Игры на уроках русского языка.
4 класс.
1.«Смешной алфавит»
Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) фразу таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний.
2. «Спринт»
Эта игра может использоваться при закреплении знаний, приобретённых в процессе изучения фонетики, орфографии и т.д.
Условия игры: за определённое время играющие должны справиться с конкретным заданием. Например:
Написать как можно больше слов любой части речи, состоящих из 1 (2,3, и т.д.) слогов.
Записать наибольшее количество слов с безударными гласными.
Написать как можно больше слов, где есть разделительный Ь.
3. «Орфографические джунгли»
Это ролевая игра. Играющие делятся на три группы: «джунгли», «первопроходцы» и «первопоселенцы». Группа «джунгли» готовит орфографический материал по той или иной части речи по изученным орфограммам. Каждое задание – заросли – этап прохождения джунглей. Задача группы «джунглей» приготовить задания как можно запутаннее и сложней, чтобы остановить группу «первопроходцев». Группа «первопоселенцев» проверяет, как группа «первопроходцев» выполняет задания. Если задание выполнено правильно, «первопоселенцы» строят дом и готовят защиту дома – вопрос группе «джунглей».
4. «Снежный ком»
Используется для освоения или закрепления навыков по составлению предложений. Один из играющих (или учитель) произносит нераспространённое предложение. Каждый следующий участник добавляет к предложению один любой член предложения, повторив при этом его целиком.
5. «Орфографический марафон»
Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.
7 класс.
1. «Сколько значений»
Используется для развития навыка правильного употребления предлогов с существительными в разных падежах. Формирует представление о многозначности и однозначности предлогов.
Условия игры: Учащиеся в течение 10 минут должны записать как можно больше многозначных предлогов. При проверке повторяющиеся примеры вычёркиваются. Побеждает тот, кто составил больше оригинальных примеров и указал наибольшее число предлогов.
2. «Употреби союз»
Используется для развития навыков употребления союзов в простых и сложных предложениях, закреплении знаний о сочинительных и подчинительных союзах.
Реквизит: жанровый рисунок, иллюстрация к какому-либо литературному произведению, предусмотренному программой.
Условия игры: Учащиеся по очереди на основе увиденного на рисунке составляют предложения так, чтобы получился связный текст. Обязательным при этом является одно из приведённых ниже условий, которое оговаривается заранее:
Все предложения должны быть только простыми и обязательно включать в себя союз;
Все предложения должны быть союзными сложными (можно иметь варианты, в которых будут только сочинительные или только подчинительные союзы).
Кроме того, в предложениях, по очереди составляемых учащимися. Союзы повторяться не должны.
3. «Пинг – понг»
Используется для закрепления знаний о значении частиц. Обучает правильному употреблению частиц в речи.
Условия игры: Учитель называет один из разрядов частиц – учащиеся приводят примеры частиц данного разряда, а также примеры их употребления в речи. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается.
Урок – ролевая игра
«О, край родной, как ты чудесен»
(подготовка к сочинению в 8 классе)
Цели:
Систематизировать материал о родном посёлке, собранный учащимися;
Завершить подготовку содержательной стороны сочинения;
Работать надразвитием речи учащихся;
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой родине.
Роли: художники, поэты, историки, журналисты, экскурсовод.
То не город, не городок,
Просто станция Березайка.
Часто шутят в поездах:
«Мы приехали, друг, вылезай–ка».
(А.И.Горошихина)
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. К нему мы готовились почти месяц. Вы собирали материал о нашем посёлке. Анализировали его, отбирали наиболее важное, группировали, выделяя связанные между собой наблюдения, мысли в отдельные части.
Цель нашего урока – систематизировать собранный вами материал и тем самым завершить подготовку содержательной стороны сочинения.
Сегодня на уроке каждый из вас будет иметь возможность проявить творчество, самостоятельность, эрудицию, т.к. вы не просто ученики, а художники, историки, журналисты, которые собрались здесь, чтобы. не боясь красивых фраз, сказать: «О край родной, как ты чудесен!»
Ваша задача не просто слушать всё, о чём будут говорить, но и составить в тетрадях конспект нашего сегодняшнего урока.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна..
Эти строки принадлежат Н.Заболоцкому. И мы с вами сегодня постараемся доказать, что то место, где мы родились и выросли – самое лучшее на всей земле, потому что это наша с вами малая родина.
(Видеофрагмент о Березайке)
Сегодня Березайка – это большой рабочий посёлок. Но давайте перелистаем страницы истории.
