Главная страница

«Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий»


Скачать 406.21 Kb.
Название «Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий»
Л.Н. Ворошилова
Дата 16.02.2016
Размер 406.21 Kb.
Тип Реферат

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум «Бийский»

Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий.

Опыт работы.

Автор: Л.Н. Ворошилова, преподаватель.

с. Первомайское 2004
Рецензия

на методическую разработку по обобщению опыта преподавателя с/х техникума «Бийский» Л.Н. Ворошиловой на тему: «Методика проведения дискуссионных воспитательных мероприятий».

Данная разработка представляет собой обобщенный опыт работы классного руководителя по проведению внеклассных мероприятий в нетрадиционной форме: дискуссия, круглый стол и решение ситуативных задач. К теоретическому обоснованию и описанию этих методов прилагаются сценарии классных часов по нравственно-правовому, профессиональному воспитанию студентов. Применение таких форм классных часов делает их интересными, способствует выработке у участников навыков творческого мышления, организаторских черт и самостоятельности в принятии решений. Предлагаются варианты ситуативных заданий, которые позволяют развивать ситуативное мышление у студентов. Представленные материалы могут быть использованы кл. руководителями и воспитателями общежития средних специальных учебных заведений.

Преподаватель:

Содержание.

1.Введение.

2.1.Дискуссия как метод внеклассной воспитательной работы.

2. «Круглые столы» (методика проведения).

3. Решение ситуативных задач. 4.3аключение.

3.Приложение.

1 .План проведения и сценария классного часа «Современный специалист, каков он?».

2.План проведения и сценарий классного часа на тему «Закон и поступок».

3.План проведения и сценарий классного часа на тему;

«Счастье семьи. В чем оно?».

4.План проведения и сценарий классного часа на тему «Отцы и дети».

4. Список использованной литературы

1.Введение.

Педагогической наукой и практической накоплен большой опыт воспитательной работы. Однако традиционные ее формы сегодня не дают ощутимых результатов. Работая с группой как классный руководитель, при проведении внеклассных мероприятий, я старалась использовать разные активные методы обучения и воспитания, при которых коренным образом меняется роль студента в учебно-воспитательном процессе. К таким формам можно отнести дискуссию, круглый стол, решение ситуативных задач. Сущность их заключается в том, что они ориентированы, прежде всего, на формирование у студента интереса к учебно-воспитательному процессу. Активные формы работы способствуют выработке у них навыков творческого мышления, организаторской работы и самостоятельности в принятии решений. При разработке сценариев классных часов я стремилась к максимальной активизации студентов через их участие в дискуссии или в решении заданий-ситуаций. В этой работе накоплен определённый опыт, которым я хочу поделиться с коллегами.

2.1 Дискуссия как метод

внеклассной

воспитательной работы.

Известная древняя мудрость "Истина рождается в споре" проверена веками. Именно через общение с другими людьми человек в состоянии обрести голос, определить собственное ведение, сказать то, что, до него никто наговорил. А если рядом с тобой умные, интересные люди, то и тот стереотипов хочется отойти. Наиболее интересно и эффективно проходит» Круглый стол", дискуссии, диспуты, встречи-диологи с интересными людьми, деловые или игровые элементы-решения в ситуативных задач. Дичкуссия-обсуждения какого-либо спорного вопроса или собраний, печати, частной беседе; спор В процессе организации дискуссии важно найти интересный предмет спора т.е. выбрать тему. При выборе тем необходимо учитывать, чтобы она была актуальной, < значимой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Существенной проблемой, возникающей в процессе подготовки дискуссии по выбранной ' теме, является разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. В формулировках вопросов:

могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения противоречащие фактам действительности, отличной от общепринятой трактовки. Подобные вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями.

В процессе подготовки разрабатывается сценарий дискуссии. Он, как правило, включает вводное слово Кл. руководителя (обоснование выбора данной темы; указания на ее актуальность; вопросы, вынесенные на обсуждение; приемы активизации слушателей, в нем так же определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения; уточняются ' условия спора; формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями; указываются какие технические средства будут использоваться в ходе дискуссии)

Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Сидящие должны знать заранее тему сбора, предложенную для обсуждения вопроса, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со, специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию. Всем предоставляется открытая трибуна, все хорошо слышат и видят друг друга (столы расставлены кругом). В ходе подготовки к дискуссии студенты приобретают навыки самостоятельной работы, логичного мышления, расширяют свой кругозор, учатся доказывать, вести спор, слушать других. Принципиальным является вопрос, кто должен вести дискуссию. Наиболее успешно она проходит, когда руководит обсуждением специалист по данной проблеме. Он глубоко ее знает, верно, оценивает четкость, достоверность доводов, правильность в решении спорных вопросов. Однако роль ведущего, при соответствующей подготовке, может быть поручена наиболее грамотному и эрудированному студенту-старшекласснику.

Обязанности руководителя дискуссии состоят в следующем:

- Начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме

- Приглашает присутствующих высказать свое мнение

- Предоставляет слово желающим выступить

- Активно содействует естественному развитию обсуждения

Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждения темы.

Необходимо иметь в виду, что выступления участников дискуссии имеют определенные особенности. Полемисты должны уметь разграничивать общее для спорящих и разделяющее их.. Сначала нужно кратко указать на то, с чем согласны, затем по пунктам и

возможности точно сформировать те положения, которые ызывают несогласия. Важно, чтобы выступающие высказали свою точку зрения, то, что они думают по тому или иному вопросу, а не то, что от них хотят услышать. Существенным элементом дискуссии является ее критический разбор. Подводятся итоги,

анализируются выводы, к которым подошли участники спора, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций, по конкретным вопросам темы спора. Чтобы выяснить позиции большинства студентов можно проводить анкетирование, по обсуждаемой теме.
2. «КРУГЛЫЕ СТОЛЫ» (МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ)

Такая форма эффективнее используется в работе со студентами старших курсов, у которых имеется уже определенный багаж знаний, умений и навыков. Проведение «круглых СТОЛОВ» воспитанию у студентов культуры общения, накоплению знаний по той или иной теме, выражению мыслей в более свободной, раскрепощенной форме, побуждению к активному обогащению своего внутреннего мира, расширению кругозора Участнику «Круглого стола» по очереди

высказываются по проблеме, предложенной для обсуждения, определяют свою точку зрения, дополняют друг друга. Желательно перед каждым участником поставить таблички с необходимыми данными. Во многом успех зависит от искусства ведущего, который должен уметь организовать живую беседу, столкнуть противоположные мнения. Поэтому участников встреч ищут заранее.

