Психогимнастические упражнения
1. Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности.
2. Упражнения, направленные на развитие способности
понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу:
„Пересядьте все те, у кого есть братья", — и все, у кого есть братья, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет Дима). Когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть братья. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения».
Когда упражнение завершится, тренер может попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет кататься на лыжах и пр.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Упражнение выполняется в парах. «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.
Задание 1. В течение 5 минут молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 5. Один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге. Решите, кто из вас будет первым выполнять задание. Сейчас тот, кто начинает выполнять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о нем в ходе выполнения предыдущего упражнения.
Не торопитесь, постарайтесь ничего не упустить.
Рассказ надо построить так: если вы уверены, что ваш партнер оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть дочери, то вы говорите ему: „у тебя нет дочери, ты любишь классическую музыку, знаешь французский и т. д." Второй партнер слушает, после чего корректирует ваш рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями».
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Все участники садятся по кругу.
Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
«У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг друга». (За временем следит тренер.) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу, (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?» Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Димы галстук?», «Что у него в руках? Какого цвета у него рубашка? » и т. д.
Далее тренер дает аналогичное задание еще 4—5 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Упражнение проводится в начале дня, все участники сидят по кругу.
«Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».
Тренер принимает участие в упражнении. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу.
«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: „Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?" Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».
При проведении упражнения у участников может возникнуть желание дополнить высказывания ведущий дает возможность сделать это.
Упражнение хорошо мотивирует группу на дальнейшую работу, способствует ее сплочению, улучшает групповую атмосферу.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.
«Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет три минуты».
Через три минуты тренер продолжает инструкцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить».
В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям, переживаниям, реальности»?
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Все участники сидят по кругу (упражнение проводится в конце тренинговой работы группы).
«Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, что бы мяч побывал у всех».
В ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит участника, давая ему возможность вспомнить фразу, или рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Участники группы сидят по кругу.
«Нам нужен один доброволец, который хотел бы проверить свою психологическую наблюдательность».Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится. Допустим, добровольцем оказался участник по имени Андрей. «Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за дверью». После того как Андрей покидает комнату, все остальные участники группы располагаются по комнате, оставаясь сидеть на стульях или стоять по одному и парами. Тренер приглашает ожидающего за дверью.
«Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы постараться запомнить расположение всех, кто находится в этой комнате... Теперь тебе придется еще раз выйти за дверь».
Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину) членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает вернуть всех на свои места.
Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-четыре участника могли проверить свою наблюдательность. Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем двух человек одновременно.
После окончания работы тренер обращается с вопросами прежде всего к тем, кто побывал в роли наблюдателя: «Какие у вас были трудности?», «Как вы решали поставленную перед вами задачу?»
Это упражнение можно использовать в сочетании с упражнением 10 из первой части нашего комплекса.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Группа делится пополам (если в группе нечетное число членов, тренер тоже принимает участие в упражнении) и садится в два ряда лицом друг к другу.
«Посмотрите на своих соседей справа и слева и постарайтесь запомнить свое место. То положение, которое мы сейчас занимаем, обозначим цифрой «один». Сейчас я скажу «два» и каждый должен поменять свое место. «Два». Постарайтесь снова запомнить своих соседей. То же самое будем делать на счет «три» и «четыре». «Три». (После 10—15-секундной паузы). «Четыре».
А теперь я назову любую цифру и каждый раз после этого надо будет воспроизвести положение, которое вы занимали соответственно этой цифре».
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы.
«Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.) Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет „раз" (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке;
при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. п. Когда я скажу „два" а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: „Кто наблюдал за вами?", „Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?" ».
Через три минуты тренер обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и если ответ правильный, то следует второй вопрос уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Все участники садятся по кругу.
«Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали».
В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:
После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности для них такого задания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности события приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.
Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Для проведения упражнения необходима магнитофонная запись звуков наборного диска телефона или два (три) телефонных аппарата. Участники группы сидят по кругу. Каждому из них дается лист бумаги, на котором подготовлена таблица на 10 (30) граф.
«Возьмите ручки и бумагу. Сейчас бы послушаете запись 10-ти (30-ти) вариантов звучания телефонного диска во время набора номера. Вам необходимо определить номер, звучание набора которого бы услышите. После набора каждого номера будет пауза, во время которой вы успеете записать свой вариант. После каждых 10-ти номеров вы получите возможность проверить, насколько точны ваши результаты».
Упражнение дает возможность потренироваться в получении образов на основе восприятия информации, эффективность звуковой интерпретации которой определяется субъективным чувством времени.
В ходе обсуждения возникают идеи относительно того,
какие номера удавалось зафиксировать с минимальными сложностями, о важности адекватного восприятия длительности события.
УПРАЖНЕНИЕ 13.
Участники группы стоят по кругу.
«Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки — шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся».
Это упражнение стоит выполнять в комнате где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер может не принимать участия в упражнении.
Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а ни счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"».
Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.
Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.
Вариант 2.Участники сидят по кругу.
«На счет „раз" каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет „два" мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».
Тренер следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились.
УПРАЖНЕНИЕ 15.
Участники группы сидят по кругу.
«Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, „обратитесь в слух". Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».
Через одну-две минуты тренер просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым участникам группы удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).
Литература.
1. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
3. Изард К. Эмоции человека. М., 2000.
