Главная страница

Методическая разработка «Делопроизводство в доу»


Скачать 423.81 Kb.
Название Методическая разработка «Делопроизводство в доу»
страница 1/3
Дата 13.03.2016
Размер 423.81 Kb.
Тип Методическая разработка
  1   2   3

Методическая разработка

«Делопроизводство в ДОУ»
Делопроизводство – это процесс создания документа и последующей работы с ним. Это деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами.

Документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Действия администрации фиксируются в документах. Документы являются средством осуществления распорядительных действий руководящих органов и отдельных должностных лиц, т.е. административной деятельности, ее документирование во многих случаях предписывается законом и является обязательным.

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Зако-ном РФ «Об образовании» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении. Принятые руководителем решения фиксируются в определенном порядке в конкретных формах документов. Результаты работы зафиксированной в определенном порядке, отражают действительное состояние дел в дошкольном учреждении.

Вся накапливаемая в ДОУ информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, которые поступают в ДОУ извне.

Внутренняя информация включает организационно-распоряди-тельные, а также кадровые документы, которые ДОУ, во главе с его руководителем, разрабатывает, издает и ведет самостоятельно.

Можно с достаточной уверенностью отметить, что от того, как поставлено в учреждении делопроизводство, в значительной степени зависят темп работы и культура управленческой деятельности.
КАДРОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ДОУ
На каждого сотрудника образовательного учреждения ве­дется личное дело.

Личное дело — это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой дея­тельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу. Порядок работы с личными делами не регламентирован общегосударственными норматива-ми, в свя­зи с чем предприятия по-разному решают вопросы формиро­вания и ведения дел.

Порядок расположения документов при заведении личного дела:

  • внутренняя опись документов дела;

  • заявление о приеме на работу;

  • выписка из приказа о приеме на работу;

  • листок по учету кадров;

  • копии документов об образовании;

  • выписки из приказов о перемещении, совмещении профес­сий, о присвоении квалификационной категории, увольнении;

  • аттестационный лист (копия).

Внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле, должна содержать сведения о порядковых номерах докумен­тов дела, датах их соз-дания, заголовках. При нумерации лис­тов дела листы внутренней описи нумеруются отдельно.

Внутренняя опись составляется на отдельном листе, под­писывается ее составителем с указанием должности, расшиф­ровки подписи и даты составления описи.

Основу личного дела составляет личный листок по учету кадров, который представляет собой перечень вопросов о биогра­фических данных работников, образовании, выполняемой ими с начала трудовой деятель-ности работе, семейном положении и др. Личный листок заполняется от руки самим работником при поступлении на работу. Сокращения, прочерки, исправления и помарки не допускаются. При заполнении личного листка ис­пользуются следующие документы: паспорт, трудовая книжка, диплом, удостоверения, свидетельства и пр. Особое внимание необходимо обращать на некоторые графы личного листка, при заполнении которых часто допускаются ошибки. Так, в графе «Образование» применяются следующие формулировки: «выс­шее», «незаконченное высшее», «среднее специальное», «среднее», «неполное среднее», «начальное» — в зависи-мости от того, какой документ об образовании имеется у работника.

В графе «Выполняемая работа с начала трудовой деятель­ности» сведения о работе отражаются в соответствии с запи­сями в трудовой книжке. В указанную графу вносятся сведе­ния и о перерывах в работе в связи с учебой, болезнью и др. Кроме того, если работник в одном учреждении в разные пе­риоды занимал различные должности, то следует указывать время пребывания на каждой из них.

Заведующий, принимая от поступающего личный листок по учету кад-ров, должен проверить полноту его заполнения и правильность указанных сведений в соответствии с предъяв­ленными документами.

Наряду с заполнением личного листка по учету кадров поступаю-щий на работу пишет автобиографию — документ, содержащий краткое описание в хронологической последовательности основных этапов жизни и деятельности данного лица. Автобиография составляется работником собственно­ручно, в произвольной форме, без исправлений и помарок. В автобиографии должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество; число, месяц, год и место рождения; полученное образование (где, когда, в каких учебных заведени­ях); с какого времени началась самостоятельная трудовая де­ятельность; сведения о семейном положении и близких род­ственниках, паспортные данные; домашний адрес и телефон; дата составления автобиографии, подпись работника.

