Главная страница

Методическая разработка «Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования»


Скачать 97.47 Kb.
Название Методическая разработка «Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования»
педагог дополнительного образования
Дата 29.02.2016
Размер 97.47 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка

«Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования»


Выполнила педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

Дундина Юлия Сергеевна

2015г.


Аннотация.

В данной методической разработке описывается роль личностно-ориентированного подхода к обучающимся, как одного из основных методов работы в детском коллективе. На личность маленького человека опирается весь образовательно-воспитательный процесс, и только тогда, при грамотной работе педагога, можно сформировать индивидуальность и указать ей путь во взрослую жизнь.
Личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию, развитие его неповторимой индивидуальности. Ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного и образовательного процесса, и этот процесс направлен на формирование и, при необходимости, коррекцию личности ребенка.

Личностно-ориентированное воспитание и образование основываются на известных принципах педагогики:

  • самоценность личности ребенка и глубокое уважение к ней

  • учитываются особенности индивидуального развития каждого ребенка

  • отношение к ребенку как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса

  • добро и ласка как основное средство воспитания

  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся

  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов



Личностный подход понимается как опора на индивидуальные качества и особенности. В числе индивидуальных особенностей, на которые необходимо опираться педагогу, являются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. В образовательном процессе делается опора на интересы детей, на желание ребенка обучаться по собственному желанию, а не по принуждению. Весь этот потенциал необходимо увидеть и сделать все для стимулирования его развития. Помимо учета позиции ребенка в образовательном процессе, учета его индивидуальных особенностей, важную роль играет отношение к ребенку со стороны взрослого (педагога). Это авторитарная позиция педагога, применение технологии совместного сотрудничества, использование на занятий такой формы общения, как диалог, обучение, моделирующее поисковое мышление.

Основным элементом образовательного процесса является само занятие (урок), которое основывается на тесном взаимодействии педагога и обучающихся. Чтобы провести занятие с личностно-ориентированным подходом необходимы следующие средства и методы:

  • наличие плана занятия

  • создание положительного эмоционального фона, оценка и необходимая коррекция психологического состояния детей перед занятием

  • построение деятельности детей с учетом индивидуальных возможностей

  • оценка и анализ тех или иных способов, которые обучающиеся применяют в процессе обучения, результатов деятельности каждого ребенка в ходе занятия, самооценка

  • использование различных форм работы с обучающимися: групповая, парная, индивидуальная

  • использование проблемных творческих заданий

  • обсуждение домашних заданий, правил организации и выполнения

    Применение личностно-ориентированных технологий в классе гитары.


На занятиях в классе гитары на первом году обучения образовательный процесс ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех детей, при которых каждый может достигнуть планируемых результатов.

Обучающиеся формируются в группы (ансамбли) по возрастным критериям: ансамбль младших школьников (возраст детей 7-10 лет) и ансамбль среднего и старшего школьного возраста. Эта необходимость обусловлена возрастными особенностями физического развития и восприятия образовательного материала (обучающиеся младшего школьного возраста усваивают материал чуть медленнее, чем дети по-старше). Репертуар также подбирается с учетом возраста. На первом этапе обучения подростки способны успешно воспринимать все темы программы, разучивать несложный классический репертуар. Для детей младшего школьного возраста иной подход. После теоретических тем программы, которые осваиваются с разным темпом ( освоение тем обучающимися младшего школьного возраста происходит чуть дольше), в практической деятельности применяется иной репертуар, отличающийся по сложности и восприятия детьми. Разучиваются одноголосные пьесы с текстом (песенки--попевки). Дети играют мелодию на инструменте и поют мелодию пьесы с текстом. Эта методика позволяет формировать музыкальный слух, чувство ритма и делает обучение игре на инструменте более интересным и увлекательным. Далее подбирается и используется основной классический репертуар. У каждого обучающегося есть дневник (тетрадь), куда записывается домашнее задание, выставляется оценка за деятельность на уроке. Как правило, это высокая оценка для стимуляции самоуверенности и успешной дальнейшей деятельности. Дети с нетерпением ждут оценки их деятельности на уроке и радуются, если эта оценка высокая.

