхН, МандрышкинаЛ. Дошкольное воспитание, 1998,-№6 с. 78-

14. Ступеньки к творчеству.

Мелик-Пашаев А.А, Новлянская З.Н. М.: 1987 15 О природе детского

рисования.