|
Методические рекомендации по работе с картами результатов социально-педагогической коррекции развития
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»
Комитета по социальной политике
Методические рекомендации
по работе с картами результатов
социально-педагогической коррекции развития
обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР
(отделение психолого-педагогической помощи)
Утверждены на заседании
экспертного совета ДДИ №1:
протокол № 4 от 28.05. 2013
Автор-составитель: Соловьева Л.М.,
учитель ГБОУ школы № 439,
педагог-психолог ДДИ № 1
Материал разработан и находится
в процессе апробации с 2013года
Петродворец
2013
В детском доме интернате (ДДИ) осуществляется комплексная реабилитация воспитанников: медицинская, педагогическая, психологическая и социальная. Психологическое сопровождение воспитанников одно из важных направлений комплексной реабилитации.
Планирование коррекционно-развивающей работы воспитателей на группах составляется по материалам УМК Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» (под ред. Е.Д. Худенко, Москва, 2004-2005).
В материалы УМК включен рекомендательный перечень направлений коррекции развития воспитанников по 5 основным направлениям:
Личностное развитие, (Приложение 1);
Охрана здоровья, (Приложение 2);
Трудовое воспитание, (Приложение 3);
Социально-бытовая ориентировка, (Приложение 4);
Эмоционально-волевая сфера (Приложение 5).
В рамках психолого-педагогического мониторинга динамики развития воспитанников 2 раза в году проводится обследование воспитанников, с промежуточным обследованием детей высокой группы риска в середине учебного года.
Разработаны формы бланков на группу для занесения результатов обследования.
Разработанные материалы прошли апробацию на группе 13, 7 и 6. К достоинствам этого пакета можно отнести вариативность областей оценивания в зависимости от цели и уровня воспитанника, непрерывность сопровождения и постоянство критериев в течение всего периода пребывания воспитанников в ДДИ №1.
Также результаты могут быть использованы непосредственно при составлении итоговой характеристики воспитанника в конце учебного года. Образец пакета карт представлен в приложении.
Критерии оценки динамики развития воспитанников носят количественный и качественных характер. По каждому из рекомендованных для оценивания навыков оценивается ряд характеристик. По каждому умению, навыку проставляется оценка:
3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого;
2- сформирован частично или выполняется с частичной помощью и под контролем;
1- не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
Т.к. по каждому из параметров присутствует различное число умений, навыков, то при определении общего уровня руководствуемся количеством преобладающих показателей:
ВЫСОКИЙ уровень – от половины до 2/3 оценок на уровне 3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого и остальные на уровне 2- сформирован частично.
СРЕДНИЙ уровень – до 2/3 оценок на уровне не менее 2 – сформирован частично или выполняется с частичной помощью и под контролем и остальные на уровне 1- сформирован частично или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
НИЗКИЙ уровень – до половины оценок на уровне 2 – сформирован частично и остальные на уровне 1 - не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
По результатам диагностики составляется и, при необходимости, корректируется образовательный и коррекционный маршрут воспитанника. Результаты обобщенного анализа данных используются педагогами и воспитателями при разработке календарно-тематического планирования и составления программ развития для воспитанников, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.
Список литературы
Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,1989.
Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991
Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.,1996.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.
Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997
Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под науч. Ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой.-СПб.: Интститу специальной педагоги и психологии, 2000
Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. Анциферовой. М., 1978
Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2001. - 124с. (Метод биб-ка)
Малер А.Р., Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский цент «Академия», 2003
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997
Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001
Мясищев В.Н. Психология общений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995
Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М. 2000
Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977
Психология формирования и развития личности. М., 1981
Поиграй-ка / Сост. Трубачева Т.П., Благодатская Е.В. - Красноярск, 1999
Приходъко О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003.
Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития/Сост. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Полиграф сервис, 2001.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997
Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, № 6
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 е.: ил. - (Коррекционная педагогика).
Фильчикова Л.И., Вернадский М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего развития. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с.
|
|
|