Главная страница

Методическая разработка Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»


Скачать 216.36 Kb.
Название Методическая разработка Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»
Дата 13.03.2016
Размер 216.36 Kb.
Тип Методическая разработка





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 135»

муниципального образования города Братска
Методическая разработка


Проект

«Менеджмент в творческом коллективе

молодых педагогов»


Подготовила:

зам. зав. по ВМР

Коротаева Е.В.

2014 г.

г. Братск
Проект

«Менеджмент в творческом коллективе

молодых педагогов»


Введение:

В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент - это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.

Таким образом, руководителя ДОУ и заместителя заведующего по ВМР можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:

- возможность перехода построения отношений из вертикальной системы в горизонтальную систему профессионального сотрудничества, который обеспечивает корпоративный стиль управления. Данный стиль учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленной на достижение максимально эффективных результатов;

- обеспечение в коллективе (между педагогами и воспитанниками, между педагогами – стажерами и молодыми специалистами) комфортного психолого-педагогического климата.

Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель заведующего по ВМР и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда - это речь, язык.

Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.

Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.
Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.
Итак, представляю Вам, уважаемые коллеги проект

«Менеджмент в творческом коллективе

молодых педагогов»
Актуальность проекта:

Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в ДОУ методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.

Приоритетными аспектами методической работы на начальном этапе вхождения молодого воспитателя в образовательную среду являются:

  1. От того, насколько легко молодой педагог преодолеет этап вхождения в образовательную среду ДОУ, зависит его становление как профессионала и его верность выбранной профессии. Обязательно учитывается то, что при поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает психологический стресс: новый коллектив коллег, родителей, воспитанников, теория знаний есть, а практики – нет.

  2. Высокие требования к профессиональной компетентности (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.), т.е. одинаковые требования предъявляются как к педагогам-стажерам, так и к молодому специалисту, а так же период реформ в сфере образования ставит в тупик молодого специалиста.


Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в детский сад, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего ДОУ мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты: 
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; 

- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности; 
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста. 

Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная Школа в нашем ДОУ уже работает много лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере дошкольного образования: Дудкина Венера Иннокентьевна (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория) и Смольникова Татьяна Ивановна (стаж педагогической работы 34 года). Так же, в работе Школы принимают участие и другие педагоги нашего ДОУ, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива детского сада.

Тип проекта: учебно-методический

Срок реализации проекта: долгосрочный

Участники проекта: Методическая служба ДОУ, педагоги-наставники, молодые воспитатели, педагоги ДОУ.

Цель проекта:

Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:

  1. Раскрыть профессиональный, творческий потенциал молодых педагогов через работу в «Школе наставничества» при помощи особенностей системы управления (менеджмента) творческим коллективом;

  2. Определить стратегию развития проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»;

  3. Обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;


Принципы проекта:


  1. Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» использует гибкость и возможность выбора уровня повышения своей квалификации, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения молодого специалиста ДОУ.

  2. Важной установкой для молодого педагога является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.

  3. Работа проекта способствует тому, чтобы в нашем дошкольном учреждении работали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие повышению престижа профессии воспитатель.

  4. Реализация системы работы проекта способствует также эффективной организации в ДОУ одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом.



В связи с этим мы предполагаем такие результаты:

При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе в ДОУ, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике ДОУ, района, города и региона.
В организации работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” можно выделить следующие направления:

  • адаптационная работа (знакомство с ДОУ, представление молодого воспитателя коллективу ДОУ на Совете педагогов; анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3);

  • методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности - психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3,4);

  • мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.).

  • организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).


Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

- педагогическое проектирование;

- решение педагогических ситуаций;

- активно-игровые методы;

- профессиональные конкурсы;

- документальный анализ;

- написание творческих работ;

- дискуссионный способ;

- посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

- совместная с наставником работа по подготовке НОД, педагогических мероприятий и др.;

Циклограмма методической работы с молодыми педагогами:


Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

1 этап работ: адаптационный

Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

- Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов ДОУ

- Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога.

Сентябрь

Посвящение в воспитатели

Традиционно посвящение в воспитатели проводится на торжественном собрании, посвященном Дню воспитателя

Сентябрь - октябрь

«Школа наставничества»

Работа по плану (Приложение 6)

Сентябрь-апрель

Бенефис молодого педагога

Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые воспитатели представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника.

Май



2 этап работы: коучинг-сессия*

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы.

Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Составление характеристики группы с учётом возрастных особенностей учащихся.

Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики группы и воспитанников в отдельности. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики группы, воспитанника.

Ноябрь

Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности.

Основы самоанализа НОД. Самоанализ по качеству цели и задач НОД. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа НОД.

Январь

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ.

Советы молодому учителю по подготовке НОД. Совместный анализ НОД (ст. воспитатель и молодой специалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации.

Март

«Школа наставничества»

Работа по плану

Сентябрь-апрель

Методическая выставка достижений молодого воспитателя.

Уровень профессионализма молодого воспитателя (заполнение портфолио), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.

Май

*Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности 


3 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого

Ноябрь

Нестандартные формы НОД. Использование информационных технологий.

Система нестандартных занятий, НОД в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию).

Декабрь

Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т.п.).

Февраль

Социальный заказ общества.

Модель выпускника школы.

Апрель

«Школа наставничества»

Работа по плану

Сентябрь-апрель

Успешность педагогической деятельности: «Наказ бывшего стажёра».

Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов» . Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого воспитателя? Клятва-напутствие молодого специалиста.

