Главная страница

М. А. Шолохова Выпускная квалификационная работа


Скачать 389.63 Kb.
Название М. А. Шолохова Выпускная квалификационная работа
страница 2/4
Дата 09.03.2016
Размер 389.63 Kb.
Тип Реферат
1   2   3   4

2.2 Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ



Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., В.П. Мельников, Е.И.Холостова, А.И.Кравченко, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни, фатальным об­разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других [7, с.6].

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настояще­му трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать [7, с.6].

По мнению В.С. Мухиной, к числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие:

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом [18, с.26].

Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах [14]. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель­ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос­питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред­почтение отдается поискам для него новой семьи. Но при пере­даче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, кото­рая была бы связана с его этнической группой, местными обы­чаями и культурными корнями.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе [28].

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [27], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан .

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы [27, ст.8]. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

((Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую запрашивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье. Либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечения. А также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссии (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возможны функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.))

К числу наиболее важных законодательных актов относится Семейный кодекс РФ, который содержит специальную главу «Права несовершеннолетних». Она открывается статьей 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», устанавливает особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, вводит для них новый институт семейного воспитания – приемную семью.

Наиболее актуальные вопросы защиты детей регулярно рассматриваются на заседаниях созданных при Правительстве РФ межведомственных комиссий – по делам несовершеннолетних и по координации работ, связанных с выполнением в нашей стране Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, развития и защиты детей. С 1993 года издается ежегодный Государственный доклад, содержащий систематизированную аналитическую информацию о положении детей в РФ и тенденциях его изменения, который служит основой для корректировки политики в отношении детей. С 1995 года реализуется Национальный план действий в интересах детей, благодаря которому удалось в значительной мере продвинуться в решении многих острых проблем детства.

Меры по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей осуществляется в рамках программы «Дети России». С 1994 года федеральная программа «Дети России» получила статус президентской, т.е. пользуется поддержкой Президента в ее реализации. С момента утверждения программы она включает отдельно программу «Дети-сироты», а с 1997 года в ней присутствуют программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» [28]. А СЕЙЧАС 2011 ГОД!

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (на 2001-2002 годы программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года № 625) основными целями и задачами, которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей-сирот «социального риска». Государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечении условий и гарантий для их интеграции в общество. Социальной и личностной самореализации, формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов [28]. ПЕРЕЧИТАЙТЕ! ПРОВЕРЬТЕ!

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. РАНЬШЕ!

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Таким образом, несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка) [14]. Однако государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление.

На сегодняшний день существует большое количество бюрократических барьеров при усыновлении, которые необходимо упрощать и делать процедуру более простой и понятной.

Таким образом, в РФ задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. В настоящий момент главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основными направлениями деятельности социального педагога учреждений государственной поддержки детства являются: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультационное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. НЕПОНЯТНО, ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ЭТОТ ВЫВОД?


1   2   3   4