Методика работы над теоретико-литературными понятиями
на уроках литературы и русского языка.
часть
5 класс
Фольклор, сказка, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы, басня, аллегория, баллада, литературная сказка, ритм, рифма, способы рифмовки, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация, фантастика, юмор, рассказ, портрет, пейзаж, сюжет, идея, повесть, антитеза, композиция, сказ, пьеса.
класс.
Обрядовый фольклор, пословица, поговорка, загадка, летопись, басня, аллегория, эпитет, метафора, композиция, стихотворное послание, антитеза, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пейзажная лирика, диалог, сказ, юмор, рассказ, сюжет, юмор, лирика, миф, легенда, новелла, притча.
класс.
Романтизм, реализм, типичное явление, литературная критика, драма, комедия, трагедия, конфликт, лирика, ода, элегия, композиция, фантастика, гротеск, эзопов язык, сатира, роман, роман-эпопея, внутренний монолог, психологизм, сказ, рассказ, ремарки.
класс.
Психологизм пейзажа, рассказ, сюжет, фабула, социально-философская драма, символизм, акмеизм, футуризм, тропы, фигуры речи, аллитерация, ассонанс, имажинизм, тоническое стихосложение, рифма, способы рифмовки, авторские неологизмы, строфа, лирический герой, роман-эпопея, элегия, прототип, новелла, бардовская песня, парадокс, внутренний монолог.
часть.
Начальное понимание терминов осуществляется через разные виды и формы работы. Основные методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, связь с жизнью.
ведение словарей в тетради
фронтальный опрос
индивидуальный опрос (словарные терминологические диктанты)
заполнение кроссвордов, составленных учителем и составление кроссвордов учащимися (содержание меняется и усложняется)
лексические диктанты (по толкованию определить термин)
образные определения, используемые в сказках….
стихотворение исторического содержания с острым напряжённым сюжетом….
события, описанные в произведении…
употребление слова в переносном значении….
добрый смех…
опорные рисунки, схемы:
Рассказ
Повесть
Роман
басня
Стихотворение
баллада
Пьесы
запоминание по фонетической ассоциации (дактиль – Дания,
амфибрахий – Афины, анапест – Ангара)
развитие творческого воображения:
- рисунки
- цитирование стихотворений :
Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?
Какого цвета ветер? Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета зима, весна и лето?
( А. Майков «Уходи, зима седая…»; «Золото, золото падает с неба…»;
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас словно жемчуг прыгал…
К. Симонов «Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди…»)
продолжение предложения (при изучении «сравнения») :
батарея похожа на…. (снег, горы, небо, облака, солнце и т. д).
-
проведение физминутки на закрепление «эпитета»: один учащийся выходит к доске, становится лицом к классу; другой рисует на доске предмет или записывает существительное, ребята называют признаки предмета (эпитеты), учащийся должен отгадать.
развитие творчества:
задаём разные способы рифмовки, составить четверостишия
(можно взять рифмы из стихотворений, которые будут изучаться на уроке:
……..сияет ……..пушистый
……..селом ……..кружится
……..сверкает ………тихо
…… огоньком ………ложится
карточки на соответствие: прилагательное или метафора:
часть. Развитие понятий на конкретных примерах.
К выше перечисленным методам добавляется исследовательский метод, так как анализ произведения предполагает овладение нормами и приёмами анализа, рассчитан на самостоятельность решения задач, поставленных перед учащимися.
из предложенных текстов (предложений) выписать изобразительные средства
установить соответствие: произведения и его жанр
использование клише для обучения анализу
в календарно-тематический план включены уроки-практикумы : обучение анализу (анализ стихотворения, анализ отрывка из произведения)
использование опорной схемы для анализа текста
-
домашние задания по интерпретации текстов
тестовые задания
во внеурочной деятельности работали над жанрами:
стихотворение, заметка.
|