Вторая часть «Круглого стола» посвящается ответам специалиста на вопросы студентов, большинство из которых собирается заранее, и дается участникам встреч задолго до нее - Студенты знают, что интересующее их не останется без ответа - «Круглый стол» может сопровождаться и стихийно возникающим дискуссиями, то дает проведение « Круглого стола»? Во-первых, возможность студентам проверить ' свой уровень развития. Во-вторых, разнообразие форм работы. В-третьих, в проведении «Круглых СТОЛОВ» происходит большое сближение спрашивающего и отвечающего. В четвертых, идет подготовка студентов к активной деятельности: не только активно спрашивать, но и активно отвечать.

3.РЕШЕНИЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ.

С различными ситуациями в жизни, в общественных отношениях молодые люди встречаются повседневно. Но ситуативное мышление у большинства из них слабо, развито. Заметны их несамостоятельность, не оперативность принятия решений, недостаток жизненного опыта, культур общения, отсутствие знаний, необходимых для верного решения проблемных ситуаций. И тогда возникают конфликты. Когда же в человеке вырабатывается умение быстро и правильно найти решение, то все происходит наоборот: разрешаются благополучно конфликты, развиваются основные свойства личности, повышается культура общения. Полезно моделировать различные ситуации и развивать в студентах мышление, умение обсуждать проблемы, находить оптимальные решения.
Основную творческую нагрузку для подготовки кл. часа испытывает кл. руководитель, т.к. только он, с его образованием и опытом, способен наиболее эффективно определить структуру и содержание мероприятия, формы привлечения студентов.

Кл. руководитель также может прогнозировать результаты, учитывать интеллектуальный уровень группы студентов и их психолого-педагогические особенности. Кл. руководитель должен:

- продумать цели, которые должны быть реализованы

- выбрать форму проведения заседания клуба: игра, практические задания

- выбрать метод проведения: коллективная мыслительная деятельность студентов в микро группах (КМД). дискуссия, словесная дуэль, индивидуальные доклады

- подготовить ведущих

- подготовить алгоритм деятельности всех участников кл. часа и дозировку времени

- провести заседание группы, где обсудить структуру, нормы взаимодействия

Группа студентов делится на микро коллективы (МК) по количеству разработанных заданий-ситуаций, которые предлагаются для обсуждения в МК. Ведущий во вступительном слове приветствует участников и ставит цели. Арбитраж (судейский микро коллектив) производит оценку результатов, имеет право на свои мнения по заданию-ситуации, на дополнительный вопрос к МК студентов, нашедших решение ситуации. Микро коллективы при решении ЗС работают в режиме КМД по алгоритму, предложенному в соответствии с нормой времени. Задание-ситуация, выбранная представителем МК, из карточек на столе, оглашается всей группе. По истечению нормы времени представитель МК оглашает решение ситуации и защищает этот результат перед всей группой. Любой студент вправе задать свой вопрос защищавшемуся МК, но он должен иметь при этом свой вариант ответа. Арбитраж по 10-бальной шкале оценивает решение ситуации МК и её деятельность по итогам защиты результата. Представитель арбитража даёт анализ и комментарий к этой оценки. Во время дискуссии главной нормой взаимодействия всех участников является соблюдение правил ведения дискуссии и этики взаимоотношений, а их несоблюдение влияет на дальнейшую оценку. В заключении кл. руководитель обязательно проводит рефлексию, т.е. анализирует эффективность проведённого мероприятия сложившиеся впечатления о нём. Вопросы рефлексии могут быть такими:

- ваши впечатления о классном часе

- что вы взяли для себя из этого мероприятия?

- какие достоинства (недостатки) имеет это мероприятие?
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данные методические рекомендации есть попытка найти новые формы и методы воспитания, формирования личности молодого человека. Они затрагивают лишь 3 основные формы проведения внеклассных мероприятий.

Дискуссия, "Круглый стол" и решение ситуативных задач наряду с существующими и другими активными формами воспитания (пресс-конференции, деловые игры и пр.) Проводимые внеклассные мероприятия в форме дискуссии, "Круглого стола" или решения ситуативных задач имели высокую оценку со стороны присутствующих коллег-кл. руководителей. Далее приводятся сценарии некоторых из них, которые могут быть использованы кл. руководителями, воспитателями общежития, органами самоуправления средних специальных учебных заведений.

III. Приложение
1. План проведения кл. часа.

Тема: Современный специалист. Каков он?

Методическая цель: Развитие навыков коллективной мыслительной деятельности.

Цели: - Сформулировать основные требования к специалисту с/х производства;

- Создать модель выпускника техникума, соответствующую понятию "хороший современный специалист ".

Форма проведения: Спор-клуб.

Метод: Дискуссия.

Оформление и оборудование: а) Лозунг: Современный преподаватель должен обладать:

- высокими профессиональными знаниями

- практическим опытом работы

- умением работать с людьми

б) Выставка литературы по заданной теме.

Ход кл. часа:

1. Вступительное слово кл. руководителя (объявляет тему кл. часа и ставит перед собравшимися цели дискуссии).

2. План сценария кл. часа:

а) обращение ведущих к участникам дискуссии

б) представление гостей кл. часа

в) диспут (обмен мнений за "круглым столом ")

3. Заключительное слово кл. руководителя.

Ход кл. часа

1 в: Мы начинаем кл. час на тему: "Современный специалист. Каков он"?

2 в: Первыми древнейшими профессиями человека были охота, скотоводство, земледелие. Первый его труд был крестьянский, с него началось человечество, главнейшим он остаётся и сегодня.

1 в: Земля-кормилица. В мудрых этих словах заключена извечная любовь народа к земле. Он делит с ней радость и горе, он живёт и трудится на ней, поёт о ней песни, слагает стихи. Бережно держит он землю в своих руках, отдаёт ей силу мускулов, расчётливость разума, долю души и сердца. И за всё она платит ему старицей: дарит сочный корм его стадам, прохладную тень его дому, сладкий пирог к его столу.

2 в: Кладёт семена в ухоженную землю старательный труженик, кропотливо взращивает почвы, сберегая от горячих ветров и сорной травы, не давая погибнуть от жажды, голода и болезней, и земля, многократно приумножив семена, возвращает их щедрым урожаем: "Бери человек наше с тобой богатство, ты заслужил его".

