МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
-
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
-
-
-
ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ
-
-
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
-
-
Подготовила: Хасанова С.В.
-
-
-
-
-
-
Понятие темперамента
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
- Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
- Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.
Виды темпераментов
Характеристики темпераментов сангвиник
-
Маленький сангвиник - сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Они активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.
Рекомендации для воспитателей:
-
-
- важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек и.т.д.;
-
- следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качеством выполнения;
-
- небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
-
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности
-
- воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.
Характеристики темпераментов меланхолик
Рекомендации для воспитателей:
-
необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
-
категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
-
следует чаще хвалить малыша;
-
-
следует привлекать меланхолика к совместному со взрослым труду.
-
ребёнку полезно заниматься спортом
-
Характеристики темпераментов холерик
-
Ребенок холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет, а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм.
Рекомендации для воспитателей:
-
говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
-
к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сончаса следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
-
нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
-
при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
-
приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
-
очень важно соблюдать строгий распорядок дня.
-
Характеристики темпераментов флегматик:
-
Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами.
-
Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
Рекомендации для воспитателей:
-
следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
-
нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
-
чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
-
не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
-
нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.
-
не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий
-
Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.
-
Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.
|