|
Литература: Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект»
Час общения,
посвященный 20-летию
Конституции Российской Федерации
Цели:
формирование понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации у учащихся;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики РФ для нашего государства;
расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
План классного часа:
I этап – Подготовительный.
Задание учащимся:
- выучить наизусть гимн Российской Федерации
II этап – Организация работы.
III этап – Основная часть.
- Конституция РФ.
- Государственная символика РФ.
- Изготовление поделки «Флаг РФ».
IV этап – Подведение итогов.
Оборудование:
- Презентация: «Конституция Российской Федерации».
- Рисунки герба РФ (для раскрашивания).
- Аудиозапись гимна РФ.
- Образец поделки «Флаг РФ» (настольный, на подставке). Флажки могут быть использованы для украшения класса на любой праздник.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.
Ход классного часа
I этап – Подготовительный.
Задание учащимся:
- выучить наизусть гимн Российской Федерации;
- для выполнения поделки необходимо подготовить и принести: цветную и белую бумагу, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробку от пластиковой бутылки, пластилин.
II этап – Организация работы.
Классный руководитель: Сегодня, 2 сентября 2013 года в соответствии с письмом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в школах проводится Урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Вопрос классу: Скажите, а кто знает, что такое Конституция?
III этап – Основная часть.
Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о Конституции Российской Федерации и о государственной символике.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Конституция Российской Федерации – это официальный документ, который был принят всенародным голосованием в 1993 году, а с 19 сентября 1994 года – день 12 декабря стал Всероссийским праздником День Конституции и был признан выходным днем.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».
Вопрос классу: Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
Классный руководитель: В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Вопрос классу: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Классный руководитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Классный руководитель: наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это обязанности?
Классный руководитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
Классный руководитель: давайте попробуем применить Конституцию РФ к сказкам. Слушайте внимательно вопросы, думайте, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»).
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (Ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города и др.).
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? (Ответ: «Приключения Буратино». Карабас-Барабас и др.).
4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Ответ: Баба-Яга и др.).
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Ответ: Снежная королева).
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Ответ: дед из сказки «Репка»).
Классный руководитель: А теперь маленькие задания. Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает: какие права нарушал их герой по отношению к другим героям, или какими правами воспользовался? А потом расскажут нам (можно записать на листках и зачитать).
1. Баба-Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).
2. Кощей Бессмертный (нарушил право на свободу).
3. Дедушка Чиполлино (у него нарушено право на свободу).
4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).
5. Лиса (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность).
6. Волк (Красная шапочка) (нарушил право на личную неприкосновенность).
7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
8. Волк (Три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).
10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).
11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).
12. Капитан Врунгель (воспользовался правом свободы передвижения).
13. Сеньор помидор. Тыква. (Нарушено право неприкосновенности жилища).
14. Знайка (воспользовался правом на образование).
15. Буратино (воспользовался правом на образование).
16. Герои Простоквашино (воспользовались правом на отдых).
17. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).
18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).
19. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).
20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).
В главе 4 описываются символы нашего государства.
Вопрос классу: Какие символы вы можете назвать?
Классный руководитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг?
Классный руководитель: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песня в честь государства.
Гимн России
Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей страны.
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна, исполнение гимна).
Следующий символ – это герб.
Вопрос классу: Как выглядит наш герб?
Классный руководитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Классный руководитель: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Классный руководитель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг?
Классный руководитель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Выполнение поделки: «Флаг РФ» (настольный, на подставке)
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин.
Алгоритм изготовления:
1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см;
2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем;
3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки);
4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку.
IV этап – Подведение итогов.
Рефлексия:
1. Что такое Конституция?
2. Когда была принята Конституция РФ?
3. Какие государственные символы вы знаете?
4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
5. Что символизирует каждая полоса флага?
6. Что из себя представляет герб РФ?
7. Кто написал текст и музыку для гимна РФ?
Спасибо за урок!
Домашнее задание: Раскрасить герб России.
|
|
|