|
«Мы разные, но мы вместе»
Занятие для учащихся средней школы.
По теме: «Мы разные, но мы вместе».
Цель: развитие толерантного сознания.
Задачи: - воспитание чувства терпимости;
- развитие способности к сотрудничеству, умений договориться;
- стимулирование гуманных чувств и положительных эмоций у детей;
- развитие коммуникативных способностей.
Приветствие всех собравшихся. Введение в тему занятия.
Упражнение «Домино».
В центр круга выходит первый участник. Он говорит о себе, используя противоположности. Например,
- о том, что он любит, и что не любит;
- о том, что ему очень нравится, а что – нет;
- о том, чем он увлекается, а к какому занятию равнодушен…
Причем, одна рука играющего отвечает за позитивный настрой, другая – за негатив. Например, «Я очень люблю пить с друзьями чай (в сторону отводится правая рука) и не люблю, когда гости опаздывают к столу (в сторону раскрывается левая рука)».
Ведущий спрашивает: «Есть среди нас ребята, которые о себе могли бы сказать также? Если есть, то возьмитесь за ту руку, которая об этом заявила». Выходящий из группы ребенок берется за руку, а вторую руку протягивает в сторону, приглашая к себе кого-то из ребят со словами: «А я люблю, есть мороженое». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не встанут в цепочку. Ведущий обращает внимание детей на то, что хотя интересы у всех разные, мы оказались вместе, взявшись за руки.
Упражнение «Приветствие».
Ведущий заранее подготавливает листочки, на которых написано, как приветствуют люди друг друга в разных странах (на каждом – по одному приветствию). Участники по очереди должны это показать, а группа отгадывает. Если возникают затруднения, ведущий помогает, дает краткую справку.
Примеры приветствий:
Россия. Крепко обняться и три раза поцеловаться.
Германия. Встать близко друг к другу и крепко пожать руки.
Франция. 4 раза приложиться к щечке.
Аборигены. Потереться носами.
Восточные народы. Сложить руки определенным образом и поклониться.
Помахать рукой.
В «Ералаше» дети приветствуют друг друга ударом портфеля по голове.
Упражнение «Культурный словарь».
Показать, нарисовать и объяснить слова, которые связаны с понятием «толерантность».
Например :
Ненависть
Равенство
Расизм
Кавказцы
Предрассудок
Беженцы
Русские
Приём « Обнаружение противоречий».
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах «Инь» и «Янь». « Инь» - это темная, земная, пассивная, женская сила. «Янь» - светлая, небесная, активная, мужская сила. Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих начал.
Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой – либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, дня без ночи, мужчины без женщины, жизни без смерти… Можно предложить продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость.… Вновь этот ряд может завершить любой из вас.
При перечислении пар антонимов следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады. Обтекаемость формы монады и цветовой рисунок внутри неё говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество.
- Сегодня я люблю, а завтра ненавижу;
- в школе я пассивен, а на улице – активен;
- вчера я был здоров, а сегодня – болен;
-в прошлом году мне нравилась математика, а в этом биология;
- с другом я добр, а с предателем…
Можно предложить привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Всё течет, всё меняется. И в жизненных различных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение №1 «Камушек в ботинке»
У каждого человека имеется своё уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Можно предложить ребятам походить с камушками в ботинках и почувствовать, как это? А, затем поразмыслить и найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение №2 «Жемчужина в раковине».
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях.
Предлагается отыскать в себе, то, что является вашим наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Обсуждение.
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен. И счастлив то, кто сумеет отыскать, как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Упражнение №3 «Нарисуй свою монаду»
Ведущий просит всех участников разукрасить свою монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на чёрные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские.
Когда рисунки готовы, их раскладывают на общий стол. Ребята их рассматривают и приходят к выводу, насколько они разные и в тоже время их что- то объединяет, они и похожи тоже.
Далее обсуждение.
Заключительное упражнение «Толерантный комплимент».
Класс разделить на 3 группы. Работа в этих минигруппах. Время работы 5 минут.
Приколите лист бумаги на спину каждому ученику. Каждый берет ручку или фломастер и в течение 5 минут напишет что-нибудь позитивное у каждого на спине. Все надписи должны быть добрыми или комплиментарными. Например:
- Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.
- Мне нравится, как ты смеешься и шутишь.
- Ты здорово помогаешь другим людям.
- Ты миролюбивый человек.
По окончании пусть все снимут листы с надписями и прочитают, что там написано. Можно посоветовать ученикам, сохранить эти листы, чтобы перечитать их всякий раз, когда они сомневаются в себе, а можно прикрепить их на «Доску толерантности», но в любом случае отметить, какие качества упоминаются чаще всего – они есть самые необходимые для благополучия всех учеников.
|
|
|