|
Методическая разработка Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 135»
муниципального образования города Братска
Методическая разработка
Проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Подготовила:
зам. зав. по ВМР
Коротаева Е.В.
2014 г.
г. Братск
Проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Введение:
В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент - это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Таким образом, руководителя ДОУ и заместителя заведующего по ВМР можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:
- возможность перехода построения отношений из вертикальной системы в горизонтальную систему профессионального сотрудничества, который обеспечивает корпоративный стиль управления. Данный стиль учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленной на достижение максимально эффективных результатов;
- обеспечение в коллективе (между педагогами и воспитанниками, между педагогами – стажерами и молодыми специалистами) комфортного психолого-педагогического климата.
Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель заведующего по ВМР и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда - это речь, язык.
Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.
Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.
Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.
Итак, представляю Вам, уважаемые коллеги проект
«Менеджмент в творческом коллективе
молодых педагогов»
Актуальность проекта:
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в ДОУ методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
Приоритетными аспектами методической работы на начальном этапе вхождения молодого воспитателя в образовательную среду являются:
От того, насколько легко молодой педагог преодолеет этап вхождения в образовательную среду ДОУ, зависит его становление как профессионала и его верность выбранной профессии. Обязательно учитывается то, что при поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает психологический стресс: новый коллектив коллег, родителей, воспитанников, теория знаний есть, а практики – нет.
Высокие требования к профессиональной компетентности (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.), т.е. одинаковые требования предъявляются как к педагогам-стажерам, так и к молодому специалисту, а так же период реформ в сфере образования ставит в тупик молодого специалиста.
Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в детский сад, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего ДОУ мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная Школа в нашем ДОУ уже работает много лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере дошкольного образования: Дудкина Венера Иннокентьевна (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория) и Смольникова Татьяна Ивановна (стаж педагогической работы 34 года). Так же, в работе Школы принимают участие и другие педагоги нашего ДОУ, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива детского сада.
Тип проекта: учебно-методический
Срок реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: Методическая служба ДОУ, педагоги-наставники, молодые воспитатели, педагоги ДОУ.
Цель проекта:
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:
Раскрыть профессиональный, творческий потенциал молодых педагогов через работу в «Школе наставничества» при помощи особенностей системы управления (менеджмента) творческим коллективом;
Определить стратегию развития проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»;
Обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;
Принципы проекта:
Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» использует гибкость и возможность выбора уровня повышения своей квалификации, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения молодого специалиста ДОУ.
Важной установкой для молодого педагога является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.
Работа проекта способствует тому, чтобы в нашем дошкольном учреждении работали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие повышению престижа профессии воспитатель.
Реализация системы работы проекта способствует также эффективной организации в ДОУ одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом.
В связи с этим мы предполагаем такие результаты:
При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе в ДОУ, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике ДОУ, района, города и региона.
В организации работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” можно выделить следующие направления:
адаптационная работа (знакомство с ДОУ, представление молодого воспитателя коллективу ДОУ на Совете педагогов; анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3);
методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности - психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3,4);
мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.).
организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).
Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
- педагогическое проектирование;
- решение педагогических ситуаций;
- активно-игровые методы;
- профессиональные конкурсы;
- документальный анализ;
- написание творческих работ;
- дискуссионный способ;
- посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
- совместная с наставником работа по подготовке НОД, педагогических мероприятий и др.;
Циклограмма методической работы с молодыми педагогами:
Тема
|
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
|
Дата
|
1 этап работ: адаптационный
|
Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
|
- Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов ДОУ
- Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога.
|
Сентябрь
|
Посвящение в воспитатели
|
Традиционно посвящение в воспитатели проводится на торжественном собрании, посвященном Дню воспитателя
|
Сентябрь - октябрь
|
«Школа наставничества»
|
Работа по плану (Приложение 6)
|
Сентябрь-апрель
|
Бенефис молодого педагога
|
Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые воспитатели представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника.
|
Май
|
2 этап работы: коучинг-сессия*
Тема
|
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
|
Дата
|
Изучение нормативно-правовой базы.
|
Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года.
|
Сентябрь
|
Составление характеристики группы с учётом возрастных особенностей учащихся.
|
Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики группы и воспитанников в отдельности. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики группы, воспитанника.
|
Ноябрь
|
Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности.
|
Основы самоанализа НОД. Самоанализ по качеству цели и задач НОД. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа НОД.
|
Январь
|
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ.
|
Советы молодому учителю по подготовке НОД. Совместный анализ НОД (ст. воспитатель и молодой специалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации.
|
Март
|
«Школа наставничества»
|
Работа по плану
|
Сентябрь-апрель
|
Методическая выставка достижений молодого воспитателя.
|
Уровень профессионализма молодого воспитателя (заполнение портфолио), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.
|
Май
|
*Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
3 этап работы
Тема
|
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
|
Дата
|
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
|
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года.
|
Сентябрь
|
Аттестация. Требования к квалификации
|
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого
|
Ноябрь
|
Нестандартные формы НОД. Использование информационных технологий.
|
Система нестандартных занятий, НОД в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию).
|
Декабрь
|
Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.
|
Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т.п.).
|
Февраль
|
Социальный заказ общества.
|
Модель выпускника школы.
|
Апрель
|
«Школа наставничества»
|
Работа по плану
|
Сентябрь-апрель
|
Успешность педагогической деятельности: «Наказ бывшего стажёра».
|
Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов» . Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого воспитателя? Клятва-напутствие молодого специалиста.
|
Май
|
Идея проекта находится
в стадии активной реализации.