Историк: 1497 год. Именно в этом году появилось первое упоминание о нашем посёлке. Современная станция Березайка и близлежащие деревни располагались на бывшем Березайском погосте. Здесь на реке Березае стоял погост церкви Вознесение. На погосте жили поп Борно, церковный дьяк Федко, церковный сторож Степаненко. Погост имел большое число приходских деревень, в числе которых были деревня на Мошке (Мошонка) с девятью дворами, деревня Дубровка с двумя дворами и деревня Березница с одним двором. Березница – так раньше назывался наш посёлок. Березайкой он именуется с 1841 года, с момента, когда осуществляется строительство Николаевской железной дороги. В 1884 году на станции Березайка было всего 2 усадьбы. В 1909г. рядом со станцией находилось 5 усадеб, принадлежащих Белевичу, Костылёву, Рюмину, Федотову и Языкову. В 1917г.на станции было 106 деревянных строений, из них 17 жилых. Посёлок начинает расширяться с развитием завода.
Учитель: Итак, приблизительно с 1841 года наш посёлок начинает называться Березайка. Не правда ли, лучше названия и придумать не возможно.
А что представляется вам, когда звучит это слово?
Ученик:
Люблю тебя, мой край Тверской!
Люблю, отбросим все сомненья,
Твои озёра под луной, твоих берёз прикосновенья,
Люблю, когда поёт метель
Над белой шубой в перелеске,
Люблю, когда звенит апрель
И распускаются пролески,
А если песня зазвучит,
То в сердце нашем отзовётся…
И это всё – моя земля,
Что малой родиной зовётся.
(Н.А.Михайлова)
Экскурсовод: (виртуальная экскурсия по памятным места Березайки)
Историк: (из истории CЛЗ)
На месте, где построен сейчас наш завод, стоял лесопильный завод купца Пантюшина. Местный богатей Костылёв купил у Пантюшина в 1909 году половину завода и в погоне за барышами организовал стекольное производство. С 1910 началось строительство стекольного завода. Сначала был построен невысокий дощатый шатёр «Гутто», маленькая деревянная кузница и железная труба высотой 25 метров. Строительство было закончено 5 февраля 1911 года и с этого дня на заводе стали вырабатывать мелкую аптекарскую тару. После революции 1917 года завод продолжительное время простаивал и возобновил работу только в 1921 году, став государственным предприятием. В 1924 году на завод приехал первый советский директор – Бахвалов Василий Петрович. В этом же 1924 году в уездный город Валдай Новгородской губернии, где проездом находился Анатолий Васильевич Луначарский, выехала делегация рабочих для получения личного согласия Луначарского на присвоение его имени заводу. Анатолий Васильевич дал согласие и подарил свой портрет. С этого времени завод носит имя Луначарского. Началось интенсивное развитие завода, прерванное началом ВОВ. В октябре 1941 года оборудование завода было эвакуировано на завод «Степана Разина» в Горьковской области, и с 1942 по 1945 годы завод выпускал фляжку для нужд фронта. После возвращения из эвакуации завод продолжал расширять производство. В послевоенные годы были построены и запущены новая паросиловая, механическая мастерская, кирпичное здание гаража. И сегодня завод продолжает развиваться. Осуществлён перевод производства с жидкого топлива на газ. Запущена вторая линия по производству тары для детского питания. Значит жизнь завода продолжается. Да и как же иначе, ведь многие жители нашего посёлка работали и продолжают работать на нём целыми династиями. 77 семей работают на заводе по 3,4,5 человек. В прошлом году заводчане отметили соё 100-летие.
Журналист (видеоотчёт о командировке на завод)
Экскурсовод (у Обелиска)
Историк (ВОВ в жизни посёлка)
Экскурсовод (о Голодном, фрагмент из фильма «В небе над Дубровкой)
Учитель: Но конечно, главной достопримечательностью нашего посёлка была и остаётся природа. Красота Березайки поражает всех, кто когда – нибудь бывал здесь.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье.
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям.
Эти строки написаны М.Ю.Лермонтовым не про наш посёлок. Но посвящены Родине, России, а значит могут быть соотнесены и с нашей Березайкой. А почему бы и нет… Разве не прекрасен наш посёлок во все времена года.
Видеофрагмент «Природа Березайки»
Наша редакционная коллеги отобрала для сегодняшнего урока лучшие их ваших работ «Природные зарисовки родного края». Им слово.
Редакционная коллеги ( читают природные зарисовки «Березайка в разные времена года»)
Вот таким, благодаря искусству слова увидели мы свой посёлок. Какое буйство красок в этих маленьких пейзажных зарисовках. Хочется взять лист бумаги и рисовать, рисовать… Что и сделали наши художники.
Представление работ художниками.
И ещё одно задание получили художники к нашему сегодняшнему уроку: нарисовать герб нашего посёлка.
Защита проектов «Герб посёлка»
Наш с вами урок подходит к концу, но это не значит, что в той работе, которую вы проделали можно поставить точку. Наш посёлок продолжает жить и развиваться и следующую страницу истории напишите именно вы. Будущее за вами. И я верю, что ваши дети и внуки так же как и мы с вами сегодня смогут с гордостью сказать : «О край родной, как ты чудесен!».Всем спасибо за работу. Запишите домашнее задание:
Группа 1: составить сложный план к сочинению.
Группа 2: тезисный план.
Группа3: простой план.
Приложение №2.
Факультативное занятие по русскому языку в 11 классе.