Подшитая в личное дело выписка из приказа о приеме на работу конкретного сотрудника должна быть заверена заведу­ющим ДОУ.

На личном листке проставляется присвоенный личному делу порядковый номер. Под этим номером личное дело ре­гистрируется в книге учета личных дел. После увольнения работника его личное дело извлекается из папки и в освобо­дившуюся обложку, под тем же номером, помещается личное дело нового работника.

В целях обеспечения сохранности личных дел их регист­рируют в книге учета, где предусматриваются следующие гра­фы: порядковый номер дела, фамилия, имя, отчество работни­ка. Дата постановки дела на учет, дата снятия с учета.

Личные дела не выдаются на руки работникам, на кото­рых они заведены.

Аттестационный лист (копия) должен храниться в личном деле педагогических кадров, прошедших аттестацию.

Аттестация педагогических кадров производится на осно­вании Поло-жения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Положение), утверж­денного приказом Минобразования РФ от 26.06.2000г. № 1908.

Согласно Положению (п. 3.1), образовательное учрежде­ние имеет пра-во проводить аттестацию работников только на вторую квалификацион-ную категорию. Для этого создается аттестационная комиссия, как прави-ло, из числа наиболее ав­торитетных работников ДОУ. Председателем ко-миссии является заведующий ДОУ. Обязательными документами для ат­тестации работников являются: приказ по ДОУ о проведении аттестации и назначении аттестационной комиссии; протоко­лы заседания аттестационной комиссии; аттестационный лист установленного образца.

После успешного прохождения аттестации заведующий ДОУ обязан издать приказ (не позднее одного месяца после заседания аттестационной комиссии) о присвоении квалифи­кационной категории работнику и сделать соответствующую запись в трудовой книжке. Оплата по новой квалификацион­ной категории производится со дня присвоения категории — даты принятия решения аттестационной комиссией.

Аттестация педагогических кадров проводится по их лич­ному заявле-нию и в сроки, установленные Положением.

Заведующий ДОУ несет ответственность перед учредите­лем и финан-совыми органами за правильность документиро­вания аттестации и свое-временное оформление соответствую­щих документов.

Наряду с личными делами, на всех работников заводятся специальные личные карточки, которые служат для учета кадров и анализа кадрового состава. Личные карточки имеют типовую форму Т-2, утвержденную органами статистики.

Личная карточка заполняется от руки, все записи форму­лируются пол-ностью, без сокращений. Основанием для запи­сей являются: паспорт, тру-довая книжка, документы об обра­зовании. Личные карточки хранятся от-дельно от личных дел.

Трудовая книжка, согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 66), является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Трудовые книжки ведутся на всех сотрудников, прорабо­тавших свыше пяти дней, если работа в этой организации является основной.

Прием на работу без трудовой книжки не допускается. В работе с тру-довыми книжками заведующий ДОУ дол­жен руководствоваться Прави-лами ведения и хранения тру­довых книжек, изготовления бланков трудо-вой книжки и обес­печения ими работодателей, утвержденными Поста-новлени­ем Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек (приложение № 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69).

В этой же Инструкции предусматривается ведение книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В указанной книге регистрируются все трудовые книжки работ­ников при поступлении на ра-боту с записью серии и номера книжек. Форма книги учета движения тру-довых книжек и вкладышей к ним прилагается к Инструкции.


ХАРАКТЕРИСТИКА

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОУ

Общие требования к текстам слу­жебных документов:

  • краткость и точность изложения информации, исключе­ние двоякого толкования;

  • объективность и достоверность информации;

  • составление, по возможности, простых, т. е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения ра­боты с ними;

  • структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как введение, доказательство, заключе­ние;

  • широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций. В документах разных орга-низаций описываются часто повторяющиеся однотипные управлен-ческие ситуации, поэто­му специалисты-документоведы предлагают использовать унифицированные тексты документов с единой формой язы­кового выражения, наиболее точно передающей содержание конкретных действий или ситуаций.

