|
Которая нас всех объединяет «Всегда ли мы понимаем наших детей»
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
ВСЕГДА ЛИ МЫ ПОНИМАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ
Я признательна Вам за то, что Вы нашли время и пришли поговорить на тему, которая нас всех объединяет «Всегда ли мы понимаем наших детей».
Для знакомства давайте расскажем: кто у вас — мальчик или девочка? Первый или второй ребенок?
Ответы родителей.
Из этих данных я делаю вывод, что у вас с вами такой разный педагогический опыт, тем интереснее будет беседа.
Вступление
“Очаг семейный –
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье”
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”.
Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку выжить в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка. (Пример: поиск няни для ребенка. В основу выбора – способность любить детей).
Вопрос: Что значит: “любить ребенка”?
Ответы родителей.
“Кувшин чувств”
Вследствие этого негативные эмоциональные проявления и у ребенка.
Сомневаетесь? Не уверены?
Давайте проследим это на примере “Действие фраз родителей на ребенка”.
“Ребенок-статуя”
(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
1 фраза:
|
“Перестань глазеть” – (завязать родителю глаза)
|
2 фраза:
|
“Закрой свои уши” – (завязать уши)
|
3 фраза:
|
“Закрой рот” – (завязать рот)
|
4 фраза:
|
“Убери руки”– (связать руки)
|
5 фраза:
|
“Стой смирно”– (связать ноги)
|
6 фраза:
|
“Перестань реветь”– (перевязать живот)
|
После всего мы продолжаем “воспитывать” своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим?
(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
: Что вы чувствовали.
Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Практическое задание родителям “Загибаем лист”:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Впрочем, зачитаю вам слова:
-
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, теряет авторитеты, не уважает старших”.
(Сократ IV–III до н.э.)
“Молодые люди нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен”.
(Вавилон. Глиняный горшок возраст 3 тыс. лет)
Что же получается? Во все времена молодежь гневно упрекают взрослые люди, не верят в нее, а она, подрастая, также недовольна новым поколением.
И главное: мир все еще не рухнул.
И вопрос здесь в другом: во взаимопонимании родителей и детей”.
и насилием – непрочно, неверно, ненадежно” – Януш Корчак.
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их. Нам часто кажется, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды.
Какие взгляды на семью у ваших детей? Как они себя чувствуют рядом с вами?
Задание 1 “В лучах родительского солнца” (заготовить солнце)
- На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
- Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев
- Итак, мы сделали 1 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь, что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка (слайд 6).
Задание 2 «Заморочки из бочки»
- Давайте попробуем дать советы родителям, которые столкнулись с проблемой непонимания.
Ситуация 1 (слайд 7).
Дочь накрасила ногти ярким цветом. Мама отреагировала криком, сказала, что с такими ногтями в школу нельзя. Дочь ответила: «- Мама ты ни чего не понимаешь в моде». А как бы поступили вы? Как найти компромисс?
(ответы: научить краситься аккуратно, объяснить, что можно подобрать другой цвет, и это будет красиво, или разрешить красить, ногти в то время когда нет занятий).
Ситуация 2 (слайд 8).
В 7классе у сына появились плохие оценки, он стал мало времени уделять подготовке к урокам. Отец сказал, что ты не первом классе, как хочешь, так и исправляй, за cвои поступки надо отвечать. Но положение в школе только ухудшилось. А как бы поступили вы? (ответы: помочь выполнить домашнее задание, объяснить, а потом проверить результат)
- Хорошо, мы сделали ещё один шаг к пониманию, это помощь нашему ребёнку, надеюсь, что именно так мы будим общаться с нашим ребёнком (Слайд 9)
Задание 3 «Открытое письмо родителям»
-
конверт «Хоть говорят, что родители всегда правы, но дети никогда не поймут родителей и я бы сделал на их месте по–другому: во–первых, надо больше доверять своим детям, а не кричать сразу «врешь!», во–вторых, надо меньше кричать на нас, этим ничего не добьешься, судя по себе я больше восприняла и выслушала бы спокойный разговор, чем крики и старалась бы не расстраивать родителей. Меня не устраивают вечные упреки, если что-нибудь не так сделала или где-нибудь провинилась, то все, эта тема на месяц, хотя стараешься про это забыть, а родители вечно про это напоминают».
Итак, что необходимо для понимания? (доверие, терпение, любовь) на доске
-
конверт «Мне хотелось бы, чтобы родители уделяли больше внимания мне и моим проблемам, что бы могли подсказать, помочь».
- Что необходимо для понимания? (помощь, внимание) на доске
3 конверт «Родители – это самое светлое, что у меня есть. Пускай они меня ругают, значит, есть за что, я все равно их люблю».
- Мы завершили свой путь к пониманию. Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов, что бы добиться понимания наших детей, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
И в завершении нашей беседы я хотела бы вам предложить некоторые советы, как добиться взаимопонимания.
Советы родителям для взаимопонимания:
- Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его.
- Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности.
- Умение слушать и слышать собеседника.
- Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада.
- Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему "громкому" примеру.
- Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ.
- Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи.
- Основной путь к взаимному пониманию родителей и подростка - это проявление терпения и сочувствия.
- Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной.
- Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым
Рефлексия.
Вы не зря потратили время?
Что дала вам беседа?
Большое спасибо за помощь и сотрудничество.
|
|
|