|
Кризис трех лет в жизни почти каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлыми ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка.
Кризис трех лет
В жизни почти каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлыми ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисов трех лет, а возраст три года называют серединой пути "психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста".
Основные негативные проявления, наблюдаемые во время кризиса 3-х лет:
Симптомы "плохого" поведения
|
Описание симптомов по Л.С.Выготскому
|
Негативизм
|
Ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят
|
Упрямство
|
Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал
|
Строптивость
|
Ребенок проявляет недовольство независимо от того, доволен ли он на самом деле
|
Своеволие
|
Ребенок хочет все делать сам
|
Протест-бунт
|
"Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
|
Обесценивание
|
Ребенок начинает ругаться, отказывается от игрушек и других предметов, которыми он пользовался раньше
|
Деспотизм или ревность
|
Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими:
в отношении со взрослыми;
в отношении с младшими и старшими братьями и сестрами
|
Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, этот переходный период может пройти достаточно гладко и безболезненно.
Кризис трех лет будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители во что бы то ни стало стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность малыша. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты в семье, следствие же этого - отсутствие контакта, взаимопонимания и возможные проблемы в период подросткового возраста ребенка.
Таким образом, во время кризиса трех лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Взрослым трудно принимать и любить его таким, какой он есть, они часто стараются "переделать", перевоспитать его. Однако это далеко не всегда приносит положительные результаты. Ребенок изменился, и взрослым тоже следует изменить свое отношение к нему, характер взаимодействия. Возрастает самостоятельность ребенка - значит, необходимо увеличить степень свободы в действиях ребенка. Ребенок бунтует против прежних правил в семье - надо сделать эти правила более гибкими, приспособить их к новым потребностям малыша. Главное - вовремя понять и помочь ребенку, потому что мы нужны ему, как никогда.
И даже если в этот момент он совсем не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый, лучшее, что можем сделать мы, взрослые, - принять его таким, какой он есть, и любить.
"Что посеешь, то и пожнешь" - гласит известная пословица. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос честным, добрым, порядочным? Так закладывайте это с самых первых дней его жизни. Любите, уважайте его, не позволяйте себе оскорблять ребенка, даже если он совсем мал и вам кажется, что он ничего не понимает. Будьте сами образцом честности, доброты, порядочности для него. А если вдруг ошибетесь или испытаете чувство вины - извинитесь перед ним.
Любите и принимайте его таким, какой он есть. Не ждите от него подвигов и достижений. И тогда ваши любовь и доброта породят любовь и добро, а не злобу и агрессию.
Кризис трех лет, "Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно не доволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
|
|
|