Литература:
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.
Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2003.
Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск, 1998.
Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб., 1
Приложение 1.
Анкета молодого специалиста
УВАЖАЕМЫЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
Другое:____________________________
9. Что Вам хотелось бы изменить?
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение 2.
Сводная таблица изучения затруднений молодых педагогов в организации качественного современного образования (самодиагностика)
Перечень проблем
1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей
2. Владение педагогической диагностикой, мониторингом развития ребенка
3. выбор типа занятия. Выбор темпа проведения;
4. умение планировать УВП;
5. Умение обосновать выбор методов и приемов обучения, их оптимального сочетания;
6. Знание и применения различных технологий;
7. оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем развития;
8. умение осуществлять анализ и самоанализ;
9. умение осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (в т.ч. планирование);
10. умение самостоятельно работать с литературой, заниматься самообразованием;
11. умение грамотно работать с документами.
№
|
Ф.И.О. педагога
|
Стаж,
лет
|
Заявленные проблемы
|
средн
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – владеет свободно, может поделиться опытом
2 балла – владеет частично
1 балл - испытывает трудности
0 баллов - не владеет совсем
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Тренинг для молодых педагогов «Будем знакомы»
Задачи: знакомство молодых специалистов друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил групповой работы.
Оборудование: клубок ниток, личные фотографии, ножницы, клей, цветной картон и бумага.
Ход тренинга
1. Презентация программы тренинга. Принятие правил и норм групповой работы. Для успешного взаимодействия участников необходимо соблюдать следующие правила.
Каждый участник имеет право на собственное мнение.
Придерживаться регламента высказывания.
Соблюдать конфиденциальность относительно всего услышанного и увиденного.
• Добровольность участия.
Один говорит - все слушают.
2. Игра «Связующая нить»
Молодые специалисты становятся в круг. Педагог-психолог, держа в руках клубок ниток, представляется и, удерживая конец нити, передает клубок следующему участниками, который после представления передает клубок соседу. Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, все оказываются «связанными одной нитью». В завершении предлагается слегка натянуть нить, чтобы ощутить неразрывную связь и единство.
3. «История моего имени»
Педагоги называют свое имя и характеризуют себя по первой букве имени. Например: Анна - активная, Наталья - настойчивая и т. д.
4. «Визитка»
Молодые педагоги поочередно выходят в центр круга, садятся на стул и произносят одну из следующих фраз:
«Здравствуйте! Я хочу узнать о ...»
«Мой выбор профессии связан с...»
«Мне сложно понять ребенка, когда он...»
«Мне стоит признаться в том, что я...»
«Я лучший воспитатель, потому что...» и т. д.
5. Коллаж «Мир моих увлечений»
Молодым специалистам предлагается изготовить из личных фотографий коллаж «Мир моих увлечений» и поместить в группе, чтобы каждый воспитанник смог лучше узнать своего нового воспитателя.
6. Рефлексия
Воспитателям предлагается ответить на вопросы:
Смогли ли вы лучше узнать друг друга?
Какие коррективы вы хотели бы внести в нашу работу?
Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующей встрече?
Приложение 4.
Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Удачи в работе!
Приложение 5.
Карта профессиональной коммуникации молодого специалиста
Воспитатель:____________________________________
Год рождения:___________________________________
Стаж работы:____________________________________
Стаж работы в учреждении:________________________
Группа: _________________________________________
Посещение Школы наставничества
|
КПК
|
Участие в сетевых сообществах
|
Ведение личного сайта
|
Работа по теме самообразования
|
Участие в мероприятиях ДОУ
|
Дата заседания:
|
Год:
Тема:
|
Направление:
|
Адрес сайта (блога):
|
Тема:
|
Дата:
|
Тема:
|
Кол-во часов:
|
Личное участие:
|
Публикации:
|
Этап:
|
Мероприятие:
|
Личное участие:
|
Подтверждающие документы:
|
Подтверждающие документы:
|
Подтверждающие документы:
|
Представление наработанных материалов:
|
Личное участие:
|
Приложение 6.
План работы
Школы наставничества на 2013-2014 уч.г.
Руководитель: Дудкина В.И.
месяц
|
мероприятия
|
Формы работы
|
Сентябрь
|
Обогащение развивающей среды: соответствие предметных стимулов среды, тематической недели
|
День открытых дверей
|
Октябрь
|
Разнообразие форм и методов работы с детьми в режимных моментах
|
Круглый стол
|
Ноябрь
|
Реализация принципа интеграции образовательных областей через полихудожественное воспитание дошкольника
|
Рекомендации
|
Декабрь
|
Практическая помощь молодым педагогам в работе с детьми по патриотическому воспитанию
|
Картотека игр по патриотическому воспитанию
|
Январь
|
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
|
Посещение открытых показов
|
Февраль
|
Проведение народных праздников в группе с привлечением родителей, узких специалистов
|
Приглашение на праздник
|
Март
|
Алгоритм написания конспекта НОД
|
консультация
|
Апрель
|
Открытое самостоятельное проведение игрового общения
|
Открытый показ
|
На протяжении учебного года - оказание помощи по самообразованию молодых педагогов
|
|
|
|