Май



Идея  проекта находится

в стадии активной реализации.


Литература:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.

  2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.

  3. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2003.

  4. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск, 1998.

  5. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.

Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб., 1

Приложение 1.

Анкета молодого специалиста

УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;

  • условия работы;

  • возможность экспериментирования;

  • пример и влияние коллег и руководителя;

  • организация труда;

  • доверие;

  • возможность профессионального роста.

  • Другое:____________________________

9. Что Вам хотелось бы изменить?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Приложение 2.
Сводная таблица изучения затруднений молодых педагогов в организации качественного современного образования (самодиагностика)

Перечень проблем
1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей

2. Владение педагогической диагностикой, мониторингом развития ребенка

3. выбор типа занятия. Выбор темпа проведения;

4. умение планировать УВП;

5. Умение обосновать выбор методов и приемов обучения, их оптимального сочетания;

6. Знание и применения различных технологий;

7. оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем развития;

8. умение осуществлять анализ и самоанализ;

9. умение осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (в т.ч. планирование);

10. умение самостоятельно работать с литературой, заниматься самообразованием;

11. умение грамотно работать с документами.




Ф.И.О. педагога

Стаж,

лет

Заявленные проблемы

средн




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11







1














































2











































3











































4











































5













































3 балла – владеет свободно, может поделиться опытом

2 балла – владеет частично

1 балл - испытывает трудности

0 баллов - не владеет совсем

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3.

Тренинг для молодых педагогов «Будем знакомы»
Задачи: знакомство молодых специалистов друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил групповой работы.

Оборудование: клубок ниток, личные фотографии, ножницы, клей, цветной картон и бумага.
Ход тренинга

1. Презентация программы тренинга. Принятие правил и норм групповой работы.
Для успешного взаимодействия участников необходимо соблюдать следующие правила.

Каждый участник имеет право на собственное мнение.

Придерживаться регламента высказывания.

Соблюдать конфиденциальность относительно всего услышанного и увиденного.

• Добровольность участия.

Один говорит - все слушают.
2. Игра «Связующая нить»

Молодые специалисты становятся в круг. Педагог-психолог, держа в руках клубок ниток, представляется и, удерживая конец нити, передает клубок следующему участниками, который после представления передает клубок соседу. Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, все оказываются «связанными одной нитью». В завершении предлагается слегка натянуть нить, чтобы ощутить неразрывную связь и единство.
3. «История моего имени»

Педагоги называют свое имя и характеризуют себя по первой букве имени. Например: Анна - активная, Наталья - настойчивая и т. д.
4. «Визитка»

Молодые педагоги поочередно выходят в центр круга, садятся на стул и произносят одну из следующих фраз:

«Здравствуйте! Я хочу узнать о ...»
«Мой выбор профессии связан с...»

«Мне сложно понять ребенка, когда он...»

«Мне стоит признаться в том, что я...»

«Я лучший воспитатель, потому что...» и т. д.
5. Коллаж «Мир моих увлечений»

Молодым специалистам предлагается изготовить из личных фотографий коллаж «Мир моих увлечений» и поместить в группе, чтобы каждый воспитанник смог лучше узнать своего нового воспитателя.
6. Рефлексия

Воспитателям предлагается ответить на вопросы:

Смогли ли вы лучше узнать друг друга?

Какие коррективы вы хотели бы внести в нашу работу?

Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующей встрече?


Приложение 4.

Памятка для молодых специалистов  
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" 



Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.


Помните:

  • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Не создавайте конфликтных ситуаций.

  • Следите за внешностью и поведением.

  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.


Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.

  • Уважать в каждом ребенке личность.

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.


В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

  • Приходить к детям с плохим настроением.

  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

  • Оставлять детей одних.

  • Унижать ребенка.



Удачи в работе!

Приложение 5.

Карта профессиональной коммуникации молодого специалиста
Воспитатель:____________________________________

Год рождения:___________________________________

Стаж работы:____________________________________

Стаж работы в учреждении:________________________

Группа: _________________________________________


Посещение Школы наставничества

КПК

Участие в сетевых сообществах

Ведение личного сайта

Работа по теме самообразования

Участие в мероприятиях ДОУ

Дата заседания:


Год:

Тема:


Направление:


Адрес сайта (блога):


Тема:


Дата:


Тема:


Кол-во часов:

Личное участие:

Публикации:

Этап:


Мероприятие:

Личное участие:


Подтверждающие документы:

Подтверждающие документы:

Подтверждающие документы:

Представление наработанных материалов:


Личное участие:



Приложение 6.
План работы

Школы наставничества на 2013-2014 уч.г.
Руководитель: Дудкина В.И.

месяц

мероприятия

Формы работы

Сентябрь

Обогащение развивающей среды: соответствие предметных стимулов среды, тематической недели

День открытых дверей

Октябрь

Разнообразие форм и методов работы с детьми в режимных моментах

Круглый стол

Ноябрь

Реализация принципа интеграции образовательных областей через полихудожественное воспитание дошкольника

Рекомендации

Декабрь

Практическая помощь молодым педагогам в работе с детьми по патриотическому воспитанию

Картотека игр по патриотическому воспитанию

Январь

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе

Посещение открытых показов

Февраль

Проведение народных праздников в группе с привлечением родителей, узких специалистов

Приглашение на праздник

Март

Алгоритм написания конспекта НОД

консультация

Апрель

Открытое самостоятельное проведение игрового общения

Открытый показ

На протяжении учебного года - оказание помощи по самообразованию молодых педагогов