1 в: С землёй тесно связан труд людей многих профессий: агронома, тракториста, комбайнёра. В том числе и профессия техника - механика с/х производства, который может быть сам и не обрабатывает землю, но делает всё самое необходимое, чтобы её обрабатывали другие люди.

2 в: В квалификационной характеристике специалиста со средним специальным образованием по специальности техник - механик говорится: "Техник - механик подготавливается для работы в колхозах, совхозах и других с/х предприятиях, а также в хозрасчётных, подрядных и арендных коллективах в качестве специалиста, руководителя (организатора) и исполнителя технологических операций по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машинно-транспортного парка; эксплуатации, ремонту оборудования в животноводстве и кормоприготовлении.

1 в: Техник - механик может занимать должности механика, механика по ремонту оборудования, мастера по эксплуатации и ремонту машин и механизмов, техника по механизации трудоёмких процессов, по эксплуатации и ремонту оборудования и, другие соответствующие его квалификации, а так же рабочие места, подлежащие замещению специалистами со средним специальным образованием.

2 в: Специалист должен уметь творчески оценивать общественные явления, активно участвовать в реализации задач, стоящих перед страной в условиях радикальной экономической реформы, кардинальной перестройки политической системы и демократизации общественной жизни. Сочетать идейную убеждённость с высокой нравственностью и культурой. Быть воспитанным в духе патриотизма и интернационализма, товарищества и коллективизма, ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.


1 в: Он должен обладать способностью к взаимодействию в трудном коллективе, чувствами профессионального достоинства и социальной ответственности за качество и результаты

труда, убежденностью в необходимости проведения в жизнь принципов социальной справедливости.

2 в: Чтобы считать себя представителями этой профессии, надо пройти специальную подготовку, обладать многими теоретическими знаниями, набраться опыта, приобрести определённые умения и навыки.

1 в: Мы живём сегодня в сложном противоречивом мире, в котором господствует рынок и рыночные отношения. Рынок предъявляет особые конкретные требования к профессии, хорошему специалисту.

2 в: На западе формированию добросовестного отношения к труду сопутствует рейтинговая система оценки успеваемости, рейтинг аттестатов и дипломов: какие места по успехам в учёбе ты занимаешь в группе, в выпуске. Если первые - то работодатели сами будут тебя искать. Если средние - работу тебе придётся искать самому. Если же ты тянешься "в хвосте", на приличную работу рассчитывать не придётся.

1 в: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о современных требованиях к специалисту с/х производства.

2 в: В итоге нашего разговора должна получится модель выпускника техникума, соответствующая понятию "хороший современный специалист".

1 в: У нас в гостях сегодня:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2в: итак, начинаем. Каждой малой группе предложен вопрос, на который она должна дать аргументированный ответ. Можно ответить на вопросы другой группы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

1. Почему ты выбрал профессию техника-механика?

2. Какими качествами, на ваш взгляд, характеризуется понятие хороший современный специалист?

3. Назовите пути, ведущие студента к приобретению статуса современного специалиста.

4. Помогает ли общественная работа в техникуме в становлении специалиста среднего звена.

ВОПРОСЫ К СПЕЦИАЛИСТАМ:

1. Когда впервые решили посвятить себя сельскому хозяйству? Как сложился ваш профессиональный путь?

2.Какие большие трудности встречает молодой специалист на производстве.

3.Каковы перспективы трудоустройства выпускников техникума (проблемы. льготы).

4.Каковы на ваш взгляд, перспективы развития с/х-ва в ближайшем будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Классный час был интересен и для студентов, и для гостей. Во время дискуссии шёл серьёзный разговор о проблемах современного сельского хозяйства, о требованиях к молодому специалисту-выпускнику техникума. Студенты высказывали свои представления и мысли по поводу их будущего, профессионального пути, с удовольствием слушали приглашённых практиков-профессионалов: механика гаража с/х техникума "Бийский" и начальника Бийского районного сельскохозяйственного управления, которые из своего сложившегося жизненного опыта делились конкретными трёбованиями к современному хорошему специалисту с/х производства. В итоге сложилась модель выпускника, которому должен соответствовать каждый студент: хорошие глубокие знания по профессии, умение работать и ладить с людьми, высокие нравственные личностные качества и т.д. Поэтому каждый студент должен пересматривать своё отношение к учёбе и участию в общественной жизни техникума, что является залогом формирования хорошего специалиста-профессионала.

Список использованных источников и литературы.

1. Журнал "Среднее специальное образование".

2. Уткин. Профессия менеджер.

3. Климов Е.А. "Человек и профессия". Лен. издательство, 1976 г.

4. Ф.В. Зиновьев " Труд руководителя с/х предприятия, М., Агром. издательство, 1985 г.

5. Л. Бархова. "Авторитетная личность", М., "Знание", 1985 г.

6. Ю.И. Чичев "Профессия - сельский механизатор", М., "Просвещение", 1988 г.

7. Е.С. Жариков "Вступающему в должность", М., "Знание", 1985 г.

8. Ю.А. Анкудимов "Хозяйственный руководитель и методы работы", М., "Экономика", 1988

9. Е.И. Холостова "Руководитель в с/х", М., "Знание", 1990

10. Специально-психологический практикум, Барнаул, 1990.

2. ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ

"ЗАКОН И ПОСТУПОК".

Цели:

Развить навыки коллективно-мыслительной деятельности и оперативности ситуативного

мышления

Прививать навыки дискуссии

Воспитывать нетерпимость к злу, правонарушениям, стремления к законопослушанию.

Форма: Спор-клуб

Тип: КМД

Метод: Дискуссии

Оснащённость:

1) Лозунг: "Поведение - это зеркало в котором каждый показывает своё лицо" (Г.Гёте)

2) Видеофильм "По ту сторону"

3) Выставка литературы по правовой тематике.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

1. Вступительное слово ведущих - 10 мин.

1 а. Сообщение целей классного часа

1 б. Ознакомление с содержанием деятельности, методами и средствами проведения клуба, системой

взаимодействия участников и кл. часа.

2. Деление на МК по 4-5 человек - 2, 3 мин.

3. Работа по решению заданий - ситуаций.

3 а. Выбор заданий - ситуаций (карточки с ЗС у ведущего, лидер МК их получают) 2 мин.

