Тема:
Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей.
Цель:
Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком,
воспитывать языковое чутье, прививать интерес к нормам литератур
ного произношения и правилам русского языка.
Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и прове
рять себя в тех случаях, когда возникают сомнения в подборе
необходимой буквы, слога, слова.
Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое
внимание.
4. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и
синтез, фонематические представления.
Развивать пространственное восприятие, тактильные ощущения.
Закрепить умение выделять ударный гласный звук в слове,
подбирать родственные слова.
Закрепить навыки детей в выделении предлогов, союзов, как
самостоятельных слов, а также в умении составлять с ними предло
жения.
Учить детей работе по распространению данного предложения,
подсчитывать количество слов в данном предложении.
Учить находить границы предложения, выделяя начало и конец.
10. Поддерживать интерес детей к достопримечательностям Санкт-
Петербурга, прививать любовь к родному городу.
Оборудование:
Доска, мел, фланелеграф, схемы слов и предложений, мяч, карточки с надписями слов, написанными разным шрифтом словами, счетные палочки, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, картонные буквы, карточки с "зеркальными" и правильными буквами, ребусы, изографы, карточки с элементами букв, карточки для определения места ударения.
25
План занятия:
Организационный момент.
Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы:
восстановление буквы по элементу;
определение правильной буквы среди зеркально написанных букв;
определение буквы на ощупь;
построение буквы из палочек.
3. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне слога:
составление слога из данных букв;
выделение первого слога из данных слов и составление нового слова;
перестановка слогов местами, составление и прочтение слогов.
4. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на
уровне слова:
-
придумывание слова к заданной схеме с уделением особого внима
ния гласным буквам;
составление слова из данных букв;
чтение слов, написанных разным шрифтом, а также написанных по
верхней или нижней половине буквы;
подбор слова к схемам (особое внимание уделяется ударению);
определение количества букв в слове;
подбор родственных слов к данному слову;
отгадывание ребусов, определение слов и выделение предлогов, со
юзов, как самостоятельных слов.
5. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на
уровне предложения и текста:
придумывание предложения по опорному слову;
придумывание предложения с данным предлогом;
придумывание предложения к схеме с учетом количества слов;
нахождение границ предложений в деформированном тексте, исп
равление ошибок в тексте.
6. Подведение итогов.
Ход занятия
1. Приветствие.
Играем в звуковую цепочку. Логопед называет первое слово, передает мяч ребенку, а тот должен назвать слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова, передать мяч соседу и сесть на место. Например: весна — апрель — лед — трамвай — ясень — нитки — индюк...
26
Игра "Сломалась буква".
Логопед показывает карточки с элементами букв, а дети называют букву.
2. Вспоминаем игры на буквы.
Назовите букву, которая сломалась (предъявляются карточки)
Кто больше вспомнит букв с данным элементом? Запишите на листочке буквы.
Логопед показывает карточки, а дети карандашами на индивидуальных листочках изображают буквы, содержащие следующие элементы:
Покажите на пальчиках, сколько вспомнили букв с таким элементом.
Игра "Буквы — путанки".
На доске выставлены буквы и их зеркальные двойники:
Задание: убрать неправильную букву, а правильную вспомнить и назвать достопримечательность Санкт-Петербурга. Например: Б — Банковский мост, Ботанический сад; В — Васильевский остров; Г — Гостиный двор;
Е — Елагин остров, Елисеевский магазин; 3 — Зимний дворец, Зоологический музей; И — Исаакиевский собор. Инженерный замок; К — Кунсткамера, Казанский собор; Л — Летний сад;
Р — Русский музей, Ростральные колонны; С — Смольный собор, Синий мост; У — Университет;
27
Ц — Цирк, Церкви;
Ч — Чесменская церковь;
Э — Эрмитаж, Этнографический музей;
Ю — Юсуповский дворец. •
Игра "Умные ручки".
В мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя, надо узнать букву, ощупав ее руками. Достать букву можно только тогда, когда скажешь 2-3 слова, начинающихся с этой буквы или заканчивающихся ею.
(Ребенок ощупывает букву в мешочке, называет слова, а тот, кто быстрее по названным словам угадает, какая буква в руках у водящего, может сам угадывать следующую букву.)