Выполнение одного из важнейших требований к тексту документов — точное изложение его сути — в значительной степени зависит от правильности употребления слов и слово­сочетаний с учетом их значения и формы. При составлении текстов документов необходимо учитывать нор-мы русского языка.

Тексты большого объема принято делить на разделы, пункты, подпункты, применяя нумерацию арабскими цифрами с точками после них.

Документы организационно-распорядительного харак­тера составля-ют значительную часть всей документации, с которой заведующему ДОУ приходится постоянно работать.

Важ­нейшие понятия различной документации:

Информационно-справочная документация содержит ин­форма-цию о фактическом положении дел в учреждениях и служит основанием для принятия распорядительных доку­ментов. К информационно-справоч-ным документам относят­ся: справки, докладные и объяснительные запис-ки, акты, пись­ма, телеграммы и телефонограммы. Информация, содержа-ща­яся в них, может побуждать к действию или лишь принята к сведению.

Организационная документация — документы, регламен­тирующие структуру, задачи и функции учреждения, органи­зацию его работы, права и обязанности, ответственность руко­водителя и работников.

Распорядительная документация — документы, издающи­еся руководителем, содержащие информацию к обязательно­му исполнению.

Организационно-распорядительная документация применяется при оформлении распорядительной и исполни­тельной деятельности учреждения.

Организационно-правовое обеспечение деятельности ДОУ включает комплекс взаимосвязанных документов.

В состав орга­низационных документов общеобразовательного уч-реждения входят:

  • Устав общеобразовательного учреждения;

  • договор с учредителем;

  • положения о подразделениях;

  • должностные инструкции сотрудников;

  • структура и штатная численность;

  • штатное расписание;

  • правила внутреннего трудового распорядка.

Рассмотрим виды документов и часто встречающиеся проблемы, связанные с ними.
Устав дошкольного образовательного учреждения

Устав является основным организационным документом ДОУ.

Устав - свод правил, регулирующих деятельность органи­заций, учрежде-ний, их взаимоотношения с другими организа­циями и гражданами, их пра-ва и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной дея­тельности. Устав является организационно-правовым документом, в котором закрепляются структура, функции, права и обязан-ности ДОУ, вытекающие из Закона РФ «Об об­разовании» и Типового положения о дошкольном образова­тельном учреждении, полномочия, дополнительно переданные ДОУ учредителем, а также иные необходимые вопросы, не про­тиворечащие действующему законодательству и необхо-димые для осуществления деятельности ДОУ.

Устав разрабатывается ДОУ самостоятельно и утвержда­ется его учредителем (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Для каждого ДОУ Устав является индивидуальным доку­ментом, действующим в течение длительного периода време­ни. К написанию Устава предъявляются осо-бые требования, изложенные в статье 13 Закона РФ «Об образовании». Подго­товка Устава — очень ответственная и трудоемкая работа, т.к. важ-но сконцентрировать в нем все юридические аспекты, отра­жающие организационную, финансовую, хозяйственную дея­тельность и задачи ДОУ, права и обязанности участников обра­зовательного процесса. Поэто-му составление Устава рекомен­дуется проводить с участием юриста.

Содержательная часть Устава заключает в себе следую­щие основные разделы:

  • общие положения;

  • цели и предмет деятельности;

  • организация образовательного процесса;

  • участники образовательного процесса;

  • управление учреждением;

  • финансовая и хозяйственная деятельность;

  • регламентация деятельности;

  • реорганизация и ликвидация.

Завершающим этапом в работе над Уставом является его регистрация. После регистрации Устава образовательного уч­реждения в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы выдается свидетельство о государствен­ной регистрации общеобразовательного учреждения. Таким образом, уставы всех ДОУ должны быть внесены в Единый реестр юридических лиц.

Все дальнейшие изменения, касающиеся жизнедеятель­ности ДОУ, должны быть отражены в Уставе в виде внесения поправок и дополнений и зарегистрированы в территориаль­ных налоговых органах. У ДОУ должно быть свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции. Также следует особенно тщательно проверить, насколько Устав образователь­ного учреждения соответствует Письму Минобразования РФ от 17.02.97 № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образо-вательных учреждений».