3 б. Обсуждение ситуаций, выбор решения МК 5 мин.

3 в. Защита решения ситуации МК (ведущий собирает результаты анкетирования во время

дискуссии).

3 г. Оценка и юридическая консультация арбитражем ЗС.

Примечание: Если вопросы ответы не совсем устраивают членов арбитража для выведения оценки, то они, как и ведущий, имеют право предложить МК свои вопросы. Можно обратиться к группе и путём голосования определить, какой МК решил задание более рационально.

4. Заключительное слово ведущего.

4 а. Общая оценка и пожелания арбитража группе.

4 б. Просмотр в/ф "По ту сторону".

4 в. Обзор литературы по правовой тематике (библиотека).

4 г. Рефлексия кл. часа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (сценарий)

1) 1 ведущий (1в). Мы собрались сегодня на кл. час "Закон и поступок", который проводят студенты 2 курса. Целями нашего мероприятия являются развитие навыков коллективно-мыслительной деятельности и оперативности ситуативного мышления и знакомство с законами, регулирующими наше поведение.

2 в. С различными ситуациями в жизни, в общественных и межличностных отношениях, где действуют право и мораль, мы встречаемся повседневно.

1 в. Но у большинства из нас ситуативное мышление развито слабо. Заметны несамостоятельность, не оперативность принятия решений, недостаток жизненного опыта, отсутствие правовых знаний, необходимых для верного решения проблемных ситуаций.

2 в. И тогда возникают конфликты, большие и малые беды. Когда же в человеке вырабатывается умение быстро и правильно найти решение ситуации в соответствии с действующими законами, то всё происходит наоборот: разрешаются благополучно конфликты, человек обретает уверенность в себе.

1 в. И вот сегодня, моделируя различные ситуации по правовой тематике, мы будем развивать своё мышление, умение находить наиболее приемлемое, достойное, эффективное решение. Познакомимся с законами, регулирующими нашу жизнь в обществе.

2 в. На кл. часе присутствуют студенты 2 курса, Бякин И.В. - инспектор ГИБДД и Савкина Г.А. -заместитель прокурора Бийского района.

1 в. Группа студентов поделена на микро коллективы: МК 1, МК 2, МК 3, МК 4. Они должны прочитать задание - ситуацию в МК, обдумать её. Каждый член МК готовит предложение по решению ситуации. Затем находится общее, наиболее приемлемое решение, которое защищается. Время обсуждения - 5 мин.

2 в: Организован арбитраж в составе:_____________________________________________

Он должен заслушать задание - ситуацию, решение МК, обсудить качество защиты и оптимальность решения ситуации, подвести правовую базу и оценит деятельность МК по десятибалльной системе, объяснить и аргументировать результаты. Присутствующие студенты тоже могут вмешаться в процесс обсуждения, могут задавать вопрос и высказывать своё мнение.

1 в: Кл. час ведём мы, ведущие:

Будем следить за соблюдением правил дискуссии, порядком ведения спор клуба.

2 в: Итак начинаем: Лидерам МК получить задание и дальше работаем по составленным алгоритмам.

2) Работа с МК 1, МК 2, МК 3, МК 4. (спор клуб, активная дискуссия)

3) 2 в: Заключительное слово по ходу дискуссии предлагается гл. арбитру:______________________________________________________________________

1 в: Немецкий поэт и мыслитель сказал: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо".

2 в: Внутренний мир человека проявляется через его практические дела поступки.
1 в: Социология показывает, что большинство преступников малообразованные граждане с низким нравственным уровнем развития. Они не в состоянии понять общественное значение своего преступления.

2 в: Надо совершенствовать себя не только в знаниях по профессии, но и стремиться овладевать всеми достижениями, выработанными человечеством.

1 в: Надо знать, ценить и уважать закон, всем и каждому, чтобы не оказаться по ту сторону общества, вместе с героями фильма, фрагмент из которого мы предлагаем вам посмотреть.

2 в: Вдумайтесь в их рассказы, всмотритесь в эти лица. Они тоже были когда-то студентами, простыми ребятами.

4) Просмотр отрывка из видеофильма "По ту сторону".

5) 1 в: Я призываю вас против того,

Кто к целям идёт по ступеням обмана,

И против того, для кого

Ничего нет выше "святых интересов кармана".

2 в: Я против тех, кто безобразно

ведёт себя В общественном месте,

в автобусах, дома, Кто ходит на грани меж

злом и добром, Рискуя споткнуться и пасть ежечасно.

1 в: Я против пьяниц, невежд, подлецов, Безудержных хамов И кротких мошенниц. Я против того, кто считает себя Царём и единственным смыслом природы.

2 в: Я призываю вас против тех,

У кого за душой одно равнодушье, как рыба немое. Кто мимо людей незаметно прошёл, Во имя любимого с детства покоя.

1 в: Работники библиотеки подготовили небольшой обзор литературы по правовой тематике. Слово предоставляется: _________________________________________________________

6) Рефлексия (вопросы задают ведущие группы студентов).

а) Ваше впечатление о кл. часе.

б) Что вы взяли для себя из этого мероприятия?

в) Какие достоинства и недостатки имеет это мероприятие?

г) Желаете ли вы ещё раз провести подобный кл. час?

2 в: Кл. час закончен, всем спасибо!

Литература

Методические рекомендации учебно-методического центра среднего специального образования по кл. час "Развиваем ситуативное мышление", М. ,1994г.
Информационный блок (приложения) Приложение 1.

ВОПРОСЫ АНОНИМНОЙ АНКЕТЫ.

(проводятся в группах 2 курса до проведения кл. часа, обрабатываются и её результаты, приводятся ведущими в ходе дискуссии).

1. Отбирали ли у вас когда-нибудь стипендию?

2. Позволяете ли вы себе ездить на мотоцикле без водительского удостоверения?

3. Курили ли вы когда-нибудь наркотическую травку?

Приложение 2.

Задание-ситуация №1.

Трое незнакомых наглых, здоровых, уверенных в себе хулиганов, предлагают вам и вашему однокурснику отдать и все наличные деньги, имеющиеся у вас после получения стипендии. Ваше решение ситуации (наиболее приемлемое, достойное, эффективное).

Алгоритм работы в МК 1;

1) Обсуждение ситуации (5 мин.)

2) Выбор оптимального решения ситуации (1 мин.)

3) Оглашение представителем МК решения ситуации, защита его.