Уже со второго года обучения дети могут быть расформированы на группы (ансамбли) более прогрессивных детей и пассивно развивающихся. Подбирается соответственный репертуар более или менее сложный, в зависимости от возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся. Это необходимо для благоприятной психологической обстановке на занятиях и комфортного обучения детей с отличающимися по развитию навыками и способностями. Дети, у которых по тем или иным причинам образовательный материал усваивается медленнее или менее успешно, не должны чувствовать себя ущербными или не талантливыми. Иногда определенные навыки при обучении игре на инструменте формируются не так быстро, как бы это хотелось педагогу, самим обучающимся и даже их родителям. Некоторые обучающиеся начинают себя проявлять спустя некоторое время. Они, словно «губка», впитывают в себя знания, но не могут моментально выдать двигательный ответ на полученную информацию. Необходимо время и терпение для получения необходимого результата.

Иногда во время занятий происходят такие ситуации, когда дети делают замечания друг другу, критикуют, иногда даже перекладывают вину на других, когда при исполнении пьес звучат фальшивые ноты или кто-то играет не ритмично.

Совсем не так давно произошла такая ситуация. Мальчик подросткового возраста однажды сказал, что он больше не хочет заниматься на гитаре. После занятия я задала ему вопрос «почему?», чтобы разобраться в причине. Он ответил: «я не хочу заниматься музыкой, это не мое, я хочу рисовать и вообще меня здесь не любят ребята». После откровенного разговора после занятия, последнее оказалось основной причиной таких выводов. Одна девочка сделала на занятии ему замечание, что он все время допускает ошибки. Мальчик слишком эмоционально отреагировал на такие замечания своих сверстников. Мы договорились, что он не будет делать поспешных выводов, не будет так близко воспринимать критику в свой адрес и тщательнее поработает над своими ошибками. Ведь девочка не хотела его обидеть или унизить, она просто сделала замечание. Спустя некоторое время мальчик на мой вопрос «не передумал ли он заниматься на гитаре» ответил «мало ли что я говорил...»

Для успешной деятельности на занятии эмоциональное состояние детей играет важнейшую роль. Каждый ребенок должен ощущать себя неотъемлемым участником образовательного и воспитательного процесса. Именно педагог должен регулировать все конфликтные ситуации и деликатно объяснять обучающимся причины ее возникновения. Задача педагога скорректировать и улучшить психологическое состояние детей на занятии, чтобы каждый ребенок не только получил знания, но и получил благоприятный эмоциональный заряд.

Также важную роль в процессе занятия играет беседа, также диалог, диспут тема которых может касаться не только образовательного процесса. Дети, особенно младшего школьного возраста, очень открыты для разговора, они любознательны, задают всегда вопросы, сами делятся своими знаниями и мнениями. С беседы может начинаться занятие, во время которой выявляется эмоциональное состояние обучающихся. Беседа, при работе с музыкальным инструментом, необходима. как небольшой перерыв от деятельности. Во время таких бесед у детей не только выявляются знания или незнания в конкретных темах, но и происходит более тесное и доверительное общение между участниками образовательного процесса.

Во время учебного процесса педагог является организатором образовательной деятельности, в которой обучающийся, опираясь на имеющиеся знания, ведет самостоятельный поиск. Вопрос о выборе репертуара я стараюсь решать совместно с детьми, учитывая их предпочтения. Когда мы разбираем новое музыкальное произведение, сначала я , показываю его звучание либо на личном исполнении, либо на любом воспроизводящем устройстве, чтобы сформировать представление о нем. Затем мы начинаем обсуждение прослушанной пьесы: какой характер имеет данное произведение, какие чувства вызывает эта музыка, какой смысл заложен в названии пьесы и др. В процессе беседы я обязательно обращаюсь к каждому по имени, внимательно и уважительно выслушиваю мнение ребенка, независимо от его уровня успеваемости. После обсуждения всех мнений детей мы совместно анализируем все высказывания, делаем выводы и подводим итоги. Так формируются знания о предстоящей работе над музыкальным произведением. В практической деятельности применяется тот же метод проблемно-поискового решения всех задач, где центральная фигура – обучающийся! Дети сами находят ответ на поставленный вопрос, педагогу только необходимо создать условия для активности детей, направить, воодушевить и тем самым укрепить авторитет обучающегося.