В мешочке находятся буквы: А,Е,3,И,М,Н,О,Р,У,Ф,Ь. Варианты ответов:
Л — арка, аллея, аптека;
Ь — конь, день, корабль.
Игра "Внимательные глазки".
Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну минуту?
Вспоминаем игры на слоги
Игра "Живые буквы".
Составить слоги из тех букв, которые лежат на столе (буквы из мешочка).
Игра "Внимательные ушки".
Выделите первый слог в словах и запомните.
Логопед называет слова: ива, зенит, музыкант.
Назовите первые слоги по порядку.
Дети называют: И, ЗЕ, МУ.
Игра "Живые слоги".
Дети из букв, лежащих на столе, составляют слоги: И, ЗЕ, МУ. У каждого ребенка только одна буква!
Какое слово можно составить из этих слогов?
Поменяйте слоги местами, чтобы получилось новое слово:
МУ — И — ЗЕ (музеи); НАРЬ — ФО (фонарь).
Придумайте предложения с этими словами.
4. Вспоминаем игры на слова.
28
Выделите гласные звуки в слове ФОНАРЬ, (они будут О и А). Какие еще слова можно придумать к этой схеме?
о . а
(дома, вода, нога, гроза,..)
Дети называют слово и родственные ему, для того, чтобы убедиться, что данное слово подходит к схеме:
дома — дом, домик; вода — водный, воды.
Составьте слово из букв Л,Р,3,Г,О.
Игра "Рассыпались буквы".
Игра "Рассыпалось слово".
Должно получиться слово ГРОЗА.
Игра "Буква заблудилась".
В слове "гроза" замените первую букву на букву "п" и назовите новое слово (ПРОЗА).
Игра "Слово наоборот".
К слову "проза" подберите антоним — "ПОЭЗИЯ".
Минутка поэзии, поэтическая минутка.
Чтение стихотворения В.Рождественского "Адриан Захаров" из цикла "Зодчие на Неве".
Прочитайте слова, написанные по верхней или нижней половине буквы, а также слово, написанное буквами разного шрифта:
КОЛОННЫ УЛИЦЫ АДМИРАЛТЕЙСТВО
Подберите слова к схемам, учитывая количество букв и место ударения в слове.
4. Предыдущая игра на подбор слов к схемам включает в себя подсчет количества букв в придуманном слове и подбор родственных ему слов. Ребенок у доски указкой показывает, к какой схеме он придумал слово, называет каждую букву этого слова и подбирает родственные слова. Например:
нога — слово к четвертой схеме, "ноги" — проверочное ко второй;
ножи — нож, ножик, ножичек;
коза — козы, козочка, козлик, козье.
Какие слова зашифрованы в ребусах? Выделите предлог или союз, которые помогли отгадать ребус:
29
Слова: Надя, заяц, лото, нота, наука, оса, панамка, почта, лук, кит.
5. Вспомним задания и игры на предложения.
Отгадайте, какое слово спряталось на картинке. (Работа с изографами) .
Со словом на картинке составить предложение. Слова: утка, гусь, аист, курица, трактор.
По мере отгадывания картинок их переворачивают, а в конце надо вспомнить, какое слово было на второй картинке справа, на третьей слева, на первой слева и т.д.
Что общего во всех этих понятиях и что различного?
Утка, гусь, аист, курица и трактор — передвигаются. Птицы и транспорт, живое и неживое.
Какая картинка лишняя? Почему? С этим словом составить предложение (ТРАКТОР).
Придумать предложение, взяв за основу слово на изографе и предлог из ребуса (любые, по выбору детей).
Игра "Лесенка предложений".
Соревнование по колонкам: кто быстрее дойдет до конца лесенки.
Дети сами выходят к доске и на фланелеграфе показывают схему, к которой придумывают предложение.
Условие: предложение придумывать по заданной теме.
30
Первая схема — это заглавие, тема — ГОРОД.
Например: L Улицы.
Улицы красивые.
Улицы города красивые.
Улицы нашего города красивые.
Улицы нашего города очень красивые. Игра "Грамотейка".
Исправьте ошибки в тексте на доске.
Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно.
"Заблудилась точка, потерялась большая буква".
На доске написано:
Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер.
Надо исправить:
Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.