Вопросы к МК 1.

1) Почему среди нас встречаются такие наглые молодцы, стремящиеся, не работая, жить за наш счёт?

2) Что важнее для вашего поведения в такой ситуации: ваша физическая сила или быстрота ситуативного мышления?

3) Что вы знаете о законах, пресекающих подобные преступные действия?

Задание-ситуация №2.

На ваших глазах грабят вашего товарища (отбирают куртку или стипендию). Ваши действия? (Найдите решение ситуации наиболее приемлемое, достойное, эффективное).

Алгоритм работы в МК 2:

1) Обсуждение ситуации (5 мин.)

2) Выбор оптимального решения ситуации (1 мин.)

3) Оглашение представителем МК решения ситуации, защита его.

Вопросы к МК 2.

1) Как вы думаете, надо ли вмешиваться в ситуацию, если это не касается вас лично?

2) Может ли считаться криминалом ваше неучастие в ситуации (если вы не поможете)

3) Существуют ли законы, по которым можно наказать человека за то, что он не оказал содействие, помощь пострадавшему?

Задание-ситуация №3

Иванов следовал на личном мотоцикле по улице посёлка. Управлял мотоциклом, не имея водительского удостоверения и навыков вождения. Совершил наезд на идущего по обочине пешехода. С места происшествия постарался скрыться. Как должен был поступить Иванов? (ваше решение ситуации наиболее приемлемое, достойное, эффективное).

Алгоритм работы в МК 3.

1) Обсуждение ситуации (5 мин.)

2) Выбор оптимального решения ситуации (1 мин.)

3) Оглашение представителем МК решение ситуации, защита его.
Вопросы к МК 3.

1) В чём вы видите опасность управления транспортным средством без водительского удостоверения или в состоянии алкогольного опьянения?

2) Что вы знаете о законах пресекающих подобные преступные деяния?

3) Имеем ли мы моральное право оставлять человека, нуждающегося в нашей помощи без своего участия?

Задание-ситуация №4.

Сидоров оказался случайно на квартире своего знакомого в компании ребят, которые употребляли

наркотики. Они предложили уколоться и ему...

Как быть Сидорову? (ваше решение ситуации наиболее приемлемое, достойное, эффективное).

Алгоритм работы в МК 4.

1) Обсуждение ситуации (5 мин.)

2) Выбор оптимального решения ситуации (1 мин.)

3) Оглашение представителем МК решения ситуации, защита его.

Вопросы к МК 4.

1) Употребление наркотиков это преступление перед обществом или перед собой?

2) Почему люди употребляют наркотики?

3) Что вы знаете о законах, связанных с употреблением наркотиков?

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ

«СЧАСТЬЕ СЕМЬИ. В ЧЁМ ОНО?»

в группе 319м.

Цели:

- Развивать навыки коллективно - мысленной деятельности.

- Прививать навыки дискуссии.

- Воспитывать ответственное отношение к семье, уважение к нравственным ценностям в вопросах укрепления семьи.

Форма: Спор-клубъ

Тип: КМД

Метод: Дискуссии

Оформление и оборудование:

1) Лозунг: «Счастливые браки редко бывают результатом случайности: они являются следствием сознательного творчества - в том смысле, что разумно и обдуманно планируются»

(амер. доктор Баттерфилд)

2) «Удачный брак - это нечто гораздо больше, чем умение найти подходящего человека, это и способность самому быть таким человеком» (Леланд Фостер Вид)

3) Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой:

Правило 1: Не нужно придираться.

Правило 2: Не пытайтесь переделать свою супругу (а).

Правило 3: Не критикуйте.

Правило 4: Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.

Правило 5: Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

Правило 6: Будьте предупредительны.

Правило 7: Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. (Дейл Карнеги)

4) Выставка литературы по вопросам семейно - брачных отношений
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

I. Вступительное слово ведущих.

1.1. Приветствие и сообщение целей классного часа.

1.2. Ознакомление с содержанием деятельности, методами и средствами проведения спор-клуба.

II. Обсуждение проблем семейно - брачных отношений участниками дискуссии.

2.1. Обсуждение и высказывание мнений студентами.

2.2. Обсуждение и высказывание мнений «гостями».

2.3. Выводы ведущих.

III. Психологический практикум - решение заданий-ситуаций в МК (микроколлективах).

3.1. Обсуждение ситуаций, выбор решения.

3.2. Защита решения ситуации МК.

3.3. Рекомендации психолога
IV.Обзор литературы по вопросам семейного воспитания.

V. Заключительное слово ведущих.

4.1. Общая оценка и пожелания

4.2. Рефлексия классного часа.

ХОД КЛАСНОГО ЧАСА «СЧАСТЬЕ СЕМЬИ. В ЧЁМ ОНО?» (сценарий)

1В: Мы собрались сегодня на открытый классный час «Счастья семьи. В чём оно?», который проводят студенты Ш курса. Мы рассмотрим и обсудим проблемы семейного счастья и неудавшихся браков, порассуждаем вместе о том, что каждый из нас может и должен сделать для счастья и благополучия своей семьи (настоящей и будущей). Обратим внимание и постараемся понять роль нравственных ценностей в укреплении семейных отношений.

2В: На классном часе присутствуют студенты III курса 319м, 317м групп и наши гости с IV курса.

1В: В нашем спорт - клубе должна пройти активная дискуссия по заданным вопросам. С ними ребята познакомились заранее и у них, наверное, уже есть своё мнение по каждому из них.

2В: Гостей мы приглашаем не случайно. Это студенты у которых уже есть опыт семейной жизни. Очень интересна точка зрения присутствующих

1В: Мы попробуем решить задания - ситуации из психологического практикума и познакомимся с советами психолога.

2В: Таков план нашей встречи сегодня. Её ведём мы...

2В: Семья. Как много сегодня ведётся споров о ней на страницах газет и журналов. Какие разные, подчас прямо противоположные мнения высказываются.

1В: Те, кому она дала счастье, горячо ратуют за семью, предлагают возможные пути её укрепления.

2В: Но есть и другие. Они утверждают, что институт семьи ныне устарел, а постепенно отомрёт вообще.

1В: И всё же семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй у каждого из нас близкие и дорогие сердцу понятия, как добро, уют, дом, мать.

2В: Семья даёт опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудится, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Хорошая, крепкая семья была и остаётся источником духовных сил человека. В ней он получает нравственную закалку.

