|
Выводы по первой части.
(В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Дети-сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Но можно, все же, не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и «запускают» его социализацию и адаптацию в неправильное русло.)
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования позволил нам прийти к следующим выводам.
1. Обзор исторической литературы показал, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, как частное дело существовала еще у древних славян, однако постепенно эта социальная миссия трансформировалась в направление социальной политики сначала церковной, а затем и государственного управления и к началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось. Обобщая результаты нашего исследования, можно отметить, что в истории развития призрения и попечения над детьми-сиротами в России прослеживается неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь.
2. В РФ задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. В настоящий момент главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные цели деятельности социального педагога в государственных учреждениях интернатного типа, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей – социализация детей. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление качества такой подготовки может производиться в терминах адаптации-дезадаптации.
Таким образом, поставленные выпускной квалификационной работе задачи – реализованы; цель работы - выявление причины по социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – достигнута.
4. Список используемой литературы
Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2004. - №4.- С. 44.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие, 2-е издание. - М.: Академия, 2002.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001.
Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М., ВЛАДОС, 2001, с.30
Головко В. Сколько сирот на Дону? Аргументы и факты на Дону. -2006. №44.
Дементьева Н.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.-Серия: Семья и воспитание / Н.Ф. Дементьева. - М. -2000.- С. 6.
-
Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей / А. Дзугаева // Народное образование. -2001. - №7.- С. 174.
Ефремов К. Трудные дети, трудные люди. // Народное образование.
2004. №3. С.58-62.
Журавлев Д. Проблемы школьной неуспеваемости// Народное образование. 2004. №9. С. 48-56.
Зуйкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2004.
Карелова Г. Забота о детях – наш долг перед будущим / Г. Карелова // Социальная работа. -2002. -№2.- С3
Комаров В. Трудная дорога к детскому дому // Народное образование. 2005. №5. С.93-98.
Конвенция ООН «О правах ребенка». - М., 1990.
Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2001, с.12
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2003.
Мильштейн Г.Р. Некоторые психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей[Электронный ресурс] / Г.Р.Мильштейн. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:
Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник. - М., 1997. С.26.
Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000. С.38.
Одинцова Л., Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу// Воспитание школьника. 2004. № 2. С.85-92.
0 соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях РФ. - М.-СПб.: Изд-во Минобразования РФ, 2003.
Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов н/Д., 2005.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – С. 25.
Психическое развитие воспитанников детских домов/Под ред. И.В, Дубровиной. – М.: Педагогика,1990.–С. 18.
Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2002.
26. Терновская М.Ф., Иванова Н.П., Зайцев С.В. Технология реабилитационной работы, мониторинг и оценка развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Методические материалы / – М., 2002. – С. 44.
Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). – Режим доступа: www.rg.ru
Федеральная целевая программа «Дети России». Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во Минобразования РФ, 2003.
Федеральная целевая программа «Дети России». Инновационные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Великий Новгород, 2002.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». М., 1998.
Фельдштейн З.Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Воспитание школьника. 2005. №4. С. 124-130.
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. - М: Владос, 2002.
Шептенко Г.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2001.
Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот / Л.М. Шипицина. – СПб., 1996. – С. 17.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Т.И.Шульга, Л.Я.Олиференко, А.В.Быков. - М., 2003. - С.99.
|
|
|