Звуки [П], [Пь], буква П
Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте
Цели:
Образовательные:
уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить определять позицию звука в словах;
познакомить детей с графическим образом буквы П;
учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
Коррекционные:
-
развивать слуховую память, внимание и восприятие;
развивать умение концентрировать внимание;
развивать умение контролировать импульсивные действия;
учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).
Воспитательные:
воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;
воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование:
Предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; индивидуальные зеркала; буквы; звуковые домики; синие и зеленые фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг па друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково. (После этого дети садятся.)
Сообщение темы занятия.
(Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.)
Посмотрите, кто это? (Это почтальон.)
Что он нам принес? (Письма.)
Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.)
- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].)
Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)
Характеристика звуков [ П |. [Пь|.
Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Тубы сжимаются и разжимаются.)
Попробуйте прочесть звук [П].
Получается? (Нет.)
Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).
В какой домик мы его поселим? (В синий.) (Демонстрируется синий домик.)
Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.)
Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.)
Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.)
А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)
Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо.)
Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.
А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой.)
Теперь поиграем. (Развитие слухового восприятия.) Я буду называть звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.
Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим.) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а сзади щетинка. (Поросенок.)
(Выставляется картинка.)
Какой звук первый в этом слове? ([П].)
Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха.) Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги:
ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО
-А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)
Посмотрите, что прислал нам поросенок. (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия.)
Первое письмо.
Развитие фонематического синтеза.
Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о ... л П ... и ... л ... а П ... а ... у ... к П ... о ... т
С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь].)
Какое слово начинается с [Пь]? (Пила.)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)
Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);
Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «папа»);
Панама, антенна, роза (слово «пар»).
Какой общий звук во всех словах? ([П] ).
Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.)
Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.)
Где звук [П| в середине? (Лапа.)
(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах.)
Игра: «Говори». Развитие умении контролировать импульсивные действия.
Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я скажу: «Говори!».
- Какой сегодня день педели? Пауза. Говори! (Пятница.)
Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда.)
Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой.)
4.Физкультминутка.
- А сейчас отдохнем. Игра «Ловим комаров» - снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения обеих рук.) По команде «Стоп!» вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой.) Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь снова за работу.
Знакомство с графическим образом буквы П.
Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. По чтобы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.)
Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.
А внизу через проход Проплывает пароход.
Итак, какие же задания приготовил вам петушок?
Второе письмо.
1.Восстановление графического образа буквы П.
Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются листочки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы.)
Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.
Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П Л П
Игра «Маленькие привидения». Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).
Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.
Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
Развитие слухового восприятия.
Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.
Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.
Петя пилил пилой пень.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Итог занятия.
Оценка работы детей.
|