1В: Один известный спортсмен на вопрос корреспондента, не собирается ли он жениться, ответил снисходительно: «С этим успеется. Ведь жениться это несколько проще, чем стать чемпионом».

2В: А между тем жизнь не скупится на примеры, доказывающие, что создать крепкую хорошую семью куда сложнее, чем стать чемпионом, поступить учиться или защитить диссертацию.

1В: Именно создать семью, а не жениться или выйти замуж. Что же необходимо знать и делать, чтобы семейная жизнь была счастливой?

Далее дискуссия;

Вопросы дискуссии, (для ведущих)

1) В какое время лучше создавать семью: когда пришла любовь или когда, помимо взаимного чувства, налицо определённая крепкая материальная база? А) брак по расчёту. Что стоит сегодня за этим понятием? Ваши отношения к нему? (анкета)
Б) Можно ли стать счастливым в браке, не обладая привлекательной внешностью?

В помощь ведущему: 1В: Жениться на девушке лишь потому, что она симпатичная, то же самое, что купить себе на рынке ненужную вещь только потому, что она привлекла ваше внимание.

2В: Сократа спросили: «Что делать, чтобы любовь с первого взгляда не принесла бед?» Он ответил:

«Внимательно посмотрите во второй раз».

1В: По мнению социологов, избранника лучше всего ждать 1,5 года. Дизраэли сказал: «Возможно я совершил много ошибок, но я никогда не женюсь по любви!»

2) 2В: Можно дать советы:

1) В первую очередь не спешить! Статистика говорит: Самые нестойкие браки - ранние, в 18-20 лет! («Семь раз отмерь - один отрежь»).

2) Чтобы хорошо выбрать, надо иметь из чего выбирать (наиболее удачно складываются браки у тех, кто с юности имел широкий круг общения, будь то спорт секции, туристские группы, клубы по интересам).

2) Почему «испытание первенцем» становится порой не по плечу молодым родителям? Недостатки собственного воспитания, материальные трудности, легкомыслие, молодость. А) Когда оптимально появление ребёнка - в 1-ый год супружества или спустя время, когда окрепнет материальная база семьи. Как вы считаете

Ведущий - итог анкеты !!!

3) Какую роль в жизни молодой семьи играют взаимоотношения со старшими, с родителями?

A) с кем жить: с родителями или отдельно?

Б) нужно ли копировать опыт родительской семьи?

B) могут ли родители вмешиваться в ваши отношения и образ жизни

4) наверное, вообще не ссориться нельзя. Но можно ссориться так, чтобы не обижать друг друга. Как вы думаете: что является частой причиной ссоры в семье: а) хозяйственные работы, быт?

б) не соблюдение общих правил поведения (не знание норм этикета).

в) отсутствие культуры проявления чувств, эмоций.

Ведущие:

1В: Грубость является той раковой опухолью, которая разъедает любовь. Каждый знает это, и тем не менее хорошо известно, что мы обходимся с чужими людьми вежливее, чем со своими близкими.

2В: Будь соседями по гостинице, комнате общежития (супруги) без труда вежливо и тактично договорились бы друг с другом. Но почему то некоторые считают, что со дня бракосочетания правила хорошего тона и взаимные уступки существуют где угодно, но не в их доме.

1В: Каждый мужчина знает, что если подойти к жене с лаской, она сделает всё, что угодно, и обойдёмся без чего угодно. Он знает, что несколько ничего не стоящих ему комплементов, несколько слов о том, какая она хорошая хозяйка, как хорошо помогает ему, заставит её экономить.

2В: каждый мужчина знает, что если он скажет жене, что она выглядит обворожительно красивой в своём прошлогоднем платье, она не променяет это платье на самую последнюю парижскую новинку.

1В: На одном из молодёжных диспутов ведущий задал аудитории вопрос: «Кто хочет, чтобы в жизни был заботливый и верный друг?» - Все подняли руки. Тогда был задан вопрос девушкам: «Кто готов уставшему мужу подать тапочки?» - из 100 5-7 человек. Вопрос юношам: «Кто готов выносить помойные вёдра?» - из 100 10-15 человек. Почему так мало боятся уронить своё достоинство?

2В: А между тем, по свидетельству социолога Аровой, женщина, развешивая бельё, тратит энергии столько же, сколько тракторист, который работает на тракторе.

1В: Час глаженья белья равняется часу активной работы маляра-штукатура.

2В: Женщине в семье, где, нет справедливого разделения хозяйственных забот тяжело. Она устаёт, физически и морально. Соответственно изменяется её отношение и к супругу, который, больше отдыхая, естественно, полон сил и энергии. Не понимая причин охлаждения к себе, он выражает удивление и недовольство, что порождает конфликт.

1В: В проводимой на курсе анкете был вопрос: назовите человеческие качества, которые жёны и мужья больше всего ценят друг в друге и которые помогают избежать семейные неурядицы? -ребята ответили:

2В: любая конфликтная ситуация должна решаться без крика. Вольтер сказал: «Чувствуя гнев, не надо ни действовать, ни говорить».

1В: А известный американский психолог Дейл Карнеги даёт семь правил, которые помогут сделать вашу семейную жизнь более счастливой: (обращается к плакату).

2В: А сейчас поработаем над психологическим практикумом, будем решать задания - ситуации и познакомимся с советами психолога.

Приложение.

Сит.1

«Будни супружеской жизни». Утром ребёнка отправляют в д/с, он не хочет, мама одевает его насильно, резко дёргая, ребёнок орёт. Папа отвлекается от завтрака: «Ты не мать, ты - мачеха». Ваша оценки.

Мама не права, но папа неправее. Во-первых, такими словами он её ударил, а во-вторых, если ему не нравиться, как справляется с ребёнком жена - пусть отвлечётся от завтрака по-настоящему и сделает всё сам хорошо.

Сит. 2

Вечером муж возвращается домой и видит, что жена стирает бельё, но по неопытности она положила в таз его любимую белую рубашку и синие тренировочные брюки. Естественно рубашка безнадёжно испорчена. Как ему реагировать.

Поцеловать жену и, если он догадался о неприятности раньше её, подговорить её к ней - чтобы она не расстраивалась.

Сит.З

Утром у мамы убежала каша и все ели пригорелую, кроме ребёнка, который есть её отказывался. Папа в этой ситуации высказал свои оценки маминым кулинарным способностям. Имеет ли он право на такую реакцию? А как правильно?

