|
Методические рекомендации «Оригами как технология развития творческой деятельности детей»
Методические рекомендации
«Оригами как технология развития
творческой деятельности детей»
Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому развитие творческого воображения в процессе работы детей дошкольного возраста с бумагой по технологии «Оригами» - одна из основных задач при подготовке их к школе.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторики ребенка. Взрослые с рождения дают малышам катать пальчиками погремушки, пирамидки округлых форм разных диаметров, чтобы в движение вовлекались все пальчики. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребенка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага – доступный и универсальный материал для работы, широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании. Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, достижение цели создают основу для ситуации успеха каждого ребенка во время творческой деятельности, так как педагог предлагает модели, которые будут интересны детям, понятны в технике исполнения и обязательно выполнены.
Превосходная, тонированная по цвету бумага диктует условия работы с ней: аккуратность, бережное отношение, точность движений. Модели, выполненные из нее, радуют глаз и доставляют удовольствие как создателю, так и зрителю. Постепенно дети понимают, что оригами – это красота, сложность и точность. Они начинают задумываться о гармонии цвета и формы конструкции, подборе и компоновке различных моделей, расположении в пространстве. Все это требует не простого воспроизведения по образцу, а творческого применения знаний и навыков работы в технике оригами. Освоение последовательности приемов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале. Решая творческие задачи, занятия оригами активизируют развитие логического мышления. На каждом увлекательном занятии дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния, что развивает глазомер.
Хорошей тренировке движений пальцев ребенка способствует применение народных игр, потешек, сказок. Одновременно с этим решается задача возрождения интереса детей к русским народным сказкам, фольклору, праздникам, в том числе, используя увлечение детей оригами.
Эта технология помогает решать еще одну задачу подготовки детей к школе – развитие коммуникативных умений. В совместной работе дошкольники учатся договариваться со сверстниками и взрослыми, действовать сообща, подчиняясь правилам работы с бумагой. Педагоги предлагают детям известные модели, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приемов и создать базу для творческих изысканий в дальнейшем.
Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанного с изучением особенностей окружающего мира и в соответствии с интересом детей: животные, птицы, рыбы, растения и т.д. При этом педагог постепенно подводит детей к более сложным приемам сгибания бумаги. Важно, чтобы за одно занятие ребенок успевал закончить выбранную модель, которые должны быть различными по тематике, чтобы не угасал интерес детей к этой технике.
Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливая работа, педагогам необходимо разнообразить формы общения с детьми. Например:
- показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов;
- занятие-загадка: когда нет образца и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таком занятии педагог проверяет уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей, которые повторяют за ним приемы изготовления модели. Такая работа очень нравится дошкольникам, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.
- изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Такая форма применяется для контроля усвоения пройденного, развития произвольной памяти детей.
- изготовление «оригами с тайной». Работа выполняется по первому варианту, дети видят образец, делают с педагогом такой же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства (какие-либо движущиеся части), что доставляет детям огромное удовольствие.
- «Придумай сам». Такие занятия возможны, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков (кружковая работа).
- выполнение коллективной работы. Педагог готовит заранее большое панно, куда прикрепляет модели – оригами, сделанные детьми. Это выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты творческой деятельности, или композиция к тематическим дням.
Занятия всегда проходят очень интересно, весело, со стихами, рассказами, взаимной помощью друг другу. И взрослые и дети испытывают творческий подъем. А подарки, сделанные в технике оригами, доставляют особую радость!
|
|
|