|
Оригами
Складывание из бумаги — настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это много веков назад. Слово «оригами» переводится «сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. В наше время оригами начинают увлекаться дети и взрослые, живущие в Европе и Америке. Они не только учатся складывать известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникают клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появляются книжки и журналы, посвященные оригами.
Почему оригами нравиться учителям и детям?
Оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.
Для занятий нужна только бумага и некоторые знания.
-
С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть.
Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.
Оригами — коллективное творчество. Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций.
Оригами не требует больших материальных затрат.
Для занятий оригами нет возрастных пределов.
Не требуется особых способностей.
Помогает быстро оформить класс, комнату, зал.
10. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.
Какие навыки и способности развивает оригами?
1. Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развивает пространственное воображение — учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
Знакомит с основными геометрическими понятиями.
Улучшает способность следовать устным инструкциям.
Развивает уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на уроках оригами не бывает.
Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.
Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.
Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках с оригами играют часто и весело.
Расширяет коммуникативные способности.
Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.
Используемые термины
Нетрудно показать, как складывать ту или иную фигурку. Гораздо труднее правильно описать словами свои действия. Иногда это приходится делать. Объясняя последовательность работы, старайся использовать следующие названия:
Верхняя сторона
Правая сторона
Диагонали
Нижняя сторона
Левая сторона
Верхний угол
Левая нижняя сторона
Правая верхняя сторона
Нижний угол
«Глухой» (нераскрывающийся угол)
«Глухая»сторона
Раскрывающийся угол Центральная вертикальная линия
Левый верхний угол
Центральная горизонтальная линия
Центр фигурки
Правый нижний угол
Базовые формы
На самых первых этапах работы квадрат можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки называются «базовые формы». Их немного — одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Вот они:
треугольник;
воздушный змей;
дверь;
блинчик;
дом;
водяная бомбочка;
квадрат;
рыба;
катамаран;
птица;
лягушка.
Из бумаги можно сделать следующие виды оригами: лисенок, собачка, бычок, домик с крыльцом, трубой, верандами, колпачки, корона, звездочка, воробей, лебедь, цветок, бабочка, лягушка и т. д.
Начинать занятия можно в первом классе, если уровень подготовки учеников достаточно высок. Мы рекомендуем проводить занятия в 1—4 классах вместо уроков труда. Уроки оригами могут быть введены в сетку расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня и кружках.
Приложение 1
Перечень упражнений для снятия утомления и развития мелкой моторики
Не под окном (руки в стороны)
А около (руки вперед),
Катилось «О» и охало (круг руками),
Охало, охало, не под окно, а около. (Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз).
Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап! (Касаются стола первым и пятым пальцем раскрытых кистей рук)
Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. (Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе,то раскрывают широко)
Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев правой руки)
Кто нашел его, друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и набочек.
Левую — вверх!
Правую — вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
На двери весит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (Руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (Положили руки на стол)
Да и снова полетели.
У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко как лисята, Ну, а если надоест. То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес.
Очки
Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Пароход
Пароход плывет по речке И пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Цепочка
Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный палец левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т.д.
Зайка
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Собака
У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу
|
|
|