В работе над музыкальными произведениями при групповых занятиях у обучающихся возникают проблемы, связанные со скоростью восприятия нотного текста и двигательном ответом рук при исполнении разучиваемого нотного текста. Одни обучающиеся делают все быстро, другие медленнее. Это связано с индивидуальными физическими качествами и специфическими способностями, которые необходимы для занятий на музыкальном инструменте: музыкальный слух, чувство, ритма, мелкая моторика рук, умение быстро воспринимать и перерабатывать информацию ( чтение и воспроизведение нотного текста) и др. Те дети, у которых эти специфические способности недостаточно развиты, не должны чувствовать себя не комфортно в коллективе. Иначе могут возникнуть комплексы, у ребенка пропадет желание заниматься в коллективе. Поэтому подбор репертуара зависит от уровня проявившихся способностей и развившихся специфических навыков. Те дети, которые не справляются с разучиваемым материалом, музыкальные партии упрощаются: например ребенок может исполнять только мелодию, без аккомпанирующей линии, упрощаются приемы игры, если они не получаются. И указывать на ошибки я стараюсь деликатно, чтобы ребенок не чувствовал себя неудобно перед остальными участниками образовательного процесса: «будь немного внимательнее», «у тебя получится, если ты еще отработаешь это дома». Есть дети у, которых ярко выражены лидерские качества в исполнении: они играют уверенно и ярко, более активны во время занятия, исполняют роль «ведущего». А есть дети, занимающие пассивную позицию: у них инструмент звучит тише, они боятся играть ярко, чтобы не было слышно ошибок и запинок, как бы «прячутся» за исполнением остальных детей, они занимают роль «ведомых». Это неизбежная ситуация в любом коллективе, не бывает только сильных или только слабых по способностям детей, каждый играет свою неповторимую роль. Просто способности могут проявляться со временем, не так быстро, как бы этого хотелось. Не бывает неспособных детей.
Иногда в коллектив приходят дети, у которых ярко выражены специфические музыкальные способности. С таким детьми я стараюсь выстроить работу по индивидуальному маршруту. Индивидуальная работа отличается от работы с коллективом. Здесь идет более основательная опора на личность конкретного ребенка, индивидуальные качества и способности. Подбирается индивидуальный репертуар, по сложности отличающийся от репертуара для групповых занятий. В процессе работы корректируются недостатки, все силы направляются на развитие конкретных навыков и умений, идет углубленная работа над эмоциональной составляющей в деятельности музыканта. При индивидуальной работе все силы направлены на развитие достоинств и исправление недостатков конкретного обучающегося, чего нельзя сделать в полном объеме при работе к коллективе. Такие дети добиваются более серьезных результатов. При работе с такими детьми также идет более тесное сотрудничество с родителями, что играет ведущую роль в творческом развитии обучающегося.
Важнейшую роль в личностно-ориентированных методах обучения играет работа с родителями, которые являются основным авторитетом в жизни каждого ребенка. Родители отвечают за систематическое посещение занятий, следят за режимом выполнения домашних заданий, участвуют в учебной творческой деятельности своих детей. Все это способствует успешному освоению образовательной программы, формированию общих интересов всех участников образовательного процесса, самоутверждению детей, становлению таких качеств, как ответственность, трудолюбие.

Обычно родители сами интересуются успехами своих детей, но иногда приходится обращаться к ним и деликатно указывать на проблемные моменты для их устранения. Обычно это просьба о выполнении домашнего задания, о соблюдении режима занятий на инструменте в домашних условиях, указание на недостатки или достоинства, также обсуждение участия детей в планируемых мероприятиях коллектива. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, но чаще происходят индивидуальные беседы как по моей инициативе, так и по инициативе самих родителей.
Основным предметом личностно-ориентированного обучения является личность ребенка, далее происходит развитие этой личности, затем проявляется ее индивидуальность, которая проявляется в творчестве и впоследствии приобретает свободу выбора. Эта формула-залог успеха любой образовательной и воспитательной деятельности.