Наличие свидетельства о регистрации позволяет образо­вательному учреждению открывать счета в банковских уч­реждениях, в том числе и валютные, иметь самостоятельный баланс, круглую печать, штампы со своим наименованием и бланки с реквизитами, т. е. приобрести права юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об Образовании»).
Договор с учредителем

Необхо­димость для образовательного учреждения иметь договор с учредителем определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ «Об образо-вании», в котором записано: «Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Договор между ДОУ и родителями ребенка (лицами, их заменяющими)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 666 утверждено Типовое положение о до­школьном обра-зовательном учреждении. В статье 39 данного положения указывается, что взаимоотношения между до­школьным образовательным учреждени-ем и родителями (ли­цами, их заменяющими) регулируются родительс-ким догово­ром, включающим в себя взаимные права, обязанности и от­ветственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними.
Структура и штатная численность

В соответствии с Уставом учреждения разрабатывается его струк-тура и штатная численность, что закрепляется в соответ­ствующем документе. В этом документе указываются все структурные подраз-деления предприятия, вводимые на пред­приятии должности и коли-чество штатных единиц по каждой из должностей. Документ состав-ляется на бланке предприя­тия, подписывается заместителем руководи-теля предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утвержда-ется заведующим. Изменения в структуру и численность штата вносятся приказом руководителя учреждения.В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 №88, нормативы численности установлены для определения и обоснования необходимой списочной числен­ности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их тру-да. Нормативы численности работников, занятых в ДОУ, разработаны с учетом обеспечения нормаль­ных условий для всестороннего развития и воспитания детей.

Штатное расписание

Должностной и численный состав предприятия с указани­ем фонда заработной платы закрепляется в штатном распи­сании. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит сведения должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месяч­ном фонде заработной платы. Штатное расписание подписы­вается заведующей учреждения, согласовы­вается с главным бухгалтером и ут-верждается руководите­лем управления образования, при этом в грифе ут-верждения указываются общая штатная численность учреждения и ме-сячный фонд заработной платы. В соответствии с пунктом 46 Типового по­ложения о дошкольном образовательном учреждении опре­делено, что в каждом ДОУ устанавливаются штатное распи­сание и должностные обязан-ности. Руководитель ДОУ само­стоятелен в подборе и расстановке кадров (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Штатное расписание составляется плановым отделом централизованной бухгал­терии, согласовывается с заведующим детским садом и ут­вержда-ется начальником районного управления образовани­ем. Штатное расписа-ние утверждается также заведующим детским садом, заверяется печатью и согласовывается с учре­дителем.


Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка — норматив­ный акт, определяющий трудовой распорядок на предприяти­ях, в учреждениях, организациях. Утверждается трудовым коллективом по представлению администрации и профкома на основе типовых правил.

Это один из важнейших документов, регламентирующих жизнь ДОУ, который должен сочетаться с положениями Уста­ва детского сада. Организация работы учреждения, взаимные обязанности работников и ад-министрации, предоставление от­пусков, внутренний режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка.

Структура этого документа следующая:

  • общие положения;

  • порядок приема, перевода и увольнения работников;

  • основные обязанности работников;

  • рабочее время и его использование;

  • поощрения за успехи в работе;

  • взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

  • внутриобъектный режим;

  • организация работы.

Статья 189 Трудового кодекса РФ, принятого в 2002 г., говорит, что «правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт организации, регламентирую­щий в соответствии с настоящим Кодексом и иными феде­ральными законами порядок приема и увольнения работни­ков, основные права, обязанности и ответственность сторон трудо-вого договора, режим работы, время отдыха, применя­емые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в орга­низации».