6. Необходимо дописать слово из элементов букв на индивидуаль
ных карточках, предварительно разложенных на столах у детей.
Вспомните, чем занимались, в какие игры играли.
Какое слово получилось? (конец)
3
1
Конспект открытого занятия № 2
Тема:
Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста.
Цель:
Развивать пространственные ориентировки, используя зеркаль
ные буквы.
Развивать зрительное внимание и память, тактильные ощущения.
Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
4. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и
синтез слов, фонематические представления.
Формировать связную речь детей на примере словосочетаний.
Закрепить понятие "родственные слова", составляя предложения
с разными словами из разных групп.
Закрепить знание о предлоге, как отдельном слове, используя ребусы.
Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных,
проверить умение детей загадывать самостоятельно слова, состоящие
из двух слогов, данных в обратном порядке.
Уточнить понятие детей о словосочетании, учить согласовывать
существительные с прилагательными.
Закрепить представление о предложении, проверить умение
составлять предложение из слов, данных в ложном порядке.
Учить чтению слов, написанных разными шрифтами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра с мячом "Цепочка слов".
Какой сейчас идет месяц? (март).
Это будет первое слово в нашей цепочке. (Мяч передается от ребенка к ребенку, по мере называния слова на заданный звук, ребенок садится). Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: март — такси — игла — апельсин — нос —...
При возможных затруднениях у одного ребенка, обращаются за помощью к остальным детям, а затем вновь предлагается ответить не справившемуся с заданием.
32
На столе слева и справа разложены карточки с буквами. Дети, перед которыми лежит карточка с верной буквой, молча поднимают руки.
2. Развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, имеющих "зеркального" двойника.
Игра "Внимательные глазки".
Игра-соревнование проводится по колонкам.
Часть карточек показываются всем сразу, а остальные раздаются индивидуально.
Необходимо назвать верную букву.
Выделение букв из геометрических фигур, развитие мелкой моторики рук.
Кто больше найдет букв по таблице и построит их из палочек на столе?
При проверке дети выходят к доске и указкой обводят контур найденной буквы, а также называют слова, которые ее содержат:
И — индюк, М — муха, У — укроп и т.д.
Фишки в качестве награды за выполнение задания получают дети, не допустившие ошибок в выкладывании букв.
3. Работа с предложениями и союзами, отгадывание слов по ребусам, развитие зрительной памяти.
На доске — картинки с ребусами.
Задание: отгадать слово, выделить предлог и составить с ним предложение:
Например: Ваня — в первом ребусе предлог "В". Мы ходим в цирк. Слова: Ваня, Наташа, дуб, поле, кот.
зз
Все картинки с ребусами по мере отгадывания переворачиваются, а в конце дети должны вспомнить, какое слово было зашифровано в этом ребусе и составить с ним предложение.
Составление предложений с предлогами, данными на схемах:
4. Чтение и отгадывание слов с пропущенной буквой. Учить
выполнять серию заданий.
Задание: отгадать, какая буква потерялась, назвать слово, подобрать к нему родственные слова и составить предложение с данным словом:
глеи,, ду... зу... су,.,
5. Составление слов по заданному звуку. Например, по второму
звуку из названий картинок: улитка, тигр, крокодил, банан.
лира — что такое лира? Музыкальный струнный инструмент.
6. Поэтическая пауза. Чтение лирического стихотворения Б.Захо-
дера "Что красивей всего?"
Вопрос детям после прочтения стихотворения: что они считают самым красивым?
Уточнить правильное произношение слова "красивей".
7. Составление слов по заданной букве. Чтение слов, составленных
из букв разного шрифта.
Детям предъявляются изографы:
Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами только что прочитанные слова и выделяют новое слово по третьей букве:
часы, слониха, лампа — сом.
8. Определение букв "на ощупь".
Вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово:
Х,К,У,НЖБ,3
34
9. Чтение слова по пол-буковке:
лиса заяц волк
Что общего между этими словами? (Обозначают диких животных наших лесов).
10. Подбор слов на обобщающие понятия (игра с мячом)
Игра "Добавь словечко"
трамвай, автобус — лимон, апельсин — Лена, Катя — среда, четверг — синий, красный — четыре, пять — кровать, шкаф — ...