Тут надо обратить внимание не на маму, а на ребёнка. Раздраженный отец ничем не лучше своего ноющего отпрыска, и обоим им требуется теплота и мягкое сдерживание. Когда же папа придёт в себя, он догадается, что маму можно погладить хорошими словами: «Каша сегодня, конечно, не очень удачная, но зато мама очень вкусная.

Сит. 4

Муж пришел с работы, видит, что жена сидит в кресле и читает книгу, на кухне гора немытой ещё с утра посуды, а ужина нет. Как ему реагировать? Есть ли проблемы, возможны ли ссоры?

Его никто не трогает, да и жена на месте - дома. Какие проблемы? Ситуацию вообще можно обернуть:

представить, что к нему домой пришла любимая, и, если он сделает ужин, у них может быть восхитительный вечер (и ночь).

Сит. 5

Утром папа занимался с ребёнком физкультурой, уронил, сильно ушиб, ребёнок орёт от боли. Как на эти события и на папу реагировать жене? Что она будет думать и говорить, с какими интонациями?

Бедный пап!

Сит. 6

Позвонили общие друзья, сейчас зайдут в гости. Жена: «Нам надо что-то к чаю. Не сходишь?» - «Не схожу». Тут всё нормально? Есть ли причины для недовольств?

Жена считает, что надо сходить, муж, занятый своими делами, ей в этом не препятствует. Всё нормально.

Сит. 7

Утром жена мимоходом бросила: «Как-то у нас неуютно», имея в виду отсутствие занавесок. Мух решил, что она имеет в виду старые обои, и, освободившись пораньше с работы, быстро съездил в магазин, купил новые обои, содрал старые и собрался клеить. В это время возвращается жена, пригласившая на вечер подруг. Видит разгром, пред гостями пришлось извиняться, а когда они ушли, она устроила супругу скандал. А как надо было ей реагировать?

Сдержать эмоции и успокоиться. Разобраться в том, что происходит. Поблагодарить мужа за внимание к жене и трудолюбие. Восхититься его работой. Взять на себя вину за неясность своих пожеланий. Подумать вместе с ним, что теперь делать. Обговорить всё, что она хочет - на будущее.

Сит. 8

Муж клеит обои, а ребёнок всё время бегает вокруг него, не даёт работать. Жена болтает по телефону, на его просьбы занять малыша не откликается. Проходит полчаса, муж начинает раздражаться:

«Кончай болтать, займись ребёнком!» Есть ли у мужа право на раздражение и такие требования?

Максимум, что он может, это прекратить ремонтные работы и посидеть с ребёнком за книжкой или конструктором. Можно пояснить жене, что снова к ремонту он может

вернуться только тогда, когда она займется ребёнком.

Сит. 9

Оказывается, сегодня, мама не может отвести ребёнка в д/с, о чём она и информирует папу. Папа недоволен мамой и ворчит. Прав ли он?

Папа, ты не прав. Мама обязана заниматься ребёнком не больше, чем ты. Будь благодарен за её труды, терпение и мужество. Кстати, необходимо учесть, что с хорошим настроением идти с ребёнком в д/с лучше, чем с плохим.
Сит. 10

Придя с работы, муж целует жену надевает тапки, берёт газеты и садится в кресло к телевизору - отдыхает. То, что нужно постирать бельё, сделать другие дела по дому, его не касается, и помочь жене желания он не изъявляет. Есть ли чем быть недовольной жене? А довольной, радостной? Благодарной?

Явление мужа домой - уже радость, не скрывай её. Даже если он ничего не делает, пусть тебя согреет просто его присутствие. Он сделал хоть что-то, поблагодари, сделал хорошо - восхитись.

Сит.11

Дублёнку мужа надо сдать в ателье на ремонт. У него времени нет. Жена при желании может выкроить, и он её об этом просит. Но она этого не хочет (говорит, что не любит препираться приемщиками, а у него это лучше получается). Может ли муж настаивать или обижаться?

Интересно, а что бы он делал без жены? Как-нибудь справился бы?

Сит.12

Жена считает, что муж мало занимается с ребёнком. Имеет ли она основания быть недовольной и предъявлять мужу претензии?

У ребёнка есть отец - раз. Отец ребёнком иногда неплохо занимается, освобождая от этого жену и доставляя радость ребёнку - два. Он заслуживает благодарности. А насчёт того, кто что считает... Вот муж тоже считает, что жена иногда плохо занимается с ребёнком - он молчит. Хороший пример!

Сит.13

В воскресенье муж собирается на тренировку, хотя жена просит помочь ей в генеральной уборке и сходить в магазин. На её взгляд в квартире, в квартире кавардак, и продукты кончились, он же считает, что всё в порядке. Он согласен, что жене выполнить свои планы одной трудно, но на тренировку идёт. Для обид жены есть основания?

Не важно, не голод, дети здоровы, муж любит (хотя у него и другие взгляды на то, что можно считать порядком в доме): живи и радуйся.

4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

Цели: 1) Воспитание чувства любви и уважения к родителям и детям, потребности сохранения нравственных устоев семьи, стремления решать проблемные вопросы взаимными компромиссами.

2) Развитие навыков КМД, умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения.
Форма: круглый стол.

Метод: дискуссия. Продолжительность: 50 минут.

Оформление и оборудование: магнитофон аудиокассеты («Отчий дом», «О маме»), плакаты:

1) «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать» (М.Джалиль)

2) «Мать самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости»

(В.М.Шукшин)

3) «Душу дома - маму береги» (Р.Гамзатов)

4) «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями» (Фалес - древнегреческий философ)

5) Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать» (А.Г. Алексин)

II Ход классного часа:

Выступление двух ведущих

1В:Человеколюбие семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, родителям. Из далёкой древности, из VI века до н.э. греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со ( своими родителями!»

2В: Через 2 столетия к такому же умозаключению пришел и другой житель Эллады, публицист и оратор И сократ. Он советует: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе»

1В: Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательных к ним. Это их огорчает. Будьте ласковыми, внимательными сыновьями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги чьи дни и ночи были заполнены заботами о вас.

2В: Взрослые дети должны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками! Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей.

1В; Говорилось издревле у нас в Ала-ТОО, шло от деда к отцу, к сыну шло от отца:

Добротой окупается доброе слово,

Согревает теплом человечьи сердца.