«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь!
Мой раб! Родной язык!»
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийная установка, компьютер;
Электронная программа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный курс»
Презентация к уроку.
Карточки для игры «Домино»
Цели:
Повторить материал по теме «Языковые средства выразительности речи»
Научиться различать самые распространённые изобразительно-выразительные средства;
Подготовиться к выполнению задания В-8 в ЕГЭ.
СЛАЙД №1
Эти слова В.Я.Брюсова я вынесла в название нашего занятия неслучайно. Вдумайтесь в них: верный друг и враг коварный, царь и раб – родной язык. Как метко сказано. Под этим высказыванием, я думаю, с удовольствием подписался бы каждый из вас. «О, русский язык!»-говорим мы с восхищением, и «Ох, уж этот язык!»- произносим, когда вновь и вновь сталкиваемся с какими-то трудностями в плане его изучения. Кроме смысловой, содержательной стороны этого высказывания, оно интересно и своей изобразительностью.
Что лежит в его основе? (Антитеза)
Вот мы уже и перешли к теме нашего занятия, целью которого является подготовка к выполнению самого, на мой взгляд, трудного в части В, да и вообще в ЕГЭ задания – В-8. Это задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам необходимо будет проанализировать средства выразительности. Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, чётко уяснить себе, что же такое языковые средства выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространённые из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить успешное выполнение этого задания.
СЛАЙД№2
Итак, давайте вспомним наиболее распространённые языковые средства выразительности и фигуры речи. Вот перечень терминов, наиболее часто встречающихся в задании В-8.
Попробуйте вспомнить определения, привести примеры употребления их в языке, вспомните цитаты из изученных вами произведений.
Ну что ж. Давайте вспоминать вместе.
СЛАЙД №3
СЛАЙД №4
СЛАЙД №5
С вопросами теории мы разобрались, пора переходить к практике.
Игра «Домино»
«ЕГЭ. Русский язык.» (диск)
Но в тестах образца 2007 года это задание выглядит несколько иначе. Вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются его языковые особенности. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии пропущены. Вам нужно на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.
СЛАЙД №6 (тексты на партах)
СЛАЙД №7 (тексты на партах)
Наше занятие подошло к концу. Мы повторили основные теоретические сведения, необходимые для успешного выполнения задания В-8. Но я уже наверное в сотый раз вам повторю: без постоянной, каждодневной практики, без тренировки и закрепления полученных на занятиях и уроках навыков, не возможно положительно сдать экзамен. Иными словами: ваша оценка в ваших руках. А значит надо подойти и взять на дом КИМы
Игра «Домино»
(по теме «Средства выразительности речи»)
|
Парцелляция.
|
Поэт внезапно встал. Побледнел. Вышел.
|
Анафора.
|
Давайте,кричите! Давайте кричите громче! Давайте всех поставим на уши!
|
Антитеза.
|
Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних.
|
Метафора.
|
Собирайся и ты в свой одинокий дом, в свою лисью нору, увешанную бесценными картинами
|
Риторический вопрос
|
Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
|
Эпитет.
|
Страшная, неистовая буря продолжалась до самого рассвета.
|
Сравнение.
|
На гладкой воде росчерком играл лунный блик: он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой
|
Экспрессивный повтор.
|
Искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию.
|
Градация.
|
На его лице светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
|
Фразеологизм.
|
Мне было невероятно стыдно оттого, что этот шут гороховый – моя мать.
|
Инверсия.
|
Гремят раскаты молодые
|
Параллелизм
|
Шёлкова ниточка к стене льнёт. Дунечка матушке челом бьёт.
|
Ряды однородных членов
|
В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших мне неизвестными.
Все скандалы потихоньку ушли, потонули.
|
Олицетворение.
|
Примечание: Перед игрой карточки с заданиями необходимо разрезать.Игроков может быть от 2 до 7. Начинается ход с первой «костяшки», на которой есть только название средства выразительности речи: «Парцелляция».Следующим ходит игрок, у которого на одной стороне карточки есть пример из произведения, иллюстрирующий это средство речи. Карточки необходимо перемешать.
Перечень электронных пособий,
используемых на уроках русского языка и литературы.
1.Программно-методический комплекс « Русский язык. Средняя школа.Семейный наставник» (5-9 классы) «Инис-Софт»
2. «1С:Школа. Русский язык. Морфология.Орфография 5-6 классы»
3. «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации»
4. «1С: Репетитор. Тесты по орфографии»
5.Электронное учебное пособие «Русский язык» (5-9 классы). Издательство «Просвещение. Медиа»
6. Электронное учебное издание «Русский язык» (5-9 классы) Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А. Издательство «Дрофа».
7. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.Русский язык». Издательство «Экзамен».
8. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература» Издательство «Экзамен»
9. Аудиошкола «Хрестоматия по литературе» (5-11 классы) ООО «Эль-рекордс»
10. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ООО «Кирилл и Мефодий»
|