11. Работа со словосочетаниями (существительное + прилагатель
ное): НОВЫЙ КНИГИ НОВАЯ УТЮГ НОВОЕ ШАПКА НОВЫЕ ПАЛЬТО
Соединить стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания.
12. Работа с предложением.
Из написанных на карточках слов, расположенных в неопределенном порядке, составить предложение:
ПТИЦЫ ЖАРКИХ ЛЕТЯТ СТРАН ИЗ (Из жарких стран летят птицы. Птицы летят из жарких стран).
13. Подведение итогов.
Необходимо вспомнить, чем занимались, какие задания выполняли.
ИЗОГРАФЫ
Дом 10. Пенал 19. Трактор
Аист 11. Курица 20. Слониха
Гусь 12. Сорока 21. Вертолет
Маяк 13. Яблоко 22. Пистолет
Часы 14. Страус 23. Парашют
Утюг 15. Фонарь 24. Велосипед
Лист 16. Колокол 25. Телевизор
Лампа 17. Луноход 26. Экскаватор
Сумка 18. Паровоз 27. Автомобиль
35
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М.: Аурис, Айсберг, 1991.
Бурмако В.М. Русский язык в картинках. — М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.
Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. — М.: 1982.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. "Занимательно о русском языке"" — Л.: Просвещение, 1990.
Ильин A.M., Ильина Л.П. "Букварь XXI века" — СПб.: АО "Сфера", 1992.
Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. "Соотношение дисграфических и орфофафических ошибок у младших школьников с нарушениями речи", сборн. "Патология речи", — СПб.: Образование, 1992.
Корнев А.Н. "Методика раннего выявления дислексии у детей". — СПб., 1991.
Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. "Грамматика русского языка в иллюстрациях" — М.: Русский язык, 1990.
Потапова Е.Н. "Радость познания" — М.: Просвещение, 1990.
"Превращения слов", сост. А.В. Полякова — М.: Просвещение, 1991.
Садовникова И.Н." Нарушение письменной речи у младших школьников" — М.; 1983.
Шибаев А. "Язык родной, дружи со мной!" — Л.: Детская литература, 1991.
Шкатова Л.А. "Подумай и ответь (занимательные задачи по русскому языку)" — М.: Просвещение, 1989.
Ястребова А.В. "Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы" — М.; 1984.
Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г.Кружков — М.: Просвещение, 1992.
"Речевые секреты", под ред. Ладыженской Т.А. — М.: Просвещение, 1992.
Henrietta Dombey "Words and Worlds: Reading in the Early Years of School", Jongman York Publishing Services, 1992.
63
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Основные задачи коррекционного обучения 5
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы . . 6
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога . . 10
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова . . 11
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне
словосочетания 18
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне
предложения 20
7. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста . 22
Заключение 24
Приложения: ч
Конспект открытого занятия № 1 25
Конспект открытого занятия № 2 32
Изографы (перечень) 35
Список литературы 63
Милостивенко Любовь Георгиевна
Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей:
Из опыта работы
Художник
Компьютерный дизайн и верстка
Редактор
А.Н. Миронов
А.А.Мелуа
В.Н.Миханкова
Сдано в набор 20.03.95. Подписано в печать 03.04.95. Формат 60x90/16. Гарнитура тайме. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 10000 экз. Заказ № 535.
Лицензия № 060202 от 18.09.91.
Издательский отдел фирмы "Стройлеспечать".
198216, Санкт-Петербург, а/я 55.
АООТ «Типография
„Правда"». 191126, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
Любовь Георгиевна Милости-венко (в замужестве Мартюше-ва) родилась в Ленинграде. Здесь она окончила педагогическое училище им. Н.А.Некрасова и логопедическое отделение педагогического института им. А.И.Герцена. Оба учебные заведения окончила с отличием. С 1989 года работает учителем-логопедом в детском саду.
Будучи студенткой, начала исследовательскую работу по выявлению наиболее закономерных ошибок письма у учащихся начальных классов массовых школ и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Занимаясь с дошкольниками, продолжала проводить исследования по раннему выявлению и коррекции ошибок чтения и письма у детей с речевой патологией.
В данной брошюре автор предлагает классификацию упражнений и методов, которые позволяют выпускать из детского сада детей не только с исправ-ленной речью, но и с усвоенными азами грамотности русского языка.
|