Срок настанет - и нет человека на свете,

Неизвестен сегодня бессмертья секрет.

Но живёт его доброе слово и светит,

Слово жаркое солнце, идущим вослед.

(Тенти Адышева) перевод с киргизского.

Конкурс пословиц (между родителями и детьми).

Пословицы:

1) При солнце тепло, а при матери добро.

2) Мать кормит детей, как земля людей.

3) Нет такого дружка, как родная матушка.

4) Птица радуется весне, а младенец - матери.

5) Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

6) Мать всякому делу готова.

7) Если для матери сделаешь яичницу даже на собственной ладони, и тогда будешь у неё в дому.

8) У детины заболит пальчик, а у матери - сердце.

9) Живы родители - почитай, умерли - поминай.

III Анализ анкетирования группы.

1) Какова роль матери (отца) в вашей жизни в разные периоды:

а)в детстве.

б) в юности

2) когда вы почувствовали и осознали роль матери и отца?

3) Является ли отец вашим другом? Если ваш ответ положительный, то поясните, в чем это выражалось?

4) В каких вопросах мать или отец являлись авторитетом для вас в течение вашей жизни.

5) В чём вы стремитесь подражать матери; отцу.

6) Какие черты вашей личности сформировались под

материнским воздействием –

отцовским воздействием -

7)Находите ли вы, что в чём-то повлияли на отца, на мать (В чём это выразилось?).

8) Какую роль по вашим наблюдениям играли в семье, где вы растёте мать-отец-

9) Представьте себе ситуацию: Ваша жизнь снова повторяется. Вы можете внести в неё любые изменения - и всё исполниться по вашей воле. Как бы вы построили свои взаимоотношения с матерью, отцом? Почему именно так.

IV Обмен мнениями между ребятами и родителями введут ведущие)

Вопросы родителям.

1) Откровенны ли с вами ваши дети?

2) Всегда ли вы их понимаете?

3) Что бы вам хотелось изменить во взаимоотношениях с ребятами?

4) В чём ребята должны поработать над собой, отчего избавиться?

5) Достаточно ли внимания проявляют ваши дети к вам? В чём это проявляется?

Вопросы детям.

1) Откровенны ли вы со своими родителями.

2) Есть ли у вас что - нибудь общее с родителями (интересы, мнения и т.д.)? Чем бы вы хотели быть похожими на них?

3) Что бы вы хотели изменить во взаимоотношениях с родителями?

4) Представьте себе, что вы - родители. Какими бы вы хотели видеть своих детей?

V Обобщения по разговору. (ведущие)

1В: Отмахиваться от советов родителей, принимать в штыки их запреты может только неразумный и недалёкий человек. Если сын считает себя правым, он должен бороться за свои убеждения, доказывать свою правоту. Но нельзя забывать что перед ними люди, которые дали им жизнь, вырастили, воспитали и которые любят их даже тогда, когда строго наказывают или ругают.

2В: Нельзя допускать в разговоре с родителями грубость невыдержанность. Почему-то некоторые считают, что извиниться перед родителями, попросить у них прощения - значит унизить себя.

1В: Совет: пусть ребята хорошо продумывают доводы родителей, стараются понять, чем вызван тот или иной запрет.

VI О маме!

Уважать родителей - это прежде всего уважать себя. Человек, уважающий себя, не позволит плохо сказать о матери. Надо быть внимательным к себе, и к маме. Ведь она единственная на всей земле, такой никогда не будет и её надо беречь, не переполнять её сердце обидами. И уметь во имя своей любви к маме поступаться гордостью.

***

Здравствуй, мама! Опять мне сниться песня твоя. Здравствуй, мама! Светла, как память, нежность твоя.

Этот мир не от солнца такой золотой –

Он заполнен до края твоей добротой

Ты слабеешь - в меня уходят силы твои.

Ты стареешь - в меня уходят годы твои.

Всё равно, несмотря на любые года,

Будешь ты для меня молодой навсегда.

Натрудились на десять жизней руки твои.

Народились под этим небом внуки твои.

Ты опять колыбельную песню поёшь

И во внучке своей вдруг себя узнаёшь.

4)

1В: Самые лучшие «звёздные» часы в жизни матери связанны для неё с ребёнком. Велика и

бескорыстна любовь матери. Повседневны и просты материнские заботы: одеть, обуть, накормить. А все вместе заботы складываются в подвиг.

2В: Ты проснулся утром. Нет, тебя разбудила мама. Умывшись ты съел завтрак приготовленный мамой. А когда вернулся из техникума у мамы был уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?

1В: Есть страшная легенда. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери. Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс в руках трепещущее сердце, упал, ударился о камень. И услышал вдруг, как прошептало сердце матери: «тебе не больно, сын мой».

2В: Богато и щедро сердце матери. А твоё? Так же щедро и богато твоё сердце любовью к маме? Может быть не всегда ты с ней ласков и внимателен? Подумай. И постарайся беречь свою маму так же, как бережёт она тебя всю жизнь.

Трудно жить, навеки Мать утратив, Нет счастливей нас, чья мать жива. Именем моих погибших братьев Вдумайтесь, молю, в мои слова,

Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влёк бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу, Выбелит ей косы добела. Если даже сердце очерствело, Дайте маме капельку тепла.

Если стали сердцем вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова, Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали, Добрый отдых вы им дать должны. Берегите их от чёрных шалей, Берегите женщин от войны!

Мать умрёт и не изгладить шрамы,

Мать умрёт и боли не унять.

Заклинаю: берегите Маму,

Дети мира, берегите Мать.

Звучит песня Морозова «О маме»

IV Список использованной литературы:

  1. «Методические рекомендации» Игровые дискуссионные методы внеклассной воспитательной работы в ССУЗ РФ, М, 1993 г.

  2. Кл. час на тему «Развиваем ситуативное мышление» (метод рекомендации), М, 1994 г.


Автор: Л. Н. Ворошилова, преподаватель «Сельскохозяйственного техникума «Бийский»

Рецензент: З. А. Кузьмина, заведующая методическим кабинетом «Сельскохозяйственного техникума «Бийский»

В методической разработке представлен обобщённый опыт работы классного руководителя по проведению внеклассных мероприятий в нетрадиционной форме: дискуссия, круглый стол и решение ситуативных задач. Прилагаются сценарии классных часов. Представленные материалы могут быть использованы классными руководителями и воспитателями общежитий.