4. Исурина Г. А. Групповые методы... Л., 2003.
3 раздел психогимнастических упражнений для получения личностной обратной связи.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Участники группы сидят по кругу.
«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.
Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд противоречивых качеств. Возможно обращение в этим же вопросом к группе.
Если кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный, тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.
В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое...».
Тренер выдерживает паузу две- три минуты, давая возможность всем подумать; если кто-то выражает желание начать, тренер обращается к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь время, чтобы подумать?», и только, убедившись, что все готовы, предлагает желающему начать.
В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то купается в проруби зимой, а кто-то разводит цветы. Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга креативности, создает соответствующую целям тренинга атмосферу.
Достаточно часто после завершения знакомства кто-то из участников группы говорит: «Какие мы разные!», и эта идея многообразия, необходимости видеть каждое явление, событие, каждого человека с разных сторон «красной нитью» проходит через весь тренинг.
Можно усложнить этот вариант знакомствам. Для этого, после того как все участники представятся, расскажут о своих реальных и желаемых увлечениях, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут для того, чтобы, учитывая то, что мы сейчас узнали друг о друге, написать рассказ о нас, о нашей группе. Постарайтесь при этом упомянуть в рассказе, включить в описываемые в нем события каждого. Жанр можете выбрать любой».
После того как все завершат работу, тренер предлагает каждому прочитать свой рассказ, сообщив при этом, что их содержание обсуждаться не будет. Тренер тоже принимает участие в этой работе.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».
Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу, Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Участники группы сидят по кругу.
«Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим».
Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основам. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.
После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы познакомимся. Для начала у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой Вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас».
Этот вариант представления дает возможность участникам познакомиться, сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе такого знакомства в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе: например, где они живут, какова сфера их интересов.
Участники группы сидят по кругу.
«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали». Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы).
Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Участники группы сидят по кругу.
«По-видимому, каждый из нас в тот или иной момент своей жизни идентифицировал себя с кем-то из литературных героев, исторических личностей, известных людей, представлял себя на их месте, мысленно пытался пожить жизнью этого человека, посмотреть на мир его глазами, пережить его чувства. Вспомните об этом...
А теперь продолжим знакомство и будем еще раз называть свое имя и говорить о тех людях, героях, персонажах, с которыми мы себя так или иначе идентифицировали».
Этот вариант знакомства оказывает позитивное влияние на групповую атмосферу: повышается уровень доверия, участники многое узнают друг о друге.
Для некоторых участников это задание может оказаться сложным в силу личного характера сообщаемой информации. Тренер принимает в нем участие и стремится к тому, чтобы его представление прозвучало одним из первых. При этом он не торопит участников и не комментирует то, что говорят о себе члены группы. После того как все выскажутся, тренер может предложить участникам задать вопросы друг другу, если в этом есть необходимость.
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет кататься на велосипеде", и все те, кто умеет кататься на велосипеде, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу, Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже».
В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8—12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.
В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы.
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый будет называть свое имя и те свои качества, особенности поведения, вообще все, что в нем есть такого, что побуждает других людей к творчеству, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению. У нас будет время для того, чтобы подумать, и когда все будут готовы, мы начнем знакомство».
Этот вариант знакомства побуждает участников говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную атмосферу. Кроме того, появляется много идей, которые в дальнейшем могут быть полезны при обсуждении характеристик креативной среды.
Участники групп тренинга креативности обычно говорят о том, что других людей побуждает к творчеству, такие их особенности: любовь, интерес к людям; безоценочность; отсутствие давления; энтузиазм, проявляемый в ситуациях создания чего-то нового; готовность учиться у других и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях».
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все — от ступней ног до макушки головы... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки.., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями...
Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.
Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире?.. (Эти вопросы тренер повторяет с интервалами 2—3 раза.)
Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?
А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие участники. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе».
После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель и т. п.
Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть.
После того как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на классную доску или к стене, тренер продолжает инструкцию: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4—5 человек в каждой — и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы, в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».
В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им, не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.
Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность, а также некоторых барьеров, блокирующих ее проявление.
Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.
1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:
любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм;
принятие себя и мира во всех проявлениях;
чувство юмора;
общительность, контактность;
сенситивность, эмпатия;
желание помогать людям;
работоспособность;
мечтательность, способность фантазировать;
решительность, настойчивость, целеустремленность и т. д.
2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:
неуверенность в себе, своих силах;
заниженная самооценка;
тревожность;
высокая внушаемость и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе».
После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения антипода креативного человекам.
Это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возможность тренеру в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.
УПРАЖНЕНИЕ 13.
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые некреативные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои фразы».
Обычно достаточно сделать два круга, после чего остановить работу. При этом тренер может предложить тому участнику, который замыкает второй круг, предложить придумать именно заключительные фразы.
Это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется.
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры — все, что необходимо для рисования. «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».
После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он (а) понимает, что такое креативность.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.
Приведем примеры того, что говорили некоторые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.
Ольга. «Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходящих условиях, и сама потом питает других».
Татьяна (на рисунке — мозаика): «Для меня креативность — это движение от хаоса к гармонии».
Саша (на рисунке разноцветная спираль): «Креативность — это развитие, радость, бесконечность».
По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний.
После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.
Литература.
1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2000.
2. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 2003.
3. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1996.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 2004.
5. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. М.2001.
|