Согласно Уставу дошкольного образователь­ного учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, равно как и изменения к ним, принимаются общим собранием коллектива в начале каждого учебного года и утверждаются заведующим детским садом. При приеме на работу заведующий детским садом обя­зан ознакомить каждого работника с указанным документом под роспись в приказе о назначении. Храниться этот документ должен в доступном для каждого работника месте.
Инструкции

Ин­струкция — правовой акт, издаваемый органом государствен­ного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-техничес-кие, технологические, финансовые и иные спе­циальные стороны деятель-ности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

Инструкция самостоятельный правовой акт, который подписывает­ся или утверждается руководителем организации. Утверж­дение оформля-ется в форме грифа или путем издания распо­рядительного документа.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо дея-тельности или применения положений законодатель­ных и нормативных актов.

Текст излагается от третьего лица единственного или мно­жественно-го числа. В тексте используются слова «должен», « следует », « необходи-мо », «запрещается», «не допускается». Заголовок к инструкции, содержа-щей должностные требова­ния и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос: «Кому?» Например: «Должностная инст­рукция главному специалисту».

Текст инструкции разбивается по определенной логиче­ской схеме на разделы, пункты и подпункты. Инструкция на­чинается, как правило, с раз-дела «Общие положения», в кото­ром указываются цель ее издания, область распространения, порядок пользования и другие сведения общего характера. Она является документом постоянного длительного действия (до замены ее новой инструкцией).

Все сотрудники ДОУ должны быть под роспись ознаком­лены со своими инструкциями, один экземпляр которых нахо­дится в личном деле, другой — у сотрудника. Одной из задач оперативного контроля заведующего над данным процессом является проверка наличия подписи ответственного лица на каждой инструкции. Должностные обязанности администрации должны быть тоже доведены до сведения педагогического коллектива.

Текст инструкций должен соответ­ствовать предъявляемым требо-ваниям.

Рабо­тодатель обязан обеспечить каждого работника инструкций по охране труда (ст. 212). Особенно это касается оформления инструк-тажа «неэлектрического» пер­сонала. В связи с этим одной из первооче-редных задач для заведующего после вступления в должность является подго­товка указанных инструкций. Их разрабатывают для каждого сотруд-ника в соответствии с требованиями изложенными по охране труда
Должностная инструкция

Правовое положение педагогического, административного и обслужи-вающего персонала ДОУ регламентируется долж­ностной инструкцией, устанавливающей задачи, функции, пра­ва, обязанности и ответственность должностных лиц.

При приеме работника заведующий ДОУ должен познако­мить его с должностной инструкцией, ответить на возникшие вопросы. Каждая инст-рукция должна быть заверена подпи­сью руководителя и подписью сотруд-ника.

Должностная инструкция составляется на основе норма­тивных доку-ментов. К ним относятся Закон РФ «Об образова­нии», Трудовой кодекс РФ, Типовое положение о ДОУ, Тариф­но-квалификационные характерис-тики, Устав ДОУ и другие документы, в которых прописаны обязанности и права работ­ников. Согласно этим документам, инструкция состоит из сле­дующих разделов:

  • общие положения;

  • функции;

  • должностные обязанности;

  • права;

  • ответственность;

  • взаимоотношения, связи по должности.

В разделе «Общие положения» устанавливается сфера деятельности данного работника, порядок его назначения и увольнения, замещение по должности. Здесь также перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности специалист.

В разделе «Функции» определяются направления деятель­ности ра-ботника.

В разделе «Должностные обязанности» указывается фор­ма его участия в деятельности ДОУ.

В разделе «Права» определяются права, предоставляемые работнику ДОУ для выполнения возложенных на него обя­занностей.

В разделе «Ответственность» устанавливаются виды от­ветственности за неисполнение работником должностных обязанностей и неисполь-зование предоставленных ему прав.

В разделе «Взаимоотношения, связи по должности» уста­навливается круг должностных лиц, с которыми работник всту­пает в служебные вза-имоотношения.

Инструкция утверждается и вводится в действие прика­зом по ДОУ.

Организация деятельности ДОУ в обязательном порядке предус-матривает наличие многих видов документов (в отдельных случаях их раз-работку), без которых невозможно решать задачи эффективного управле­ния. Залогом успеха заведующего ДОУ в управленческой де­ятельности является глубокое знание ведомственных органи­зационных документов, их умелое использование в практи­ческой работе, а также систематическое совершенствование личных навыков в подготовке документальных материалов.
  1   2   3